Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы использования логического аппаратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
"Логика — необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог, экономист, управленец, юрист..." — так писал известный физиолог академик Анохин. Менеджеру для осуществления управленческой деятельности постоянно необходима способность осуществлять переход от использования имеющегося знания к созданию нового на основе понимания, коммуникации и мышления. Под процессом мышления понимается процесс аналитико–синтетической деятельности человеческого мозга, который проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Но необходимо заметить, что процесс мышления опирается на определенный объем знаний. Что значит мыслить логично? Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Мышление может быть дивергентным и конвергентным. Дивергентное мышление — расходящееся мышление (способность менеджера посмотреть на проблему широко, охватив, по возможности, максимальное количество вариантов). Конвергентное мышление — сходящееся мышление (сужение границ рассматриваемой ситуации, выбор из большого количества вариантов одного или нескольких). Конвергентное мышление организовать проще. Мышление также может быть вертикальным (традиционным) и латеральным. Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции. Рассматриваемые способы мышления имеют коренные отличия, которые состоят в следующем. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. Для латерального мышления характерна созидательность, а для вертикального — избирательность. Латеральное мышление не подменяет вертикальное: необходимы оба, так как они дополняют друг друга. Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Основными свойствами логического мышления являются определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. На этих свойствах строятся законы логики: - закон тождества "Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание", - закон непротиворечия "Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно", - закон исключенного третьего "Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно", - закон достаточного основания "Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание". Представленные законы играют важную роль в исследованиях систем управления. Например, сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях, что важно при определении концепции проведения исследования, формирования алгоритма обследования и т.п.; во всех случаях, когда управленец (исследователь, аналитик} что–либо утверждает, убеждает в чем–либо других, когда он должен доказать собственное суждение, то есть привести достаточные основания, подтверждающие истинность его мыслей, налицо применение закона достаточного основания. Суждение как форма мышления Суждение — это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются: связь между предметом и его признаком (атрибутивные, категорические суждения); отношения (равенства, родства, пространственные, временные, причинно–следственные и др.) между предметами (суждение об отношениях); факт существования предмета (суждения существования) и которая может быть либо истинной, либо ложной. Любое атрибутивное суждение состоит из субъекта (то, о чем говорится в суждении), предиката (признак предмета, то, что говорится о предмете) и связки. Атрибутивные суждения могут быть общими, если в них мыслятся все объекты некоторого класса, частными, если в них подразумевается часть объектов некоторого класса, и единичными, когда речь идет об одном предмете некоторого класса. Суждения делятся на простые и сложные. Простые выражают связь двух понятий. Сложные состоят из нескольких простых, которые соединяются между собой логической связкой. Если в качестве логической связки применяется союз "и", суждение называют соединительным (конъюнктивным). Если в качестве логической связки применяется союз "или", суждение называют разделительным (дизъюнктивным). Если в качестве логической связки применяется союз "если... то", суждение называют условным (импликативным). Если в качестве логической связки применяется союз "если... и только если... то", суждение называют эквивалентным. Особое место в классификации суждений занимают выделяющие и исключающие суждения, значение которых в исследовательском процессе заключается в том, что положения, выраженные в такой форме, характеризуются точностью и определенностью, что исключает их неоднозначное понимание. К выделяющим суждениям относятся суждения, в которых отражается принадлежность (непринадлежность) признака только одному и никакому другому предмету. Исключающим называется суждение, где признак, выраженный предикатом, принадлежит (не принадлежит) всем предметам, за исключением некоторой их части. Два суждения могут быть совместимыми и несовместимыми. Среди несовместимых суждений выделяют противоположные и противоречащие суждения, довольно часто применяющиеся при формулировании проблемы исследования. Противоположные (контрарные) суждения — это суждения, в одном из которых что–либо утверждается, а в другом то же самое отрицается о каждом предмете некоторого множества. Противоречащие (контрадикторные) — суждения, в одном из которых что–либо утверждается о каждом предмете некоторого множества, а в другом — отрицается (или утверждается} о некоторой части этого множества. Каждый из рассмотренных видов суждений имеет определенную познавательную (исследовательскую) ценность. Умозаключение как форма мышления Основная часть новых знаний получается путем выведения их из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными или выводными данными. Логической формой получения выводных данных является умозаключение. Умозаключение является следующей после суждений по степени сложности разновидностью абстрактных объектов. