Так формируется все более четкое и осмысленное понятийное ядро значения, так завершается формирование полноценного слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Так формируется все более четкое и осмысленное понятийное ядро значения, так завершается формирование полноценного слова.



А от звукооценочных признаков остаются лишь окружающие это ядро ореолы «атмосферы»: более плотный – признаковый, разреженный – ореол фонетической значимости. Например, топот: понятийное ядро – «шум, стук, производимый ударами ног при ходьбе, беге»; признаковое значение – «что-то громкое, быстрое, грубое, глухое, неприятное»; фонетическая значимость – «быстрый».

Сильное и четкое понятийное значение делает ненужным осознанное обращение к значимости звучания. Оно как бы заслоняет собою фонетическую значимость от говорящего. Но это не значит, что влияние звучания исчезает вообще, оно оказывает на нас хоть и незаметное, но сильное влияние. Просто мы в первую очередь реагируем на понятие, не вслушиваясь специально в звучание, не оценивая его сознательно. Но скрытое действие звучания, поддерживая понятийный образ, помогает функционированию этого слова, оживляет его значение.

Однако язык, сформировав понятийное значение, не останавливается в своем развитии. Напротив, языковая система бурно развивается по разным направлениям. А это укрепляет тенденцию в произвольности в языке, которая действует все более заметно, оттесняя, ослабляя тенденцию к первоначальной фонетической мотивированности. Она порождает другие виды мотивировки – смысловую и морфологическую. Так, прыгает кошка, прыгает мяч, прыгает давление, прыгает изображение на экране и т.п. – все это порождение смысловой мотивировки; прыг → прыгать, прыжок, прыгун, попрыгунчик и т.п. – это морфологическая мотивировка.

Эти виды мотивировок более сильны, более определенны, чем фонетическая, потому что вполне осознаются нами. Мотивировки такого рода связывают слово уже не с предметом, а с исходным словом, т.е. являются вторичными. Этот путь оказывается очень эффективным: постепенно развитие значения переключается на «новые», вторичные мотивировки. Процесс формирования новых слов на базе фонетической значимости постепенно затухает и наконец почти прекращается.

В русском языке примеров образования новых слов на основе фонетической значимости почти нет. Разве что изредка писатели в художественных произведениях оживляют этот древний способ словообразования. Например, Бибигон, Бармалей, Карабас-Барабас.

Примеры намеренного отказа от смысловой мотивировки и использования только фонетической можно наблюдать в современной поэзии. У Вознесенского есть стихотворение со странным названием «Скрымтымным». Это типичный идеофон, построенный на основе фонетической значимости. Поэт так истолковывает его значение:

«Скрымтымным» - это пляшут омичи?

скрип темниц? или крик о помощи?

или у Судьбы есть псевдоним,

темная ухмылочка – скрымтымным?

Чем мотивированы именно такие «значения» этого звукосочетания: «скрип темниц», «темная ухмылочка», «крик о помощи»? Рассчитайте его фонетическую значимость, и вы получите: «темный», «страшный». Явная фонетическая мотивировка, точно раскрытая поэтом! Обращение к «первобытному» способу словопроизводства в этом стихотворении вполне оправданно. «Скрымтымным - языков праматерь», - пишет автор, и речь здесь идет о «вырастании» значения, а следовательно, и языка из первоначальной содержательности звуков.

 

Звуковой символизм

Это связь между звуками и образными представлениями или ощущениями, которые они вызывают у говорящих.

Давно было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют.

М.В.Ломоносов писал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен е, и, ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через о, у, ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль». В одном опыте маленьким детям показали две матрешки, отличающиеся размером: одна большая, другая совсем маленькая. Сказали: «Вот две сестрички, одну зовут А, другую – И. Отгадай, какую зовут И». И большинство детей показали на маленькую матрешку.

Многие люди связывают звуки, чаще всего гласные, с определенным цветом. Так, звуку [а] обычно соответствует красный цвет, [о] – светло-желтый, [и] – голубой, [э] – желто-зеленый, [у] – сине-фиолетовый, [ы] – темно-коричневый. Противопоставление согласных чаще строится на других признаках: светлый – темный, маленький – большой, хороший – плохой и др.

