Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синектика как метод исследования систем управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Синектика (в переводе с греч.) — это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод "синектика" как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге "Синектика: развитие творческого воображения" с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач. Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно исследуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, результатом которой является художественное или техническое открытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода "синектики" как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной "группы синекторов" (5–7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления. 2. Метод синектики имеет следующие особенности: • подход к принятию решению состоит в том, что выдвинутая идея — законченная, целостная мысль, автором которой является индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, образцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуицию человека; • творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей индивиды пытаются превзойти самих себя, использовать нестандартные подходы принятия решений и взять на себя наибольшую часть трудностей; • отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характеристиками: Ø пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около; Ø ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха; Ø когда он не прав, связывает ли он это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне; Ø может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент; Ø наличие "адвоката дьявола", в связи с тем, что "группа синекторов" складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с различных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от характера исследуемой проблемы в ее состав входит "адвокат дьявола " — эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится: ü перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную; ü перевод выдвинутых идей в терминологию своей специальности; ü раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных подходов; ü раскрытие особенностей его области знаний перед группой; ü реализация выдвинутых идей: идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализации выдвинутых ими идей. 2. Метод синектики состоит из следующих этапов: • постановка задачи; • перевод задачи, "как она поставлена", в задачу, "как она понимается"; • выявление вопроса, вызывающего аналогии; • работа по поиску аналогий; • использование аналогий, среди которых: • прямая аналогия; • символическая аналогия; • личностная аналогия; • фантастическая аналогия; • поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи. 4. Операторы синектики — конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д. Синектика состоит из двух основных процессов: • превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т. е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угрозы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой проблемы дается в рамках привычной модели; • превращение известного в неизвестное: известное переосмысливается, искажается в зависимости от новой проблемы. В повседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неизвестное осуществляется при помощи 4 механизмов: • личной аналогии — личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой необходимо исследователю обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы; • прямой аналогии — перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки; • символической аналогии — основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных образов, т. е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характеристикой проблемы, а с другой — противоречием. Например, выставка — организованная случайность; прохладительный напиток — прозрачный призрак; книга — немой собеседник; • фантастической аналогии — использует свободу при использовании символов. При помощи использования фантастической аналогии исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов. Метод "сценариев" 1. Метод "сценариев" — один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования. Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования. Сценарий — описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования. 2. Составление сценария разделено на следующие этапы: • формулировка вопроса: • собирается и изучается вся базовая информация; • выявляются все внутренние проблемы; • формулируется точный вопрос исследования; • определение сфер влияния — изучается влияние окружения на объект исследования; • установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию; • введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев; • определение последствий — определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения; • принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь. 3. Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли: • выявляют общие закономерности системы; • анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей; • определяют источники этих факторов; • анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно–технической информации; • создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы. Метод SWOТ–анализа 1. Метод SWOТ–анализа — метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения: • внутренней среды; • внешней среды организации. Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей между ними с последующим сведением их в единое целое. Такое детальное изучение влияния на организацию различных факторов необходимо для приспособления организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. SWOТ–анализ помогает ответить на следующие вопросы: • использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать? • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и (или) они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений? • какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? SWOТ — это аббревиатура, составленная из 4 английских слов: • strengths — сильные стороны; • weaknesses — слабые стороны; • opportunities — возможности; • threats — угрозы. Данный метод состоит из исследования факторов, которые влияют на организации (табл. 1). Таблица 1 – Примеры факторов, учитываемых в SWOТ–анализе
