Системные и несистемные явления в языке. Система и норма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системные и несистемные явления в языке. Система и норма.



 

Законспектируйте.

 

Языковая система является открытой и динамичной, в результате в ней могут сосуществовать как системные, так и несистемные явления. Например, «дефектные» парадигмы некоторых глаголов (от глагола «победить» невозможно образовать форму 1-го лица единственного числа; форма «побежу» ненормативна). Или отсутствие параллельных форм женского рода у слов - названий профессий: учитель – учительница, врач -?, пилот -?, столяр -? Асистемные языковые факты обычно характерны для языковой периферии, о них писал Р.А.Будагов в статье «Система и антисистема в науке о языке»: «Какой-либо природный язык, сохраняя свой системный характер, по своей природе не сводится и не может сводиться к сумме разных схем, которые будто бы определяют его сущность и особенности его функционирования … Единицы языка всех его уровней не укладываются в систему, при этом за пределами системы нередко оказываются как раз наиважнейшие свойства и явления» [Будагов Р.А. Система и антисистема в науке о языке//Вопросы языкознания.- 1978. - №4. – С.3-17].

Система языка постоянно тяготеет к равновесию, но никогда его не достигает полностью. По этой причине она постоянно развивается и находится в состоянии относительного равновесия. То есть причина развития языка в значительной мере заложена в самом языке.

Система языка, по мнению некоторых лингвистов, - это не только то, что реально существует в языке, но и все то, что может быть в ней создано. «Система языка – это система возможностей, она охватывает идеальные формы реализации определенного языка, то есть технику и эталоны для соответствующей языковой деятельности» [Косериу Э. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. – М., 1966. – Вып. 3. – С.175]. Например, в языке существует словообразовательная модель «название действия + суффикс -тель-», для образования новых названий предметов, при помощи которых можно выполнять различные действия: выключать – выключатель, взрывать – взрыватель, накопить – накопитель и т.д. Система дает возможность образования слов, но не все такие возможности реализуются в речи: не употребляются, например, такие формы, как «рисоваю, пиша, пья и т.д.».

Понятие «норма» является более узким, чем понятие «система». Норма закрепляет далеко не все дозволенные системой формы.

Таким образом, многоуровневая иерархическая структура языка, к которой относятся внутриуровневые, межуровневые и разные перекрестные связи, строго системные и несистемные, - это типичный образец динамичной и саморегулирующейся системы.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое знак?

2. Каковы основные признаки знака?

3. Какова структура знака?

4. В чем состоит асимметричный дуализм языкового знака? В чем она выражается?

5. Перечислите свойства языкового знака.

6. В чем состоит суть взаимоотношений языка и мышления?

7. Перечислите, сопоставляя, признаки языка и речи.

8. Какие функции языка реализуются в речи?

9. В каких отношениях находятся язык и речь?

10. Перечислите свойства языковой системы.

11. На каких отношениях базируется языковая система?

12. Перечислите основные уровни языковой системы и их единицы.

13. К чему приводит существование системных и асистемных явлений в языке?

14. Что такое норма употребления языковой единицы?

 

Выводы (сжатое резюме)

 

Язык – это особая знаковая система. Языковой знак является основной когнитивной единицей языковой системы, которая фиксирует, храня в скрытом виде, формы «перехода» действительности в мышление, т.е. в форму знания, отражая одновременно ступеньки познания. Языковой (словесный) знак обладает следующими свойствами: он материален, имеет значение (двусторонняя единица), имеет системный характер, социален по природе и употреблению, обладает свойством условного раздражителя, выполняет сигнальную функцию, выполняет сигнификативную функцию.

Язык представляет собой не только основное средство человеческого общения, но и важнейшее орудие познания. Он позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от одного поколения людей к другому, и поэтому является главным из средств развития человеческого мышления.

Языковая система реализуется в процессе ее функционирования, т.е. в использовании, в речи. Общие функции языка в речи конкретизируются в зависимости от определенных задач общения и обстоятельств, его сопровождающих. Разграничение языка и речи очень полезно и в теоретическом, и в практическом плане.

Язык является открытой динамической гетерогенной материальной функциональной системой.

Языковая система базируется на отношениях, которые возникают между языковыми единицами (синтагматических, парадигматических, иерархических).

Структура – понятие динамическое (система – статическое) и более широкое, нежели понятие системы. Оно обусловливает не только состояние, но и (в первую очередь) формы развития элементов, взаимосвязанных в целостном единстве.

Многоуровневая иерархическая структура языка, к которой относятся внутриуровневые, межуровневые и разные перекрестные связи, строго системные и несистемные, - это типичный образец динамичной и саморегулирующейся системы.

 

 

Раздел 2. Тема: Фонетический уровень.

 

2.1. Фонетический уровень языка и его единицы. Два аспекта фонетики.

Звук речи и фонема.

2.2.Фонологический уровень языка. Понятие фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Синтагматические и парадигматические отношения в фонологии.

2.3. Суперсегментные единицы. Акцентная характеристика слова (ударение). Функции словесного ударения.

2.4. Русская интонация в функциональном аспекте.

2.5. Особенности русского литературного произношения.

2.6.Фонетическое значение (звук и смысл). Звуковой символизм. Звуковая организация поэтического текста (звуковые повторы, звукоподражания, звукопись).

 

Ключевые слова: фонетика, фонология, звук, фонема, синтагматические отношения, парадигматические отношения, дифференциальные признаки, интегральные признаки, ударение, интонация, звуковой символизм, звуковые повторы, звукопись.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)