Интервью как устная форма опроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервью как устная форма опроса



1. Интервью — устная форма опроса, в основе которой лежит не­посредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью ("с глазу на глаз"), а опосредован­ный контакт производится при помощи телефона или компью­тера.

Данный метод строится по принципу беседы исследова­теля с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и ка­чественно.

2. Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам:

по месту проведения:

• месту работы, учебы — интервью, проводящиеся в каком–либо служебном помещении, целью которых является изу­чение производственных или учебных групп, проблем их функционирования, причин их возникновения и т. д.;

• месту жительства — интервью, проводимые в неофициаль­ной обстановке, на ответы которых не влияют производ­ственные или учебные связи;

Форме.

• формализованное — опрос осуществляется по заранее разра­ботанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать;

• фокусированное — опрос, характеризуемый не такой строго­стью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заго­тавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться. Главное условие данного интервью — получить информацию по каждому заготовленному вопросу. В про­цессе данного интервью собираются мнения и оценки по конкретной исследуемой ситуации, респонденты заранее ознакомляются с предметом исследования;

• свободное — менее формализованное интервью, для проведе­ния которого не разрабатывается детализированный во­просник, а набрасывается лишь общий план интервью. Данный вид интервью характеризуется более откровенной и доверительной атмосферой, в которой должны отсутствовать помехи, беседа должна вестись непринужденным образом, интересы респондента должны соблюдаться. При проведе­нии свободного интервью необходимо соблюдать правила: никаких критических замечаний респонденту, ведение запи­сей по ходу интервью только с разрешения интервьюируе­мого, продолжительность интервью в среднем составляет 2— 3 часа;

способу контакта:

• личное – проводимое при непосредственном контакте ин­тервьюера с респондентом;

• опосредованное – для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера. В данном виде интервью выделяют:

• традиционное телефонное — характеризуется низкой стои­мостью, возможностью охватить большее число респон­дентов, обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий пе­риод времени. Методу присущи следующие недостатки: невозможность что–либо показать респонденту, невоз­можность получить личное впечатление от встречи с рес­пондентами, трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респонден­та может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить каче­ство проведенного интервью и установить, все ли запла­нированные к опросу респонденты в реальности были им охвачены;

– телефонное интервью из специально оборудованного поме­щения, при проведении которого работают несколько ин­тервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры;

– телефонное интервью с помощью компьютера, который осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступитель­ный текст, а затем — последовательно задаваемые вопро­сы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачи­тывает респонденту вопросы и с помощью кода фикси­рует названный вариант ответа.

3. Важную роль при проведении интервью играет непосредствен­но интервьюер. В США в качестве интервьюера предпочитают женщин. Выбор интервьюера осуществляется при помощи тес­тов. Желательно, чтобы интервьюер был социологом. В процес­се проведения интервью на респондентов влияют:

• личные характеристики интервьюера: пол, возраст, нацио­нальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д. Влияние пола и возраста интервьюера осуществ­ляется следующим образом:

• между мужчинами, как правило, чаще складываются не­официальные отношения, чем между женщинами;

• мужчины–интервьюеры предпочитают работать с мужчина­ми, женщины склонны интервьюировать респондентов обо­его пола;

• мужчины–интервьюеры более критичны к своим собеседни­кам, чем женщины;

• разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;

• значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах;

внешние характеристики интервьюера:

• фигура;

• опрятность;

• одежда;

• прическа;

• речь;

• стиль общения;

• поведение;

• реакция на ответы респондента и т. д.

4. Интервьюирование имеет следующие достоинства:

• респондент не может быть подменен другим, а именно: интер­вьюирование осуществляется посредством контакта, который создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;

• для проведения интервью необязательно заранее детально раз­рабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;

• гарантируется получение ответов на все вопросы и серьезное отношение респондента к опросу посредством осуществления личного контакта интервьюера с респондентом;

• интервьюирование осуществляется для небольшого числа оп­рашиваемых;

• надежность получаемых данных;

• у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;

• в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия.

Интервьюированию присущи следующие недостатки:

• малая оперативность;

• временные и материальные затраты;

• использование большого количества интервьюеров;

• сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны быть квалифицированными специалистами;

• возможность прерывания интервью;

• невозможность проверки степени и характера влияния интер­вьюера на респондента;

• сложность обработки полученных данных.

