Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы отбора менеджеров–исследователейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для успешного выполнения менеджерами работ по исследованию СУ они должны пройти специальный обор, в ходе которого должно быть установлено наличие у них знаний и умений в данной области. Отбор конкретных менеджеров исследовательского типа может проводится на основе анализа качества каждого из возможных кандидатов. Для этой цели используются разнообразные способы, в частности: • оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве исследователей СУ; • коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области; • самооценка кандидата; • аналитическое определение компетентности кандидата; • анкетная оценка специалиста в области менеджмента и др. Очень часто применяют одновременно несколько способов. На пример, способы самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого в кандидаты исследователя. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать исследователей с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем самооценок и коллективной оценки. При этом всех потенциальных менеджеров–исследователей в зависимости от их качества и компетентности можно подразделять на семь классов.
Таблица 9.1 – Пример классификации менеджеров–исследователей в зависимости от их качества и компетентности
Выбор числа классов качества менеджеров–исследователей в данном случае обусловлен «правилом семерки», которым традиционно пользуются специалисты при решении проблем управления качеством во многих странах за рубежом. Для получения достаточно объективных результатов исследования СУ отбор желательно осуществлять из числа менеджеров–исследователей, относящихся к первым четырем классам качества. Кандидатов в менеджеры исследовательского типа более низких классов качества привлекать к работе, как правило, не целесообразно. Можно также использовать градацию специалистов, применяемую в государственных структурах для установления им тарифных ставок (окладов) в соответствии с «Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». По этой сетке в настоящее время установлены 18 разрядов оплаты труда и соответствующие для них тарифные коэффициенты (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775). Основные требования, предъявляемые к менеджерам–исследователям Менеджеры исследовательского типа в подавляющем большинстве случаев, должны соответствовать следующим основным требованиям: • профессиональной компетентности в области исследования СУ; • креативности (умение решать творческие задачи); • научной интуиции; • заинтересованности в объективных результатах исследовательской работы; • деловитости (оперативность, собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, независимость суждений, мотивир ованность действий); • психологической устойчивости; • объективности; • нонконформизма (способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди). В соответствии с этими требованиями менеджер исследовательского типа должен обладать необходимыми свойствами, которые представлены в табл.10.
Таблица 9.2 – Характеристика свойств, необходимых менеджерам исследовательского типа
К другим свойствам, также необходимым менеджеру исследовательского типа, можно отнести: • способность проблемно и системно мыслить; • авторитетность (соответствие ожидаемым результатам); • аналитичность; • антиномичность (умение воспринимать, принимать, понимать и использовать другие точки зрения отличные от собственных или даже противоположные им); • безинерционность мышления; • доброжелательность; • здравомыслие; • имитационность (умение имитировать); • инициативность (внутреннее стремление к новому); • инновационность мышления; • восприятие общечеловеческих ценностей; • общий кругозор и эрудиция; • оригинальность мышления и логичность; • научная корректность; • научный кругозор; • общий культурный уровень; • открытость; • интеллектуальный потенциал; • латентность руководства; • организованность; • ответственность; • терпимое и конструктивное отношение к критике; • самокритичность; • порядочность; • превентивность мышления; • пунктуальность и точность; • трудолюбие и работоспособность; • саморегуляция; • сбалансированная компромиссность; • системное и панорамное восприятие реальности; • справедливость; • уважительность к окружающим; • уверенность в коллегах и своих людях; • чувство долга; • чуткость к людям; • экспрезентность (умение делать правильные выводы при дефиците времени); • этичность. Кроме того, менеджер–исследователь должен обладать крепким здоровьем, которое необходимо для поддержания трудолюбия, работоспособности и интеллекта на должном уровне. Все это достигается соответствующим образом жизни (отсутствие вредных привычек, энергичность, способность преодолевать стрессы и кризисные ситуации, эффективное использование своего и чужого времени, умеренность и т.п.). В зависимости от целей исследования СУ отбор менеджеров для их активного участия в исследовательских работах следует проводить с учетом тех или иных свойств. Несмотря на то, что индивидуальная научная работа нередко дает большой эффект, современные исследования сложных систем, к каким следует отнести СУ социально–экономическими процессами предприятий, требуют коллективных усилий, формирования и использования коллективного научного интеллекта и профессионализма. Это связано с тем, что не всегда можно индивидуально решить в рамках СУ все проблемы из–за их высокой трудоемкости, необходимости соединения в работе разнообразных научных потенциалов, знаний, образования и других составляющих интеллекта исследователей. Поэтому, естественно, более высокая результативность исследований достигается коллективной научной деятельностью. При этом в коллектив могут входить различные индивидуумы, объединение которых для достижения общей цели позволит дать больший синергетический результат исследования. В таком коллективе каждый дополняет и взаимоусиливает друг друга. Коллективная деятельность проведения исследований во многом может усиливать их эффективность, но при подборе членов коллектива спонтанно, без учета их способностей и индивидуальных особенностей целенаправленный результат исследовательских работ будет значительно снижен. В общем случае при формировании коллективного интеллекта (т.