Краткая история изучения предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история изучения предложения



Со времени зарождения теории предложения и до второй половины XIX века господствовала логическая концепция предложения. Пожалуй, полнее всего эта концепция была представлена в грамматике Пор-Рояля, в которой синтаксис рассматривался как учение о способах выражения мысли, а предложение – как языковое выражение суждения. Подлежащее отождествлялось с логическим субъектом, сказуемое с предикатом, сложное предложение с умозаключением.

На смену логическому направлению пришло психологическое, которое заменило логическую интерпретацию предложения коммуникативно-психологической. Под предложением подразумевали соединение в психике говорящего некоторых представлений.

В конце XIX века синтаксис стали интерпретировать как учение о функции слов в предложении, а предложение определяли как распространенное словосочетание (концепция П.Ф.Фортунатова). Это направление стимулировало возникновение учения В.Матезиуса о синтаксисе как системе способов и средств комбинации номинативных единиц и учения Л.Теньера о синтаксической валентности.

В 30-х г.г. XX столетия развивается структурный (дистрибутивный) синтаксис, в центре внимания которого валентность, реляционные и дистрибутивные свойства слова. В 60-е годы структурный синтаксис перерос в трансформационный (генеративная лингвистика Н.Хомского), целью которого стало исследование порождения предложений, т.е. поэтапного превращения семантической структуры в конкретное высказывание. В конце 60-х годов XX века заявляет о себе и прагматический синтаксис, предметом которого является комплекс проблем, связанных с говорящим и слушающим (адресантом и адресатом), и их взаимодействием в процессе коммуникации (явная и неявная цель высказывания, речевая тактика, оценка языковой компетенции слушающего, отношение говорящего к сказанному и т.д.).

На современном этапе синтаксис изучают в разных направлениях – формальном, структурном, коммуникативном и прагматическом. Наметились следующие тенденции: «1) от изучения формы к изучению содержания синтаксических единиц, а именно, отношения предложения к обозначаемой им ситуации (семантический синтаксис); 2) выход за границы предложения в сферу дискурса, текста (анализ СФЕ, абзаца, целых текстов); 3) от языка к речи (изучение коммуникативных целей и условий употребления речевых произведений; 4) от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации высказываний (изучение непрямых речевых смыслов); 5) от статичного синтаксиса к динамичному (изучение процессов функционирования и превращения единиц синтаксиса); 6) от правил соединения (формации) к правилам порождения (трансформации)» [ЛЭС, 1990, 450]. В связи с этими тенденциями наметились несколько направлений изучения предложения: 1) учение о предложении как сложной неодноуровневой структуре, которая репрезентирует собой несколько ступеней языковой абстракции (В.Матезиус, М.Докулил, Ф.Данеш, Н.Ю.Шведова); 2) анализ предложения как синтагматической единицы (Л.Блумфилд, Л.Теньер); 3) исследование предложения как семантической единицы (О.Есперсен, А.Гардинер, У.Вайнрайх, Н.Д.Арутюнова); 4) изучение предложения в аспекте порождающей грамматики и трансформационного синтаксиса (Н.Хомский, Д.Ворт, Р.Ружичка и др.).

Следует отметить «традиционное» описание простого предложения.

Словом «традиционный» назовем тот этап в развитии синтаксической науки, когда идея о многоуровневой организации предложения не была выражена достаточно явно. Примером традиционного описательного синтаксиса является «Грамматика русского языка» [Отв. ред. В.В.Виноградов. М., 1954 - 1956].

В этой классификации отражен такой подход к предложению, при котором различные аспекты организации предложения последовательно не разграничиваются. У истоков этой классификации стоит учение А.А.Шахматова об односоставных и двусоставных предложениях.

Обычно традиционная классификация кладется в основу структурно-семантической, изучаемой в курсе «Современный русский язык», поэтому здесь мы ее подробно рассматривать не будем. Остановимся подробнее на других уровнях организации простого предложения, которые демонстрируют различную степень абстракции. Наиболее абстрактным является конструктивно-синтаксический.

 

6.3. Конструктивно-синтаксический уровень организации простого предложения. Понятие о структурной схеме. Классификация структурных схем. Распространители структурной схемы. Синтаксическая парадигма.