Все звуки противопоставлены друг другу по тону: есть звуки высокие (и, э; с, з, т, д, ц, л, н, ч, ж, ш, р) и низкие (а, о, у; г, к, х, б, п, в, ф). Низкие звуки образуются в большей по объему и менее расчлененной ротовой полости, высокие – в меньшей по объему и более расчлененной. Так, гласные [и], [э], образующиеся в передней части полости рта, высокие, а непередние гласные [а], [о], [у] низкие; согласные, периферийные по месту образования, т.е. губные и заднеязычные, низкие, а согласные центральные, т.е. передне- и среднеязычные, высокие (исключение – низкий [л]). С высокими звуками связаны представления о светлом, высоком, легком, тонком, гладком, горячем, с низкими звуками – о темном, глубоком, тяжелом, толстом, шероховатом, холодном.

В различных опытах аудиторам предлагалось описать при помощи этих признаков логотомы, составленные из высоких звуков (например, диче́с, нези́ч, тери́лья, дес, тин) и из низких звуков (например, буко́ф, мову́к, пум, вумп, буф). Большинство аудиторов слова первого типа описывали при помощи признаков из первой группы, а слова второго типа описывали при помощи признаков из второй группы.

Эту особенность звуков хорошо чувствуют и используют в своих стихах поэты. Вот начало стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Безмятежное, радостное, светлое настроение передается и преобладание высоких звуков над низкими: их соотношение 61:39%. Совсем иная эмоциональная тональность в стихотворении «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Здесь и иное соотношение высоких и низких звуков – 44:56%, низкие преобладают.

Очень вероятно, что оценки звуков языка, их образное восприятие, различны у представителей разных языковых групп.

Есть целая наука об искусстве звуковой организации стиха, описание различных «узоров» из повторяющихся звуков, которыми можно украсить поэтическую речь. Простейшие из них – аллитерация, то есть повторение согласных, и ассонанс – повторение гласных. Попробуйте узнать их в таких, например, хорошо известных отрывках: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою (Н.Некрасов); Задремали звезды золотые. Задрожало зеркало затона… (С.Есенин).

Звуковые повторы – эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Звуковые повторы усиливают фонетическую выразительность стиха. Звуковые повторы образуются на базе аллитераций, поддержанных общей смысловой направленностью данного отрезка художественного произведения. Звуковые повторы встречаются в народном творчестве, например в стихоподобных поговорках: Тише едешь – дальше будешь.

Звуковые повторы обычны в стихах русских поэтов:

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой (М.Лермонтов).

Звукоподражание

Можно изучать звуки речи с точки зрения их соотношения с содержанием, образом.

Дело в том, что в речи звучание слов иногда гармонирует с выражаемым им содержанием. Это находит свое выражение в звукоподражании.

Звукоподражание – это передача звуками, из которых составляется слово, характерного звука самого явления, обозначенного этим словом. Звукоподражанию обязано происхождение многих слов: жужжать, шуршать, хлопать, свистеть, мяукать, мычать, куковать и т.д.

Звукопись

Звукоподражанием часто пользуются в художественной литературе, в которой оно выступает в виде звукописи, то есть литературного приема, когда с помощью подбора определенных сочетаний звуков раскрываются особенности описываемого явления. Так, И.С.Тургенев специально подбирает слова со звуком [р] при описании грома: Трескучий и короткий удар грома раздался («Бирюк»).

Использование в стихе звукописи требует от поэта большого артистического такта. В этом отношении образцом является пушкинская звукопись; например, звуковая характеристика в «Евгении Онегине» шумных старинных балов и балов, современных Пушкину:

Мазу рк а р аздалась. Бывало

Когда гр емел мазу рк и гр ом

В огромной зале все др ожало,

Па рк ет тр ещал под каблуком,

Тр яслися, др ебезжали р амы:

Теперь не то, и м ы, как да м ы

Ско льз им по л аковым доска м.