Метод анализа документов

1. Метод анализа документов — метод сбора данных в ходе прове­дения исследований систем управления, основанный на приме­нении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконо­графической форме и др.

Документ — зафиксированная на материальном носителе ин­формация с определенными реквизитами.

Использование данного метода дает исследователю возмож­ность определить структуру и элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элемен­там, изучить законы функционирования данной системы, при­обрести сведения, необходимые для изменения изучаемой сис­темы, и т. д. Метод анализа документов бывает двух видов:

• традиционный;

• формализованный.

2. Традиционный анализ документов состоит из исследования со­держания документов:

• его авторов;

• целей создания;

• форм и видов;

• надежности документов;

• достоверности используемой информации.

Данный метод используется при анализе:

• функциональных обязанностей в сочетании с анализом прика­зов о поощрении;

• справок по результатам проверки деятельности подразделений;

• писем, жалоб, приходящих в аппарат управления.

3. Формализованный анализ документов (контент–анализ) — ме­тод сбора данных при помощи количественного описания имею­щейся информации в документах. Анализу подвергаются различ­ные источники информации:

• официальные документы организации (устав, указы, прика­зы и др.);

• логотипы;

• эмблемы;

• этикетки;

• видеозаписи;

• газетные и журнальные статьи;

• фотографии и др.

Основу данного метода составляет процесс кодирования ин­формации с целью получения количественной информации о содержимом документа.

Контент–анализ разделен на следующие стадии:

– определение системы категорий анализа, т. е. смысловых еди­ниц, которые находятся в тексте. При этом необходимо опреде­лить систему смысловых единиц таким образом, чтобы она:

• соответствовала решению исследовательских задач;

• отражала смысл основных понятий исследования;

• была надежной, ее составляющие были взаимоисключаю­щими;

– выбор единицы анализа текста, в качестве которой могут вы­ступать:

• слово;

• предложение;

• тема;

• идея;

• автор;

• персонажи;

• социальная ситуация;

• часть текста;

– установление единицы отсчета — количественный критерий единицы анализа, которая позволяет зафиксировать частоту появления единиц анализа в исследуемом документе. В каче­стве единиц отсчета могут выступать:

• количество определенных слов;

• число красных строк;

• общее число строк;

• количество строк;

• число букв в абзаце и т. д.

4. Документы различаются по следующим классификационным признакам:

способу изготовления:

• письменные — к которым относятся печатные и рукописные документы;

• видео–, кино–, фотодокументы, картины и т. д.;

• звуковые — радиозаписи, магнитофонные записи, компакт–диски;

• машинные — которые обрабатывают данные средствами вы­числительной техники;

характеру генезиса:

• официальные — которые создаются юридическими и должно­стными лицами. Например, общеадминистративные доку­менты (принимаются и оформляются руководством пред­приятия, касаются общих вопросов функционирования ор­ганизации и ее производственной деятельности), служебные документы (отражают сведения об имевшим место факте в организации);

• неофициальные — которые создаются неофициальными ли­цами, например, неформальным лидером;

характеру аудитории:

• внешние ~ создаются для предоставления их другим ор­ганизациям или полученные от других предприятий;

• внутренние — создаются для использования внутри органи­зации;

характеру используемой информации:

• первичные документы, которые составляются на основе не­посредственных результатов исследования конкретных ситу­аций, деятельности отдельных лиц;

• вторичные документы составляются на основе первичных документов и имеют более обобщенный характер;

тематике содержания:

• исторические;

• экономические;

• правовые;

• статистические и др.;

сроку хранения:

• временного хранения;

• постоянного хранения;

этапу формирования:

• оригинал;

• копия.

5. Данный метод имеет следующие достоинства:

• нет необходимости добывать информацию, так как данный метод использует уже имеющуюся информацию;

• высокая степень надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для проверки;

• возможность исследования системы управления в историчес­ком плане посредством анализа документов прошлого. Недостатком данного метода анализа документов является то, что есть вероятность столкнуться с фальшивыми документами.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Долятовский В. А. Исследование систем управления: Учебно–практическое пособие по специальности "Менеджмент" / В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 255 с.

2. Егоров Ю.Л. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: ЗелО, 1997.

3. Злочевский И. А. Исследование и проектирование систем управления: [учебное пособие для вузов] / И. А. Злочевский, А. А. Огарков, С. Г. Лагутин; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Волгогр. акад. гос. службы. – Волгоград: [Б. и.], 2004. – 194 с.