Влияние может осуществляться как в негативной, так и в позитивной форме. В связи с этим выделяют: • факторы внешней среды — угрозы, возникающие вне организации, которые несут предприятию убытки, или шансы (возможности), которые будут способствовать успешной деятельности организации. Выявленные во время угрозы дают возможность принять вовремя необходимые меры защиты; • факторы внутренней среды – сильные стороны организации, которые дают преимущество в конкурентной борьбе, или слабые стороны, влияние которых на организацию необходимо ослабить. Один фактор, выявленный в процессе исследования, может быть одновременно и сильной, и слабой стороной организации, может представлять угрозу, а может, наоборот, предоставлять шансы для организации. Этот факт определяется в зависимости от осуществленных организацией шагов. 3. Процесс разработки SWOТ–анализа не требует обширных знаний и формальной подготовки. Для его проведения необходимо знать организацию, исследование которой вы собираетесь провести, и окружающую среду организации. При разработке SWOТ–анализа необходимо соблюдать следующие правила: • правило 1: установление сферы каждого SWOТ–анализа. Если исследователю нужно провести изучение конкретного рынка или сегмента, то ему необходимо сфокусировать свое внимание на конкретно интересующих его сегментах. Это позволит сэкономить исследователю свое время и силы, так как общий анализ является слишком обособленным и бесполезным для менеджеров; • правило 2: определение различий между составляющими SWOТ. • сильные (S) и слабые (W) стороны — факторы внутренней среды, информация о которых известна организации, и, следовательно, они контролируемы и не являются особо опасными; • возможности (О) и угрозы (Т) — факторы внешней среды, информация о которых очень часто отсутствует, они представляют особую угрозу для организации; • правило 3: для экономии времени и проведения качественного SWOТ–анализа в него необходимо включить те сильные и слабые стороны, которые являются наиболее важными в аспекте рассматриваемого вопроса. Поэтому при составлении SWOТ–анализа все собранные преимущества и слабости должны быть проранжированы и среди них выбраны главные; • правило 4: при изучении внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на организацию, необходимо использовать разностороннюю информацию. Поэтому информация об объектах исследования должна собираться и рассматриваться с разных точек зрения; • правило 5: выявленные факторы должны быть точно сформулированы для эффективного анализа. Необходимо избегать пространственных и двусмысленных формулировок. 3. В табл.1 и 2 приведены примеры оценки значимости SWOТ –факторов на организацию. В столбце 2 помечаются основные факторы, которые необходимо принять во внимание. В столбце 3 обозначается вес фактора, который отражает значимость фактора для исследуемой организации. Вес фактора мы определяем самостоятельно в зависимости от его значимости, но вес фактора должен определяться в интервале от 0 до 1. В столбце 4 каждому фактору ставится балл, который должен соответствовать состоянию организации по данному признаку в момент проведения исследования. Балл задается в интервале от 1 до 5. В столбце 5 дается взвешенная оценка по каждому признаку, которая получается путем умножения веса фактора на балл. Сумма взвешенных оценок дает общую оценку состояния организации относительно указанных факторов.
Таблица 2 – Пример оценки значимости возможностей и угроз организации, баллы
Таблица 3 – Пример оценки значимости сильных и слабых сторон организации, баллы
Метод «дерева целей» Метод "дерева целей" — метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что "дерево целей" помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком–то промежутке времени при происходящих изменениях. 1. Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам: источникам возникновения: • определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация; • возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации; с точки зрения комплексности: • простые; • сложные, которые декомпозируются на подцели; степени важности: • стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем; • тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей; времени, необходимому для их реализации: • долгосрочные (свыше 5 лет); • среднесроные (от года до 5 лет); • краткосрочные (до одного года); содержанию: • технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями; • экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости; • маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.; с точки зрения приоритетности: • необходимые, которые обеспечивают функционирование организации; • желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации; • возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время; направленности: • на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги; • осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве; • достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение работником новой профессии; форме выражения: • выраженные в количественных показателях; • описанные качественными характеристиками; с точки зрения особенностей взаимодействия: • индифферентные — цели, безразличные по отношению друг к другу; • конкурирующие; • комплиментарные – цели, которые дополняют друг друга; • антагонистические — цели, которые исключают друг друга; • идентичные, т. е. совпадающие; уровню возникновения: • миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации. Она включает в себя философию организации, ее ценности, описане оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия); • общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации. Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности; • специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению. 2. "Дерево целей" строится при помощи осуществления 2 операций: • декомпозиции — это операция выделения компонентов; • структуризации — это операция выделения связей между компонентами. Процесс построения "дерева целей"разбит на следующие этапы: I. разработка сценария; II. формулировка цели; III. генерация подцелей; IV. уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели); V. оценка существенности подцелей; VI. проверка целей на осуществимость; VII. проверка элементарности подцелей; VIII. построение дерева целей. В качестве общего примера "дерево целей" представлено на рис. 7. где: • I—V — уровни системы; • 1—39 — элементы системы. Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели — локальные цели. Достижение локальных целей является обязательным условием для достижения вышестоящих целей. Рисунок 1. Общий вид "дерева целей 3. При построении "дерева целей" необходимо руководствоваться следующими правилами: • каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения; • при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения; • декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется одному выбранному классификационному признаку; • развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы; • вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней; • развитие "дерева целей" продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.014 с.) |