Раздел 3. Система управления как объект исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Система управления как объект исследования



 

В условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершенствованием систем организаций (предприятий). При этом систему любой организации следует рассматривать как социально–экономическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию. При реализации такой функции в социально–экономической системе организации, а они всегда открытые, в общем случае следует определить "границы" системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы и внешнюю среду. В ряде случаев такие "рамки" во многом будут условны, но тем не менее подобное разделение необходимо.

Таким образом, система организации, с учетом определения термина "система", в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально–технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению установленных целей.

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к пространственным сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним системообразующим факторам социально–экономических объектов следует относить:

• целевые;

• временные (они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими);

• пространственные (в том числе географические);

• тенденциональные (тенденции развития);

• политические;

• экономические;

• финансовые;

• социальные;

• правовые;

• технические;

• организационные;

• ретроспективные.

Среди внутренних системообразующих факторов выделяют:

• целевые;

• стратегические;

• общекачественные (общие для всех элементов объекта и субъекта управления качественные особенности и признаки — технология, общая и профессиональная культура, включающая, например, способность к восприятию нововведений, и др.);

• причинно–следственные;

• взаимодополняющие;

• стабилизационные;

• связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей);

• функциональные;

• искусственные.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально–технических и информационных средств, основывается на прямых и обратных связях.

Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информацией и материально–техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная.

При прямой связи выходное воздействие одного элемента осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы. Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов.

Принцип обратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управляемого объекта. При действии обратной связи на уменьшение отклонения системы от первоначального состояния она называется отрицательной (например, уменьшение контролируемого спроса ведет к снижению результатов работы системы организации), в противном случае — положительной обратной связью.

В системе могут реализовываться функциональные связи. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами организации в процессе осуществления ими своих функции. Классифицируя функциональные связи по пространственному признаку их можно подразделить на:

A горизонтальные,

Aвертикальные,

Aдиагональные.

Горизонтальные функциональные связи возникают в процессе выполнения функций управления между должностными лицами и подразделениями субъекта управления одного иерархического уровня, вертикальные — между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в субординационных отношениях одной линейной подсистемы, а диагональные — между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в разных линейных несубординационных (несоподчиненных) подсистемах.

При раскрытии содержания терминов подсистем системы организации в первую очередь следует остановиться на управляемой подсистеме, называемой объектом управления. Данная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс в данном случае следует понимать более широко, включая процессы производства продуктов и изделий, зданий, сооружений и т.п., а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно–исследовательских, маркетинговых, кадровых, сертификационных и прочих подобного рода услуг. Соответственно управляемую подсистему можно назвать также производственной.

Для системы производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроения это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.

Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомогательную продукцию, потребляемую непосредственно при производстве основной продукции предприятия.

Обслуживающее производство включает подразделения, предназначенные для обслуживания основного и вспомогательного производств. К ним могут относится, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Воздействия осуществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех элементов и подсистем.

По своей сущности понятие "управляющая подсистема" адекватна термину "система управления", т.е. это синонимы.

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и субподсистем управляющей подсистемы, взаимодействующих между собой и участвующих в том или ином виде в процессе воздействия на объекты управления (управляемую подсистему) для достижения главной, основных и других целей системы.

Система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

В любой СУ можно выделить ряд подсистем управления, состав и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей системы организации. Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня (например, СУ бригадой — в СУ участком, СУ участком — в СУ цехом, СУ цехом — в СУ организацией и т.д.). Данный подход "вхождения" одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально–экономическая система.

Структура таких систем может наглядно изображаться в пространстве (после их декомпозиции) в виде ориентированного дерева, в котором вершины соответствуют системам соответствующего уровня, а дуги — связям.

Таким образом, обобщая определения и понятия, данные ранее терминам "исследование" и "система управления", можно сказать, что в общем виде исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами–исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.01 с.)