4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Кафидов В. В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / В. В. Кафидов; Московский гос. социальный университет, Фак. социльаного управления. – М.: Академический Проект, 2003. – 155 с. – (Gaudeamus).

6. Климова Г. Г. Исследование систем управления: сборник заданий для самостоятельной работы [для спец. 080507 "Менеджмент организации"] / Г. Г. Климова; Урал. акад. гос. службы. – Екатеринбург: Б. и., 2006. – 20 с.

7. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ДеКА, 2000.

8. Малин А. С. Исследование систем управления: [учебник для вузов] / А. С. Малин, В. И. Мухин; Гос. ун–т – Высш. школа экономики. – 2–е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 400 с.

9. Мишин В. М. Исследование систем управления: [учебник для вузов по специальности "Менеджмент орг."] / В. М. Мишин. – 2–е изд. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 527 с.: ил. – (Профессиональный учебник. Менеджмент). – Рек. М–вом образования РФ. – Библиогр.: с. 526–527.

10. Мухин В. И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент" / В. И. Мухин. – М.: Экзамен, 2003. – 383 с.

11. Ползунова Н. Н. Исследование систем управления: Учеб. пособие для высшей школы / Н. Н. Ползунова, В. Н. Краев; Владимирский гос. университет. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.

12. Рогожин С. В. Исследование систем управления: учебник для студентов вузов по специальности "Менеджмент" / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. – М.: Экзамен, 2005. – 286.

СЛОВАРЬ

 

Абстракция (от лат abstmctto — отвлечение) — мысленный процесс отвлечения от некоторых свойств и отношений объектов, которые рассматриваются при проведении исследования и принимаются как несущественные и второстепенные.

"Дерево" целей — структурированная и построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель ("вершина дерева"), подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней ("ветви дерева").

Адаптация — приспособление элементов, подсистем и системы в целом к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Аксиома — исходное положение или утверждение, принимаемое без доказательства и лежащее в основе других положений научной теории или взаимодействия субъектов и объектов управления.

Алгоритм (от Algonthmi — от имени среднеазиатского ученого Аль–Хорезми) — результирующая совокупность точных предписаний или правил, с помощью которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы Применительно к исследованию это строгая последовательность выполнения операций проведения исследовательских работ в целях достижения определенного результата.

Анализ — всесторонний разбор, рассмотрение, метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего–либо, составная часть любого исследования, функция управления Как функция управления анализ представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта Анализ может быть ретроспективный, сравнительный, факторный, корреляционный, по видам деятельности (экономический, технический, экологический) и т. п.

Аналогия (от греч analogia — сходство, соответствие) — умозаключение, позволяющее на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их свойствам и отношениям сделать соответствующие вероятностные выводы.

Апостериори и априори — философские категории, служащие для обозначения полученных из опыта (апостериори) и предшествующих ему (априори) знаний.

Апробация — проверка на практике в реальных условиях теоретически полученных расчетов, схем, моделей различных процессов и т. п.

Аргументация (от лат argumentation — приведение аргументов) — способ убеждения на основе суждений и доказательств какого–либо определенного тезиса.

Аспект исследования — одна из сторон исследования (организационный, экономический, социальный, психологический и другие аспекты).

Бизнес–процесс — совокупность последовательно сменяющихся потоков состояний и необходимых для их осуществления работ (например, от одного исполнителя к другому или от одного подразделения к другому) по реализации предпринимательской деятельности, проводимой за счет собственных или заемных средств предпринимателя, под его ответственность, на его страх и риск с целью удовлетворения потребностей потребителей и развития собственного дела на основе получения прибыли. Перечень Б.–п. может быть различным. Например, на промышленном предприятии в их состав следует включать: маркетинговые исследования, поиск и изучение рынков, анализ конкурентов, мониторинг потребностей, исследование и проектирование новых видов продукции и услуг, выбор и мониторинг поставщиков, постановка продукции на производство, управление качеством, маркетинговые мероприятия на стадии товарооборота продукции и услуг, работы по сбыту и распределению продукции (в том числе допродажное и сервисное обслуживание, выбор и мониторинг посредников), работы по транспортировке, хранению и монтажу продукции, эксплуатационный мониторинг, развитие предприятия. Все они могут подразделяться на субпроцессы. При этом каждый Б.п. должен иметь начало — вход, последовательно выполняемые потоки состояний и работ, конец — выход.