е. при формировании исследовательской группы) необходимо использовать определенные правила, основные из которых перечислены ниже. 1. Гетерогенность, обеспечивающая подбор членов коллектива с разными характерами и неоднородными по направлениям творческими потенциалами, но объединенных общими мотивами и интересами. Это связано с тем, что включение в группу творческих людей одного уровня, потенциала и направления деятельности, как показывает опыт, далеко не всегда обеспечивает высокую эффективность исследований. С учетом выполнения этого правила рекомендуется в исследовательские группы включать следующие типологические виды личностей: пионер–проблемщик (умеющий мыслить проблемно, выявляя раньше других противоречия и формулируя соответствующую проблему); прогнозист (умеющий предвидеть более точно и достоверно ход поведения объекта изучения и проведения исследовательских действий, тенденций развития СУ, результаты исследования и их последствия); концептолог–генератор (способный сформировать концепцию, основанную на объединении выработанных им идей); энциклопедист (способный быстро найти аналоги решения выявленной ранее проблемы на основе знаний из других отраслей); индивидуалист (предпочитающий работать самостоятельно и относительно независимо, но способный внести существенный вклад в конструктивную работу исследовательского коллектива); информатор (обеспечивающий сбор, обработку, «чистоту» и направление использования информации, предназначенной для исследования, что позволяет получать новые знания и принимать объективные решения); энтузиаст–оптимист (являющийся оптимистом и фанатиком той или иной идеи и передающий уверенность успешного решения проблемы всем другим членам коллектива); скептик (постоянно сомневающийся в принимаемых и принятых решениях и, в конечном итоге, в успехе исследования, призывающий к более продуманным действиям, что нередко ограждает от авантюризма в исследовательской работе); эстет (способный найти и выработать красивые и гармоничные идеи по проведению исследования и решению проблемы, что, как правило, обеспечивает высокую эффективность и практичность); психолог (обеспечивающий не только решение психологических задач, но и создающий психологически нормальный климат творчества, сотрудничества и энтузиазма в исследовательском коллективе); переводчик (потенциально и реально способный просто, доходчиво, обоснованно, достоверно и убедительно преподнести и объяснить ту или иную идею и решение проблемы); разработчик (умеющий детализировать идею и решения проблемы до практического воплощения); реализатор (обеспечивающий воплощение выработанных и детально проработанных идей и решений до прикладной реализации результатов исследовательской работы всего коллектива непосредственно в практику). Каждый из приведенных исследовательских типов скорее присущ не каждому человеку в отдельности; любой человек может интегрировать в себе одновременно несколько типов. Поэтому важно, чтобы в коллективе все эти типы были совмещены в комплексе. 2. Конструктивная совместимость, в соответствии с которой творческий коллектив формируется на основе привлечения исследователей, способных совместно продуктивно работать для достижения общей для всех цели. Такая совместимость определяется культурой, воспитанием, терпимостью к другим людям, опытом работы в коллективах, организованностью, организацией работы, мотивацией и т.п. 3. Сбалансированность формальной и неформальной организации исследовательской работы, обеспечивающая атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, раскрепощенности, в которой более эффективно раскрываются и реализуются способности каждого члена коллектива. 4. Жизнеспособность, обеспечиваемая сбалансированной стабильностью и ротацией исследовательского коллектива. Для этого требуется непрерывность и ритмичность проведения исследовательской деятельности. 5. Рациональная продолжительность функционирования, способствующая развитию взаимопонимания повышению потенциала членов исследовательской группы. 6. Дополнительность деятельности, обеспечивающая реализацию творческой потребности членов коллектива в расширении или сужении интересов и направлений исследовательской деятельности. Таким образом, сформированная по научным принципам исследовательская группа представляет собой не только единый коллектив, нацеленный на решение определенных исследовательских задач, но и взаимодействующий комплекс интеллектуальных и человеческих отношений, организацию творческой деятельности. ХРЕСТОМАТИЯ
Метод "мозговой атаки" 1. Метод "мозговой атаки " ("мозгового штурма ") — метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем. Данный метод применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе. 2. Выделяют 2 следующие формы применения метода "мозговой атаки": • обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день; • проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3—4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2–3 идеи, которыми потом обменивается с другими участниками в пределах своей группы. Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется троекратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни подгрупп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода "мозгового штурма" можно выделить вытекающие достоинства: • повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей; • исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей; • позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые. 3. При проведении метода "мозговой атаки " необходимо руководствоваться следующими правилами: • существует запрет на критику выдвигаемых идей; • предложенные идеи оцениваются после "мозговой атаки"; • среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом; • вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше; • предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи); • при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей; • участники "мозговой атаки" могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия; • высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее "мысленно принадлежать" любому из участников. 4. Организация метода "мозговой атаки" осуществляется по следующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений: • что мы хотим получить в итоге, • что мешает нам при достижении наших желаний. Внутренняя структура решаемой задачи должна быть проста и конкретно сформулирована для наибольшей эффективности генерируемых идей. Сложная задача нуждается в предварительном расчленении на составные части. Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5—7 человек (но не меньше 3). Творческая группа в своем составе имеет две подгруппы: постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью "мозгового штурма", осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма. Руководитель должен: • быть творчески активным; • относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми; • иметь авторитет среди творческой группы; • сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика; • обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями и трезвым рассудком; • временные участники, которые приглашаются в зависимости от характера решаемой задачи. Приглашение на сеанс получают за 2–3 дня вместе с информацией о вопросах повестки дня в письменной или устной форме. Основная информация о решаемой проблеме может предоставляться участникам непосредственно перед ее началом. Продолжительность сеанса 25—30 минут. Выдвинутые идеи, предлагаемые решения и их усовершенствования фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами. Предпочтения отдаются количеству, а не качеству. Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе). В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная дружеская обстановка будет способствовать уравновешенному психологическому состоянию людей. 