Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос как логическая реальностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С суждениями тесно связана такая логическая реальность, как вопрос. Однако вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание чего–либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу — необходимый элемент логической культуры. Вопрос — это выраженная в вопросительном выражении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний. Структура вопроса такова: 1) исходное знание; 2) требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию. Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом. Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Исследовательская функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, 1. По отношению к теме исследования различают вопросы по существу и вопросы не по существу. Вопрос по существу – это мысль, базис которой прямо или косвенно связан с темой исследования. Ответ на такой вопрос уточняет или дополняет имеющуюся информацию. Вопрос не по существу – это мысль, базис которой не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к теме исследования. Принятие и обсуждение, разработка вопросов не по существу часто способствует тому, что исследование уходит в сторону от решения основной проблемы. 2. По правильности постановки вопросы делятся на корректные (правильно поставленные) и некорректные. Корректный вопрос – это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность). Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения либо суждения, смысл которого не определен. Различают несколько типов логической некорректности вопросов: а) бессмысленные вопросы — это вопросы, либо построенные грамматически или семантически неправильно, либо содержащие выражения, ни смысл, ни значение которых не известны; б) провокационные вопросы (улавливающие вопросы) — вопросы, предпосылки которых являются ложными суждениями, и спрашивающий знает об этом; в) недоопределенные вопросы — это вопросы, в формулировке которых содержатся многозначные термины, и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае; г) тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа нельзя дать ответа, снижающего познавательную определенность, поскольку таковой нет. 3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми вопросами. Закрытыми они называются потому, что по своей форме предполагают ограниченное количество ответов. Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими. Они называются также открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено. 4. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простым называется вопрос, который не включает других вопросов в качестве составных частей. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если... то". 5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким–то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса. 6. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа), называют исследовательскими. Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица к другому) уже имеющихся сведений. Правила постановки простых и сложных вопросов. 1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержанию и форме. 2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. 5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, в вопросе "Какой показатель используется для определения коэффициента обновления кадров: списочная численность рабочих или явочная численность рабочих?" не указана третья альтернатива — среднесписочный состав рабочих. Ответ — это суждение, дающее информацию, запрашиваемую в вопросе. Основными функциями ответа являются: а) снятие (уменьшение) неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. Различают ответы правильные и неправильные (ложные или не по существу, которые еще называют нерелевантными); прямые и косвенные; полные, неполные или избыточные; позитивные и негативные. Основными уловками в вопросно–ответном искусстве являются: — "подмена вопроса". Заданный вопрос заменяют другим или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой; — "ошибка многих вопросов" — ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы; — "ответ вопросом на вопрос". Не желая отвечать на поставленный вопрос или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос; — "ответ в кредит". Ответ переносят на "потом", ссылаясь на трудность вопроса, и таким образом уходят от ответа; — "сокрытие необоснованности утверждения". Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы попросить обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость, властям задают вопрос: "Когда вы отмените налоги на недвижимость?"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.006 с.) |