Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семантические различия между морфами
Часто сложно определить ту часть значения слова, которая принадлежит морфу. Еще сложнее определить, тождественны ли по значению два морфа. Трудности: 1. Значения морфов могут относиться к одному ЛСП (лексико-семантическому полю), однако их нельзя считать тождественными абсолютно. Например, в словах стол – столовая – столяр; сватать – свадьба; век – вечный семантическая связь между словами обеспечивается благодаря многозначности их корней, их семантической близости. Суффиксальные морфы в словах ученик – творожник, учитель – выключатель, где суффиксы обозначают лицо и предмет, обладают общностью лишь на уровне частеречной принадлежности (все они существительные). Но нередко значения морфов не просто пересекаются друг с другом, но одно полностью включается в другое: журнал – журналист (‛работающий не только в журнале, но вообще в системе средств массовой информацииۥ), госпиталь – госпитализировать (‛положить в любое лечебное учреждениеۥ). 2. Некоторые морфы в одних словах могут значить «несколько больше», чем в других (гордец – ‛чрезмерно гордый человекۥ и петербуржец - ‛человек, живущий или родившийся в Петербургеۥ). Несмотря на отмеченные различия, обычно в этих случаях выделяют тождественные морфы. Не следует, однако, забывать, что между морфами может существовать омонимия (формально они похожи, но семантической общности нет): вода – водитель; слететь – сделать.
Правила объединения морфов в морфему
Морфы, имеющие формальное сходство, а также семантическую близость, образуют одну морфему. В отличие от морфов, представляющих собой конкретную наблюдаемую единицу, морфемы представляют собой абстрактную сущность. Принципиально отношения между морфом и морфемой такие же, как между звуком и фонемой. Процедура объединения морфов в морфему не всегда легко осуществляется. Причины кроются в некоторой нечеткости представлений о том, где проходит граница между семантическим и формальным тождеством и различием. Для объединения морфов в морфему необходимы оба указанных тождества. Например, морфы - ов и – ей (столов, чертей) имеют значение Р.п. мн.ч., -енн и –ущ (толстый, злющий) – общее значение ‛высокая степеньۥ; морфы –тель и –ун, -ец (читатель, бегун, торговец) имеют значение ‛лицоۥ, но все они не могут быть объединены в одни морфемы, т.к. между ними существует большое формальное различие.
С другой стороны, морф с- (сделать, съехать), морф стрел- (стрелка, стрелять), -ов (столовый, коньков) тоже не могут быть объединены в одну морфему, т.к. не имеют семантической общности (а формальную имеют). Еще примеры: горох – огорошить, глобус – глобальный, вода – водяной – водный – водник – водянка…
Синтез значения слова
Деление слов на морфемы нередко представляет трудность. Однако знание принципов морфемного членения, а также знание конкретных морфем с их значениями может в некоторой степени помочь в синтезировании значения неизвестного имеющегося слова из значений составляющих это слово морфем. Рассмотрим различные типы задач получения значения слова из значений составляющих это слово морфем с точки зрения их разрешимости или неразрешимости. Полностью разрешимые задачи синтеза значения слова: 1. Значение многоморфемного слова представляет собой простую сумму значений составляющих это слово морфем. Например, синтезирование прямых значений слов, содержащих суффикс невзрослости и корень, обозначающий животное: слоненок, олененок, лисенок и др. В ряде случаев разрешимой оказывается задача правильного выбора значения из омонимичных морфем. Например, суффикс -ец может иметь значение лица (хитрец), предмета (шлепанец), уменьшительности (народец). Однако в словоформе гордец значение суффикса определяется однозначно, методом исключения, по семантическому согласованию со значением корня. 2. Значение многоморфемного слова представляет собой сумму значений морфем, составляющих слово, плюс дополнительное, «приращенное», значение. Оно редко возникает при сложении корней, при префиксальном образовании слов. Однако «приращение» значения – обычный (хотя и не постоянный) спутник суффиксального способа словообразования. Существенно, что это значение может быть выведено из значения корня и суффикса. Например, в слове скандалист суффикс -ист имеет значение лица, а в качестве дополнительного, невыраженного, «приращенного» значения выступает ‛имеющий склонность к…ۥ. Именно это значение всегда возникает в случае соединения в одном слове значений лица и занятий лица (моторист, шахматист, гандболист).
3. Возможны и такие случаи, когда по составляющим морфемам можно синтезировать несколько значений целого, и каждое из этих значений будет соответствовать возможному значению целого слова. Например, песенник может быть синтезировано как «предмет» (-ник), «представляющий собой собрание» (приращенное значение) «песен» (значение корня). Ср.: задачник, справочник и др. Значение того же слова может быть интерпретировано как «лицо» (- ник), «создающее» (приращенное значение) «песни» (значение корня). Ср.: фокусник, затейник. Подобная возможность более чем одного правильного синтеза значения характеризует не только случаи с «приращенными» значениями, но и без такового. Например, заговорить – «начать говорить» (заплакать, закричать) и «утомить говорением» (замучить, закормить, засыпать).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.006 с.) |