Более сложной формой звукописи является использование - для описания особенностей изображаемого явления – общего звучания речи, ритмомелодии данной фразы. Так, у Некрасова в стихах Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою общее звучание (ритмомелодия) характеризует движение поезда.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют звуковые единицы?

2. Назовите два аспекта фонетики.

3. Что такое звук?

4. Что такое фонема?

5. Какие признаки фонемы называются дифференциальными и интегральными?

6. Какова система гласных фонем русского языка?

7. Какова система согласных фонем русского языка?

8. Что такое позиционная мена фонем?

9. Что такое сильные и слабые позиции фонем, какие они бывают?

10. Что такое позиционные изменения звуков?

11. Что такое модификация гласных звуков?

12. Какие в языке существуют суперсегментные единицы?

13. Каковы особенности русского ударения?

14. Какова лингвистическая сущность интонации?

15. Какие функции выполняет интонация в речи?

16. Каковы основные особенности русского произношения?

17. Какие произносительные варианты вы знаете?

18. Как связан звук и смысл?

19.Что такое звуковой символизм?

20. Что такое звуковой повтор, звукопись?

 

Выводы (сжатое резюме)

 

Изучение фонетики имеет большое теоретическое значение. Звуковые единицы и их сочетания образуют материальную оболочку морфем, слов, словосочетаний, предложений, т.е. значимых единиц других уровней языка. Различные коммуникативные типы предложений оформляются в речи разными фонетическими средствами, разной интонацией. Поэтому изучение звуковой, материальной стороны языка является необходимой частью изучения самого языка. Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка.

Фонетика тесно связана с фонологией, которая изучает звуки речи в их функциональной значимости, т.е. как фонемы. Фонологическая система имеет как синтагматическую, так и парадигматическую оси, причем вторая зависит от первой. При функционировании фонем происходит их позиционная мена. В потоке речи звуки – представители фонем – позиционно чередуются, гласных звуки модифицируются.

Единство, взаимосвязанность смысловой и звуковой стороны (при ведущей роли первой из них) является исходным принципом организации и членения основных единиц языка – морфемы и слова. Это единство служит также основанием для организации и членения потока речи.

Объединение более мелких сегментных единиц в более крупные осуществляется при помощи суперсегментных или просодических, единиц (ударения и интонации), которые как бы накладываются на сегментные. Суперсегментные единицы выполняют в речи свои особые функции.

Русский литературный язык имеет определенные правила произношения, определенные нормы этого произношения, которые должны соблюдаться каждым, кто хочет овладеть правильной литературной речью.

Звуки речи обладают специфической содержательностью, которая называется фонетической значимостью. Сильное и четкое понятийное значение делает ненужным осознанное обращение к значимости звучания, но скрытое действие звучания, поддерживая понятийный образ, помогает функционированию этого слова, оживляет его значение. Существует связь между звуками и образными представлениями или ощущениями, которые они вызывают у говорящих. Эту связь часто умело используют поэты при инструментовке стиха в виде звукописи, звукоподражания, звуковых повторов.

 

Практическое занятие 1. Тема: Фонетика.

 

Задание 1. 2б. Определите, какими фонемами различаются следующие слова. Укажите дифференциальные и интегральные признаки этих фонем.

выть – вить

лён - моль

медь – мёд

суда (мн.ч.) – судья

цена – жена

шут – шьют

фетр – метр

щека – чека́

 

Задание 2. 2б. Определите фонемный состав данных слов.

Вялый, жиры, мед, ряд, красного, легкий, облако, грозить, втирать, весна, праздник, смог, сжечь, ложь, холод, род, яма, лестица, мое, ног, будка, гроза, любовь, зубки, сделать, мясной, спят, часок, тетя.

 

Задание 3. 2б. Сделать фонетико-фонологический анализ слов неподкупность, дорожка, пирог, используя схему.

 

Схема анализа

1. Слово затранскрибировать.

2.Указать количество слогов в слове, их признаки (ударный/неударный, открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый).

3. Охарактеризовать словесное ударение (подвижное/неподвижное).

4. Определить количество букв и звуков.

5. Назвать гласные и согласные звуки.

6.Дать артикуляционную характеристику гласных звуков (по ряду, подъему, лабиализованности).