Верификация (от лат. verificatio — подтверждение, доказательство) — процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификации посредством выведения логических следствий из непроверяемых утверждений и соотнесения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким косвенным способом.

Вероятность — понятие, обозначающее степень возможности появления случайного массового события при фиксированных условиях испытания. Такая интерпретация называется частотной, или статистической, вероятностью, так как она основывается на понятии относительной частоты, результаты которой определяются путем статистических исследований. Логическая интерпретация вероятности характеризует отношение между посылками гипотезы и ее заключением. Это отношение определяется как семантическая степень подтверждения гипотезы ее данными. Поскольку такой же характер имеет отношение между посылками и заключением индукции, то логическую вероятность называют также индуктивной.

Внешняя среда — совокупность свойств окружения исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует. Выделяют как минимум два вида внешней среды: микросреду — ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект; макросреду — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект.

Внутренняя среда — совокупность свойств внутреннего содержания и взаимодействия элементов объекта исследования: ресурсных (материально–техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.

Гипотеза — предварительное и предположительное научное представление о познаваемом объекте исследования, основанное на ранее полученных данных и знаниях.

Гипотетико–дедуктивный метод — способ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.

Государственная научно–техническая политика — составная часть социально–экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно–технической деятельности. Она определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники. Осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью; гласность, экспертиза, конкурсность, гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований, интеграция различных форм деятельности и структур; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетные направления; стимулирование; развитие науки, научно–технической и инновационной деятельности; развитие международного научно–технического сотрудничества.

Государственная научно–техническая программа — комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно–технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Дедуктивный метод — способ исследования, при котором частные положения на основе логических умозаключений и здравого смысла выводятся, доказываются из общих положений и посылок (из законов, закономерностей, аксиом, постулатов, принципов); способ исследования, основанный на использовании дедукции.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуждений и посылок к частным или другим общим выводам.

Декомпозиция — аналитический метод разделения сложного целого (систем, подсистем и т.п.) на более простые составные части при исследовании для этого определенных критериев.

Диагностика системы управления — совокупность исследовательских работ по определению целей, состояния, недостатков и причин их появления, направлений совершенствования системы.

Интеграция – (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Закономерности — устойчивые тенденции изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения. Применительно к экономике и управлению это существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и явления в экономических и управленческих процессах, вытекающие из соответствующих законов экономики и управления.

Законы экономики и управления — существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и взаимозависимости при осуществлении экономических и управленческих процессов.

Идеализация — мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов.

Изменение организационное — поправка, перемена, изменяющая существующее состояние организационной системы с целью ее улучшения. Изменения могут быть несущественными, существенными и радикальными.

Имидж организации — образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика.

Имидж продукта — устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Индукция (от лат. inductio — побуждение, наведение) — умозаключение, основанное на логическом рассуждении и здравом смысле от единичных, частных положений, явлений и фактов к общим выводам и обобщениям.

Инжиниринг (от англ, engineering) — обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс коммерческих операций по оказанию консультантами–специалистами соответствующим заказчикам услуг инженерно–технического и экономико–управленческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. В услуги, как правило, включаются консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации и т.п. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на услуги: 1) связанные с подготовкой производственного процесса; 2) по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Интуиция (от лат. intuition — пристальное всматривание, созерцание) — способность непосредственного постижения истины без логического обоснования и доказательства.

Иррациональный (от лат. irrationalize — неразумньй, бессознательный) — понятие или суждение, находящееся за пределами разума и логики и потому противоположное разумному, целесообразному и обоснованному фактами и логикой.

Исследование — научный труд, вид научной деятельности; научное изучение и процесс познания; процесс изучения какого–либо объекта и получения на этой основе новых знаний о нем.

Исследование систем управления — научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами–исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Качество исследования — определенная совокупность свойств исследования, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.

Качество управленческого решения — совокупность параметров решения, удовлетворяющих запросы конкретных потребителей и обеспечивающих его реализацию.

Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Термин состоит из латинского корня "квали" (qualitas — "качество" или quails — "какой по качеству") и греческого — "метрия" (metreo — "измеряю"). В настоящее время данный термин нашел широкое распространение, как в теории, так и в практике управления.