 

Законспектируйте, в чем состоит специфика конструктивной организации предложения (понятие структурной схемы, классификацию структурных схем, виды паридигм). Запишите в тетрадь схему структурного анализа предложения (это понадобится при выполнении заданий практического занятия); прочитайте примеры разбора.

 

Этот уровень анализа организации предложения предполагает отвлечение от:

1) конкретных речевых условий;

2) от того коммуникативного задания, которое оно выполняет в речи, т.е. отвлечение от особенностей актуального членения;

3) от его интонационного оформления;

4) от лексического «наполнения» (однако недостаточно последовательно).

Понятие структурной схемы предложения.

 

При этом анализе исследователь задается вопросом: каков тот отвлеченный образец, та формула или та структурная схема, в соответствии с которой построено данное предложение как коммуникативная предикативная единица? Целью конструктивного синтаксиса и является создание конечного списка структурных схем предложения. На этом уровне абстракции однотипными окажутся такие, например, предложения:

Бегут ручьи.

В этом году завод выпустит новую модель самолета.

Помолчал бы ты лучше!

Эти стихи написал В.Маяковский.

Их общность в конструктивно-синтаксическом аспекте объясняется тем, что абстрактная схема, по которой они построены, включает два компонента, связанных предикативными отношениями и выраженных И.п. имени (носитель предикативного признака) и спрягаемой формой глагола (компонент со значением самого предикативного признака). Таким образом, структурную схему, которая лежит в основе всех четырех предложений, можно представить в виде: N1 + Vf.

Понятие структурной схемы нашло свое развитие в работах Н.Ю.Шведовой и было положено в основу «Русской грамматики – 80». Здесь структурная схема определяется как абстрактный образец, по которому может быть построено отдельное минимальное относительно законченное предложение. Словом «относительно» подчеркивается, что необходимые с точки зрения лексической семантики компоненты могут в структурную схему не включаться, однако предикативное значение ею будет выражено, так как она является носителем предикативного значения.

Если в структурную схему входит один компонент, - это однокомпонентная схема, если два, - двухкомпонентная. Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, соответствующими латинским названиям частей речи или морфологических форм:

Vf – спрягаемая форма глагола (лат. Verbum finitum);

Vf3s – спрягаемый глагол в форме 3л.е.ч. (singularis);

Inf – инфинитив;

N – имя существительное (nomen- имя, название);

Adj – прилагательное (adjectivum);

Pron – местоимение (pronomen);

Adv – наречие (adverbum);

Advo – наречие на -о (холодно, горячо и др.);

Praed – предикатив (praedicatum);

Part – причастие (participium);

Interj – междометие (interjectio);

Neg – отрицание, негация (negatio);

Cop – связка (copula);

Quant – квантитативное (количественное) значение (quantitas – количество, величина).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы; при символе N цифра 2 с многоточием (N2…) обозначает существительное в форме одного из косвенных падежей с предлогом или без предлога.

Например: {Advquant + N2} – квантитативное наречие в сочетании с Р.п. имени существительного (число существительного здесь не существенно). По такой формуле построены, например, следующие предложения: Много дел. Сегодня у меня много дел. Завтра у нашей семьи будет много дел; {Inf + Vf3s} – инфинитив в сочетании со спрягаемым глаголом в форме 3л.ед. ч.: Курить запрещается. Встретиться никак не удается; {N1} – имя существительное в форме И.п.: Ночь. Воспоминания. Тихая летняя ночь. Темная летняя ночь на побережье Крыма и т.д. {Inf cop Inf} - инфинитив – связка – инфинитив: Дружить – значит доверять.

Классификация структурных схем.

Эта классификация содержится в РГ–80, однако здесь приведены некоторые изменения;

1. Свободные структурные схемы (не имеют лексических ограничений, семантика предложения, построенного по такой структурное схеме, формируется на основе семантики самой схемы и лексического значения ее компонентов. Например: Моя мечта – полная свобода ({N1 + N1}).

Свободные схемы по числу конститутивных элементов делятся на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.

Двухкомпонентные:

А. Двухкомпонентные (раздельнопредикативные) – в них один компонент имеет значение носителя предикативного признака, а другой – значение этого признака:

1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикативного признака выражен независимой формой: И.п. имени существительного (или его заместителей) или независимым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, подлежащно-сказуемостные схемы делятся на:

а) схемы, в которых между подлежащим и сказуемым наблюдается связь координация – это схемы с координируемыми членами;

б) схемы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с другом – это схемы с некоординируемыми членами.

