Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системные и несистемные явления в языке. Система и норма.
Языковая система является открытой и динамичной, в результате в ней могут сосуществовать как системные, так и несистемные явления. Например, «дефектные» парадигмы некоторых глаголов (от глагола «победить» невозможно образовать форму 1-го лица единственного числа; форма «побежу» ненормативна). Или отсутствие параллельных форм женского рода у слов - названий профессий: учитель – учительница, врач -?, пилот -?, столяр -? Асистемные языковые факты обычно характерны для языковой периферии, о них писал Р.А.Будагов в статье «Система и антисистема в науке о языке»: «Какой-либо природный язык, сохраняя свой системный характер, по своей природе не сводится и не может сводиться к сумме разных схем, которые будто бы определяют его сущность и особенности его функционирования … Единицы языка всех его уровней не укладываются в систему, при этом за пределами системы нередко оказываются как раз наиважнейшие свойства и явления» [Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке//Вопросы языкознания.- 1978. - №4. – С.3-17]. Система языка постоянно тяготеет к равновесию, но никогда его не достигает полностью. По этой причине она постоянно развивается и находится в состоянии относительного равновесия. То есть причина развития языка в значительной мере заложена в самом языке. Система языка, по мнению некоторых лингвистов, - это не только то, что реально существует в языке, но и все то, что может быть в ней создано. «Система языка – это система возможностей, она охватывает идеальные формы реализации определенного языка, то есть технику и эталоны для соответствующей языковой деятельности» [Косериу Э. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. – М., 1966. – Вып. 3. – С.175]. Например, в языке существует словообразовательная модель «название действия + суффикс -тель-», для образования новых названий предметов, при помощи которых можно выполнять различные действия: выключать – выключатель, взрывать – взрыватель, накопить – накопитель и т.д. Система дает возможность образования слов, но не все такие возможности реализуются в речи: не употребляются, например, такие формы, как «рисоваю, пиша, пья и т.д.». Понятие «норма» является более узким, чем понятие «система». Норма закрепляет далеко не все дозволенные системой формы.
Таким образом, многоуровневая иерархическая структура языка, к которой относятся внутриуровневые, межуровневые и разные перекрестные связи, строго системные и несистемные, - это типичный образец динамичной и саморегулирующейся системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое знак? 2. Каковы основные признаки знака? 3. Какова структура знака? 4. В чем состоит асимметричный дуализм языкового знака? В чем она выражается? 5. Перечислите свойства языкового знака. 6. В чем состоит суть взаимоотношений языка и мышления? 7. Перечислите, сопоставляя, признаки языка и речи. 8. Какие функции языка реализуются в речи? 9. В каких отношениях находятся язык и речь? 10. Перечислите свойства языковой системы. 11. На каких отношениях базируется языковая система? 12. Перечислите основные уровни языковой системы и их единицы. 13. К чему приводит существование системных и асистемных явлений в языке? 14. Что такое норма употребления языковой единицы?
Выводы (сжатое резюме)
Язык – это особая знаковая система. Языковой знак является основной когнитивной единицей языковой системы, которая фиксирует, храня в скрытом виде, формы «перехода» действительности в мышление, т.е. в форму знания, отражая одновременно ступеньки познания. Языковой (словесный) знак обладает следующими свойствами: он материален, имеет значение (двусторонняя единица), имеет системный характер, социален по природе и употреблению, обладает свойством условного раздражителя, выполняет сигнальную функцию, выполняет сигнификативную функцию. Язык представляет собой не только основное средство человеческого общения, но и важнейшее орудие познания. Он позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от одного поколения людей к другому, и поэтому является главным из средств развития человеческого мышления. Языковая система реализуется в процессе ее функционирования, т.е. в использовании, в речи. Общие функции языка в речи конкретизируются в зависимости от определенных задач общения и обстоятельств, его сопровождающих. Разграничение языка и речи очень полезно и в теоретическом, и в практическом плане.
Язык является открытой динамической гетерогенной материальной функциональной системой. Языковая система базируется на отношениях, которые возникают между языковыми единицами (синтагматических, парадигматических, иерархических). Структура – понятие динамическое (система – статическое) и более широкое, нежели понятие системы. Оно обусловливает не только состояние, но и (в первую очередь) формы развития элементов, взаимосвязанных в целостном единстве. Многоуровневая иерархическая структура языка, к которой относятся внутриуровневые, межуровневые и разные перекрестные связи, строго системные и несистемные, - это типичный образец динамичной и саморегулирующейся системы.
2.1. Фонетический уровень языка и его единицы. Два аспекта фонетики. Звук речи и фонема. 2.2.Фонологический уровень языка. Понятие фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Синтагматические и парадигматические отношения в фонологии. 2.3. Суперсегментные единицы. Акцентная характеристика слова (ударение). Функции словесного ударения. 2.4. Русская интонация в функциональном аспекте. 2.5. Особенности русского литературного произношения. 2.6.Фонетическое значение (звук и смысл). Звуковой символизм. Звуковая организация поэтического текста (звуковые повторы, звукоподражания, звукопись).
Ключевые слова: фонетика, фонология, звук, фонема, синтагматические отношения, парадигматические отношения, дифференциальные признаки, интегральные признаки, ударение, интонация, звуковой символизм, звуковые повторы, звукопись.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.) |