5. Достоинства метода "мозговой атаки " следующие: • групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений; • тренирует умственные способности участников; • дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы; • позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям. 6. Метод "обратной мозговой атаки" похож на обычную "мозговую атаку". Главной особенностью данного метода является разрешение на высказывание критики. Во время проведения данного метода выявляются недостатки предлагаемых идей (но дискуссии должны происходить корректно по отношению к каждому участнику) и предлагаются пути их устранения. Деловые игры Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели. Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов: 1. Общая характеристика 2. Описание ситуации 3. Цель игры 4. Задача центра 5. Задача участников игры 6. Формальная модель 7. Анализ формальной модели 8. Руководство для участников игры 9. Результаты проведения игры Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели. Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко. Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры. Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов. • I этап — сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (центр) запрашиваемой информации; • II этап — обработка полученной информации и выработка соответствующих решений; • III этап — реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций. Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано. По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры. Метод экспертных оценок 1. Метод экспертных оценок – метод анализа и обобщения суждений и предположений с помощью экспертов. Данный метод используют, когда рациональные математические методы малоэффективны при решении проблем. Производится интуитивно–логический анализ проблемы с последующей количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Решаемые проблемы могут быть условно разделены: • на проблемы, обеспеченные информацией; • проблемы, по которым наблюдается недостаток информации. Данные методы особенно эффективны в условиях: • большой неопределенности среды, в которой функционирует исследуемый объект; • дефицита времени и в экстремальных ситуациях; • отсутствия надежной теоретической основы. 2. Методы экспертной оценки применяют при решении следующих задач: • составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени; • определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; • определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; • определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности; • альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности; • альтернативных вариантов принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности. 3. Процесс организации экспертизы может быть разделен на следующие этапы: • составление руководящего документа. В нем указываются основные положения проведения экспертизы: • цели; • задачи по ее выполнению; • состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов; • ресурсы, необходимые для обеспечения работ, и сроки выполнения работ; • подбор рабочей и экспертной групп. → рабочая группа, которая состоит из организатора, специалиста–системотехника и технического работника; → экспертная группа, т. е. группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений; • разработка методики проведения опроса (при необходимости). На данном этапе определяются: место и время проведения опроса; задачи; форма проведения; порядок фиксации и сбора результатов; состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить следующие формы проведения опроса: • индивидуальный — максимально используются способности и знания каждого специалиста; • групповой (коллективный) — позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при данном методе опроса может проявиться сильное влияние авторитетов на специалистов; • личный (очный) — опрос осуществляется при непосредственном контакте, например интервьюера и эксперта; • заочный — одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом; • устный — например, интервью; • письменный — например, заполнение анкеты; • открытый — процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами; • скрытый — высказанные идеи и решения экспертов являются тайными; • разработка методики обработки данных опроса. Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами. • проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией экспертов, если нет согласованности); • усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы; Оформление результатов работы. Осуществляется анализ результатов, полученных в результате проведения экспертизы, на основе которого составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов итоги проделанной работы предоставляются заказчикам экспертизы. 4. При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять следующие требования к экспертам: • выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени; • при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки; • эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания; • у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах; • мнения экспертов должны быть устойчивыми. Устойчивость определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время проведения экспертизы. В связи с этим выделяют 2 вида ошибок: • систематические, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения; • случайные, когда выдаваемые значения экспертов характеризуются большой дисперсией.
Метод "Дельфи" 1. Метод "Дельфи" — один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, среди которых выбирается наилучшее. Другое его название — "дельфийский оракул", которое он получил в Древней Греции. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно–технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т. е. коллективных экспертных оценок. 2. Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценки. Метод "Дельфи"разделен на следующие этапы: • формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами: →предоставляет информацию экспертам для оценки; →собирает, обобщает оценки экспертов и др.; • организация экспертной группы, когда определяется: →количество; →состав экспертов; • составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят: • из основных, вспомогательных вопросов; • условий проведения экспертизы; Непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы. Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе. Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2—3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег; обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования. 3. Использование метода "Дельфи" определяется следующими его достоинствами: • уменьшение влияния конформизма; • исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно; • устранение конфликтных ситуаций; • анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами; • обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка; • на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего; • наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров; • возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.28 (0.015 с.) |