Примечание: Связь координации – это особый вид связи между подлежащим и сказуемым в том случае, если словоформы, их выражающие, взаимообусловлены: так, И.п. имени предполагает, что далее употребляется личная форма глагола, а последняя требует постановки имени в И.п.; скоординированными оказываются также формы числа, а в ед. числе иногда и рода (день прошел, ночь прошла, солнце село). Связь координации напоминает согласование, но отличается от нее следующим: 1) при согласовании наблюдается подчинительная связь, а при координации – взаимозависимость двух компонентов; 2) в словосочетании с согласованием соединяется слово со словоформой, а при координации – словоформа со словоформой; 3) согласование оформляет атрибутивные отношения, т.е. отношения «предмет и его непредикативный признак», а координация – предикативные отношения; 4) словосочетание имеет такие же формы словоизменения, как и формы главного, стержневого компонента: ясный день – ясного дня – ясному дню и т.д. А предложение, в котором словоформы соединены связью координации, имеют формы изменения иные, «предложенческие» - это изменение по синтаксическим временам и синтаксическим наклонениям: День ясный. – День был ясный. – Будь день ясный … и т.д.

Приведем перечень обеих разновидностей подлежащно-сказуемостных схем:

а) с координируемыми главными членами:

N1 + Vf Я ищу правду.

N1 + N1 Фестиваль молодежи – праздник дружбы и мира.

N1 + Adj (полн.) Утюг горячий.

N1 + Adj (кратк.) Пьер был неуклюж.

N1 + Part (кратк.) Задание выполнено. План выполнен.

б) с некоординируемыми главными членами:

N1 + N2… (Adv) Книга на столе. Озеро недалеко.

N1 + Inf Наша цель – организовать концерт.

N1 + (cop) + Advo Туризм – (это) хорошо.

Inf + Advo Делать самим елочные игрушки забавно.

Inf + (cop) + N1 Растить детей – (это) большой труд.

Inf + Vf3s Ходить по газонам воспрещается. Ждать не следует.

Inf + Pronneg Читать некому. Спорить не о чем.

2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные схемы, в которых компонент со значением носителя предикативного признака не имеет формы подлежащего:

N2 + (не) Vf3s Воды прибавляется. Беды не случилось.

N2 + (не) Praed Следов не видно.

N4 + Vf3s Дорогу замело.

N2 + N1quant (Advquant ) Грибов много. Грибов масса.

N2 + нет Писем нет.

N3 + Inf Тебе выступать.

Возникает вопрос о статусе того компонента, который имеет значение носителя предикативного признака, но не имеет статуса подлежащего: в приведенных примерах это компонент воды, беды, следов, дорогу, грибов, писем, тебе. В РГ-80 такой компонент может быть назван «конструктивно обусловленным компонентом структурной схемы».

Б. Двукомпонентные (слитнопредикативные) – это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отношений: они оба, в комплексе, передают значение предикативного признака:

Praed N4 Видно следы. Жалко девочку.

Praedneg N2 Не видно следов. Не жалко денег.

Praedpart N2 Нажарено пирожков. Добыто сведений.

N1 (Adv)quant N2 Тьма народу. Много дел.

Praed Inf Пора ехать. Нельзя сдаваться.

Pronneg Inf Некому работать. Некуда пойти. Не о чем вспомнить.

Нет N2 Нет времени.

Vf3s N2 Прибывало людей. Прибавляется хлопот.

Однокомпонентные

Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологической характеристике компонента схемы:

1) спрягаемо-глагольные:

Vf 3s Светает. Знобит.

Vf 3pl Звонят.

2) именные:

N1 Тишина. Утро.

N2 Народу! Цветов!

N2/N4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!

Adj pl.кр. (Ему) рады. (В группе) поражены.

3) инфинитивные:

Inf Молчать!

4) наречные:

Adj praed Холодно.

Praed part Накурено. Закрыто.

 

Итак, классификация свободных схем может быть представлена следующим образом:

 

Свободные структурные схемы

 

Двухкомпонентные Однокомпонентные
раздельно-предикативные слитно-предикативные спрягаемо- глагольные именные
подлежащно-сказуемные неподежащно- сказуемные     наречные
с координир. предик. центром с некоординир.предик.центром           инфинитивные
           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.035 с.)