7. Охарактеризовать согласные звуки по участию голоса и шума, по месту образования, по способу образования, по палатализованности.

8. Сделать анализ фонем: указать редукцию, аккомодацию (для гласных);

показать позицию; ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение на конце слова, выпадение (для согласных).

9. Охарактеризовать позиционные чередования звуков и исторические чередования фонем в каждой морфеме.

 

Образец анализа

В скошенных травах дремлют стога (Г.Поженян).

1. Дремлют - [др’.э́мл’ут]

2. В слове 2 слога: дре – млют;

дре- - ударный, открытый, прикрытый;

-млют- - безударный, закрытый, прикрытый.

3. Ударение падает на 1-й слог, подвижное (дремлю).

4. В слове 7 букв и 7 звуков.

5. Гласные звуки: [.э] – переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

стоит в сильной позиции (под ударением); представляет фонему <э>;

[у] – заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

стоит в слабой позиции II степени (заударный слог), подвергается редукции II степени; представляет фонему <у>;

6. Согласные звуки: [д] – шумный (звонкий); язычный (переднеязычный); смычный; твердый;

по звонкости-глухости находится в слабой позиции (перед согласным звуком); по твердости-мягкости находится в слабой позиции (перед согласным); представляет фонему <д>;

[р’] – сонорный; язычный (переднеязычный); смычно-проходной (дрожащий); мягкий;

по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед гласным); по твердости- мягкости находится в сильной позиции (перед гласным непереднего ряда); представляет фонему <р>;

[м] – сонорный; губной (губно-губной); смычный (носовой); твердый;

по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед гласным); по твердости-мягкости находится в слабой позиции (перед гласным); представляет фонему <м>;

[л’] – сонорный, язычный (переднеязычный), смычно-проходной (боковой), мягкий;

по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед гласным); по твердости-мягкости находится в сильной позиции (перед гласным непереднего ряда; представляет фонему <л>;

[т] – шумный (глухой), язычный (переднеязычный), смычный, твердый; по глухости-звонкости находится в слабой позиции (абсолютный конец слова); по твердости-мягкости находится в сильной позиции (абсолютный конец слова); представляет фонему <т>.

7. Дремл-ют

Наблюдается позиционное чередование гласных в корне: э//эи (дре́млют – дрема́ть); э//о (дремлют – дрёма); историческое чередование в корне: м//мл’.

 

Задание 4. 2б. Прочитайте парами данные фразы и определите, какую функцию выполняет в них интонация.

1. Они, говорят, здесь впервые? – Они говорят здесь впервые. 2. Идут! – Идут? 3. Она, вероятно, нездорова? – Она, вероятно, нездорова. 4. А где вы были, когда я вам звонил? – А где вы были, когда этот вопрос обсуждался на собрании! 5. Я завтра еду в Москву? – В Москву я еду завтра. 6.´ Что вы говорите? Что-то не слышно! – Что вы говорите! Что-то не верится!

 

Задание 5. 2б. Определите функции ударения в словах

Молодец – молодец, белка – белка, хлопок – хлопок, пили – пили, потом – потом, воды – воды, иначе – иначе, дорогой – дорогой, далеко – далёко, руки – руки, хаос – хаос, парить – парить.

 

Задание 6. 2б. Определите особенности инструментовки отрывка из поэмы «Дом у дороги» А.Твардовского: Таков завет, и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

 

Раздел 3. Тема: Морфологический уровень

 

3.1.Грамматическая система языка. Грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма. Способность грамматических значений к транспозиции, их многозначность.

3.2. Морфологический уровень. Морфема и морф. Типы морфов. Формальные и семантические различия морфов. Правила объединения морфов в морфему. Синтез значения слова.

3.3. Теория частей речи. Принципы выделения частей речи.

3.4. Основные особенности морфологического строя русского языка.

3.5.Формальное и функциональное описание грамматических категорий: устойчивые стилистические значения, функциональная характеристика грамматических средств.

 

Ключевые слова: морфология, грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма, морфема, морф, часть речи, функциональная характеристика, синтетизм, флективность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.084 с.)