Классификация — способ, на основе которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект, мог попасть бы только в один из них.

Конвергенция – (от лат. convergens - сходящийся) - сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

Консультации — советы специалистов, основанные на изучении конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению ее результатов.

Концепция (латин. conceptio — восприятие) — комплекс основополагающих взглядов, замыслов, идей, принципов, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии предприятия, установлению правил поведения персонала. Структурно любая концепция (как документ) обычно содержит разделы: характеристика объекта концепции; цель и задачи концепции; основные принципы концепции; основные направления деятельности; механизм реализации концепции. Например, Концепция национальной безопасности РФ — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция исследования — система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.

Методика исследования — совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов с использованием для этого строго последовательных, систематических, точно сформулированных и следующих плану научно–обоснованных положений (утверждений и четко сформулированных мыслей).

Методология — учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология исследования — совокупность принципов, методов, форм и средств логической организации и проведения исследовательской деятельности, предполагающей осознание ее цели, выбор и использование определенного состава методологического арсенала.

Методы исследования — совокупность целенаправленных способов и действий получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

Моделирование логическое — выявление горизонтальных и вертикальных причинно–следственных связей между главными факторами, характеризующими управленческие, экономические, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процессов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.

Моделирование физическое — воспроизведение объекта в уменьшенных размерах с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого решения.

Моделирование экономико–математическое — описание процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого решения.

Модель — условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико–математическими и пр.

Модернизация — усовершенствование, улучшение объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями рынка и нормами.

Мониторинг — непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования.

Мышление — интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в обществе и природе.

Научный и (или) научно–технический результат — продукт научной и (или) научно–технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Ноу–хау — непатентуемые управленческие, технические, экономические или другие знания и практический опыт, представляющие коммерческую тайну.

Обеспечение качества — совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий для достижения определенного качества, удовлетворяющего установленным требованиям.

Обобщение (от лат. generalisatio — обобщаю) — логический процесс мысленного нахождения более широкого понятия на основе перехода от единичного и частного к общему. Обобщение должно иметь основание, т.е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать рассматриваемое явление и обозначить эту группу каким–либо понятием.

Объект исследования — структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство) и ее внутренняя и внешняя среда. При системном подходе объектом исследования являются системы (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), т.е. это то, что требует наличия системы управления и имеет ее.

Объяснение — одна из важнейших функций науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы и т.п.).

Опыт — основанное на практике знание действительности; накопленные навыки работы.

Опытно–конструкторская работа — комплекс работ по созданию конструкторской и технологической документации, изготовлению и испытанию опытных или головных образцов изделий (материалов, веществ и т.п.) или изделий единичного производства.

Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований.

Организационная структура управления — совокупность упорядоченных линейно и функционально взаимосвязанных структур, подразделений, органов управления и руководящих работников (менеджеров) организации (объединения организаций), осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием. Основные виды организационных структур: линейно–функциональная, линейно–штабная, дивизиональная, матричная, бригадная, проблемно–целевая и др.

Организация исследования — упорядочение исследовательских действий во времени, в пространстве и по содержанию на основе адекватных целям исследования принципов, методов, форм и средств.

Парадигма (от греч. — paradeigma — пример, образец) — пример из истории, используемый для доказательства чего–либо или сравнения; основополагающая теория и способы ее использования, принятые научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития.

Подсистема линейная неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая непосредственное управление производственным процессом в организации на основе управленческих принципов и координации работы целевых и функциональных звеньев на каждом уровне управления. Она включает всех линейных руководителей (генерального директора, его заместителей и руководителей подразделений).

Подсистема обеспечивающая — неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая правомочность, обоснованность, полноту и своевременность управления.

Подсистема функциональная — неотъемлемая часть системы управления, обеспечивающая выполнение соответствующей конкретной (специальной) функции управления для достижения основных целей деятельности предприятия.

Подсистема целевая — неотъемлемая составная часть системы управления, обеспечивающая комплексность управления для достижения одной из основных целей деятельности предприятия путем интеграции и координации выполнения необходимых для этого конкретных (специальных) функций управления.

Подтверждение — критерий, на основе которого характеризуется соответствие гипотезы, закона или теории наблюдаемым фактам или экспериментальным результатам.

Подход — совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем–нибудь, исследования чего–либо или осуществления, ведения чего–либо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.087 с.)