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Не всякое сочетание суждений представляет собой умозаключение: между суждениями должна существовать определенная логическая связь, отражающая объективную связь, существующую в реальной действительности. Рассматривая состав умозаключения, можно выделить посылки (несколько суждений, содержащие исходное знание), заключение (новое суждение, полученное логическим путем из посылок), вывод (логический переход от посылок к заключению). Истинность заключения достигается при соблюдении правил вывода, к которым относятся следующие. • Истинность заключения вытекает из истинности посылок умозаключения. • Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае (правило дедукции). • Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то оно справедливо во всех случаях (правило индукции). В зависимости от направленности логического следования, то есть по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении, выделяют умозаключения: — дедуктивные; — индуктивные; — по аналогии (переход знания осуществляется от частного к частному). К дедуктивным относятся умозаключения, в которых переход знания осуществляется от общего знания к частному. Дедуктивные умозаключения различаются по количеству посылок и делятся на: непосредственные (заключение выводится из одной посылки); опосредованные (в качестве посылок выступают два и более суждений). Особое внимание среди опосредованных умозаключений заслуживает дилемма — умозаключение, состоящее из трех посылок, среди которых два суждения — условные, а одно — разделительное. Индуктивные умозаключения — это умозаключения, в которых на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом, то есть переход знания осуществляется от частного к общему. Умозаключения по аналогии — это умозаключения, где вывод о принадлежности признака единичному объекту (предмету, событию, классу) делается на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом. Аналогия в процессе исследования может выполнять следующие функции: — эвристическую — позволяет открывать новые факты; — объясняющую — служит средством объяснения явлений; — гносеологическую — выступает в качестве средства познания. При проведении исследования возможно применение приемов, основанных на аналогии. Среди них различают: - прямая аналогия ("А как решаются проблемы, сходные с данной?"); - личная аналогия, или эмпатия ("Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать, какая личная аналогия или эмпатия его точки зрения"); - образная аналогия ("Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе"); - символическая аналогия ("Как бы эту проблему попытался решить, например, Фрэнк Адджернон Каупервуд из "Финансиста" Т. Драйзера". Призо– вите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа). К особым видам умозаключений относятся: — паралогизм — умозаключение, содержащее непреднамеренную ошибку. Такой вид умозаключений часто встречается в контрольных работах учащихся; — софизм — умозаключение, содержащее преднамеренную ошибку с целью выдать ложное суждение за истинное; — парадокс — умозаключение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения. Понятие как форма мышления Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом (положительный признак) или чем они друг от друга отличаются (отрицательный признак). Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, признаки. В экономике, например, сложились такие понятия, как "товар", "рынок", "капитал" и т. д. Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов. 1. Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишившись существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки являются второстепенными, неосновными, без которых вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться предметом, при этом предмет остается самим собой. 2. Признаки–свойства (атрибутивные) и признаки–отношения (релятивные). Признаки–свойства характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов. Признаки–отношения характеризуют вещи с точки зрения их связей с другими вещами. 3. Отличительные и неотличительные признаки. Признаки, которые у сравниваемых предметов различные, носят название отличительных признаков, а общие — неотличительных. Формирование понятий — сложный психологический процесс, начинающийся с образования простейших форм познания — ощущений и протекающий часто по следующей схеме: ощущения — восприятие — представление — понятие. Обычно этот процесс разделяют на две ступени: чувственную, состоящую в образовании ощущений, восприятия и представления, и логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью следующих приемов: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение. Сущность этих приемов состоит в следующем: — сравнение — прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого появляется новое знание о сходных и различных признаках сопоставляемых предметов, оформляемых в виде новых понятий (сходства и различия вещей); — анализ — прием предметного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых (частных) понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания; — абстрагирование — прием отвлечения от одних сторон предметов, предметного содержания и выделения других сторон, на которых концентрируется внимание исследователя, познающего человека, что ведет к уточнению знания о предмете и образованию или уточнению понятий; — синтез — прием предметного или мысленного разъединения каких–либо образований, в том числе частей, выделенных в ходе предшествующего анализа (на основе частных понятий), в некоторое целое, обогащенное за счет нового содержания частей (опять же, частных понятий). Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его объем и содержание. Содержание – совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Объем – совокупность предметов, которая мыслится в понятии. Содержание понятия раскрывается с помощью определения, объем — с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий. Понятия принято делить по различным классификационным критериям на следующие виды. 1. В зависимости от количества элементов различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или "пустые". Общие – это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов (дом, указ). Единичные – это понятия об отдельно взятых, единичных предметах. Всеобщие или универсальные – это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности. Это философские категории: "содержание", "форма", "причина", "следствие", "сущность", "явление", "возможность", "действительность" и т. п. "Пустыми", или понятиями с нулевым объемом называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих предметов. Например: "идеальное предприятие", "снегурочка" и т. д. 2. В зависимости оттого, что отражает понятие, выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих основных признаков, то есть как нечто самостоятельно существующее ("посредник", "человек", "наука"). Абстрактными называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет или отношения между предметами ("ответственность", "социальный", "научный", "посредничество"). 3. В зависимости от наличия свойств у явлений, отраженных в содержании, различают понятия положительные и отрицательные. Положительные понятия – это понятия, в содержании которых нет ни одного признака, указывающего на отсутствие чего–то у определяемых предметов. Отрицательные понятия – это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятий нередко подчеркивается в самих их именах: "невысокий", "неправильный", "безответственность", "бездействие" и т. п. 4. В зависимости от наличия в содержании понятий признаков–отношений выделяют понятия соотносительные и безотносительные. Соотносительными называются понятия, которые содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому. 5. В зависимости от характера элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют понятия, в качестве элементов объемов которых мыслятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных предметов: "бригада", "товарная продукция", "трудовой коллектив" и т. д. Эти понятия не следует смешивать с любыми другими, поскольку любые предметы состоят из частей, имеют сложную внутреннюю структуру. Несобирательными называются понятия, в которых в качестве элементов объемов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: "сотрудник", "книга" и т. д. Важнейшими логическими операциями являются операции обобщения (не смешивать со способом образования понятий на основе обобщения) и ограничения понятий, выполняемых сознательно. Обобщением понятий называется логическая операция, с помощью которой из исходного образуется новое понятие с более широким объемом путем отбрасывания (отвлечения) всех отличительных (видовых) признаков. Ограничением понятий называется операция, с помощью которой из исходного образуется новое понятие с меньшим объемом путем присоединения к содержанию исходного понятия хотя бы одного отличительного (видообразующего) признака. Главное требование к операциям обобщения и ограничения состоит в том, чтобы присоединялись и отбрасывались (при обобщении — все без исключения) именно отличительные, видовые признаки. Когда дать определение понятиям невозможно, прибегают к другим приемам разъяснения смысла понятий, таким как: а) описание — прием, суть которого состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нахождения его отличий от сходных предметов. Описание не ограничивается только существенными признаками предмета, оно интересуется также внешним и случайным; б) характеристика — прием перечисления наиболее важных в том или ином отношении признаков предметов и явлений; в) сравнение — указывает на неожиданное сходство предметов, позволяя лучше понять их черты и свойства. В отношении операции определения понятий следует соблюдать ряд общих правил и избегать соответствующих ошибок. 1. Определение должно быть точным, ясным, не содержать двусмысленностей (требование закона тождества). 2. Определение не должно быть противоречивым. Это значит, что в определяющей части не должно встречаться несовместимых между собой понятий (контрарных или контрадикторных). 3. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что объем определяющего понятия в точности должен совпадать с объемом определяемого понятия. 4. Определение не должно содержать круга. Это значит, что среди понятий, которые используются в определяющей части, не должно быть определяемого понятия. Простейшим случаем соответствующей ошибки — "круг в определении" — является тавтология. 5. Определение не должно быть отрицательным. В определяющей части не должны использоваться понятия, которые указывают на отсутствие какого–либо признака у определяемых предметов (отрицательные понятия). 6. В определении, как строгой логической операции, нельзя использовать художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, выражения в переносном значении и т. д.). Например, "лев — царь зверей".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.22 (0.015 с.) |