Гиперо-гипонимическая парадигма (ГГП) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гиперо-гипонимическая парадигма (ГГП)



Гиперо-гипонимическая (родо-видовая) парадигма характеризуется наличием слова – родового понятия и слов – видовых понятий. Например, цветок: тюльпан, ландыш, роза, астра; змея: уж, гадюка, медянка, кобра.

Слово с родовым понятием в лингвистике называется гиперонимом, слова с видовыми понятиями называются гипонимами. Гиперо-гипонимические отношения являются одними из самых распространенных парадигматических связей слов, на основе которых структурируется словарный состав языка.

 

Родо-видовая парадигма тоже может быть представлена в виде схемы (Таблица 6)

 

Гиперонимы Гипонимы Лексическое значение слов Семная стр-ра ГГП
интегральные семы дифференциальные семы
пища   ‘То, что едят, чем питаются’ ‘то’, ‘что’ ‘едят’  
  хлеб ‘Пищевой продукт, выпекаемый из муки’ - «-   ‘выпекаемый’ ‘из муки’
  колбаса ‘Пищевой продукт – особо приготовленный мясной фарш’ - «- ‘мясной’ ‘фарш’ ‘особо’ ‘приготовленный’
  сыр и т.д. ‘Пищевой продукт, приготовленный из заквашенного молока’ - «- ‘приготовленный’ ‘из молока’ ‘заквашенного’

 

Лексико-семантическая группа слов

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – это самая обширная по объему своих членов организация слов, которая объединена общим (базовым) семантическим компонентом. Семантический компонент включает в свой состав одну и ту же граммему – сему, характеризующую принадлежность слова к определенной части речи, и одни и те же субкатегориальные семы, обозначающие лексико-грамматические разряды этой части речи. К ЛСГ относятся, например, существительные, обозначающие предметы комнатной обстановки: стол, стул, диван, шкаф, посуда, ковер, холодитьник, телевизор и т.д.; прилагательные со значением физической характеристики человека: высокий, худой, толстый, красивый, старый, неуклюжий и т.д.; глаголы зрительного восприятия: смотреть, глядеть, созерцать, любоваться, взглядывать, смотреться, высматривать и т.д.

Главное отличие ЛСГ от других парадигм в том, что ее базовый компонент не состоит из одной и той же гиперсемы, а может включать несколько различных родовых сем: стол, стул, шкаф – гиперсема «мебель»; холодильник, буфет, хлебница – гиперсема «предметы для хранения пищи». Поэтому в составе ЛСГ может быть несколько тематических, гиперо-гипонимических и даже синонимических парадигм. Например: смотреть – глядеть – глаголы-синонимы со значением зрительного восприятия.

 

Анализ лексико-семантической группы (Таблица 7)

 

Лексико- семантическая группа слов     Лексические значения слов     Семная структура ЛСГ
общий семантический компонент дифференциальные семы
       
диван ‘Мягкая мебель для сидения и лежания, со спинкой, ручками или валиками’ ‘ мебель’ ‘предмет’ ‘комнатной’ ‘обстановки’ ‘для сидения’ ‘для лежания’
стол ‘Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высокх опорах, ножках   - «- ‘горизонтальная’ ‘широкая’ ‘на опорах’
шкаф ‘Предмет мебели, род большого стоящего ящика с дверцами, служащего для хранения чего-либо’   - «- ‘стоячий’ ‘с дверцами’ ‘ для хранения’
стул ‘Род мебели для сидения, со спинкой (на одного человека) - «- ‘для сидения’ ‘со спинкой’
ковер ‘Изделие из тяжелой ворсистой ткани, употребляемое для покрытия пола, украшения стен’ ‘покрытие’ ‘предмет’ ‘комнатный’ ‘обстановки’ ‘тяжелая’ ‘ворсистая’ ‘для пола’ ‘стен’
гобелен ‘Стенной ковер с вытканными узорами, изображениями’ - «- ‘стенной’ ‘ вытканный’ ‘с узорами’
дорожка ‘Узкий длинный ковер, половик’ - «- ‘узкий’ ‘длинный’
палас и т.д. ‘Двусторонний ковер без ворса’ - «- ‘двусторонний’ ‘ без ворса’

 

Рассмотрение парадигматических отношений слов показывает, что лексика – это особым образом организованная система. В ней отсутствует единый семантический показатель членения, но она состоит из больших или меньших по объему групп, каждая из которых объединяется на основе общих для нее интегральных элементов и обладает дифференциальными элементами в каждом из своих членов. Парадигматика структурирует лексику по группам, между которыми нет непроходимых границ, поскольку многие слова, взятые в одних и тех же значениях, выступают одновременно членами нескольких парадигм. Например, слово хлеб может входить в тематическую парадигму (хлеб, булка, калач, батон и др.); в гиперо-гипонимическую парадигму (пища: хлеб, колбаса, сыр и т.д.); в лексико-семантическую группу с базовым компонентом «пропитание» (хлеб, отруби, помидор, пшеница, горох и т.д.). Парадигматические связи слов обусловлены соотношением общегои частного в лексическом значении, что объединяет и отличает слова друг от друга.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое слово?

2. Каковы конститутивные признаки слова как единицы системы языка?

3. Что такое лексическое значение слова?

4. Что такое грамматическое значение слова?

5. Как лексическое значение соотносится с понятием?

6. На каких основаниях выделяется слово как единица языка и речи?

7. Какие факторы определяют лексическое значение?

8. Какие аспекты (виды) лексического значения Вы знаете?

9. Что такое основная лексическая единица и элементарная единица?

10. Что Вы знаете о синтагматических и парадигматических отношениях в лексике?

11. Что такое сильные и слабые позиции в лексике?

12. Какие типы отношений лексических единиц Вы знаете?

13. Что такое внутренняя форма слова?

14. Что такое категориальные лексико-семантические отношения?

15. Какие классы единиц выделяются на основе этих отношений?

 

Выводы (сжатое резюме)

 

Слово является основной номинативной и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения о предметах, процессах и свойствах.Оно представляет собой структурно-семантическую, двустороннюю единицу языка, обладающую планом выражения (формой) и планом содержания (значением). План выражения именуют также означающим, а план содержания – означаемым.

Форма слова (означающее) находит свое выражение в звучании (комплекс звуков) в устной речи или буквенном обозначении в письменной речи.

В значении слова отражаются явления реальной действительности (предметы, процессы, отношения, свойства). Различают лексическое и грамматическое значения слова.

Лексическое значение представляет собой отражение в слове того или иного явления действительности; оно - не только «избирательное отношение» знака к его понятийному содержанию, но и тем самым сама «содержательная субстанция», специфическое идеальное отражение материального мира.

Основная единица в лексикологии – слово, элементарная единица – лексико-семантический вариант (ЛСВ), или слово, взятое в одном из его лексических значений. ЛСВ, как и слово, - двусторонняя единица. Это единство знака, представленного рядом грамматических форм, и элементарного значения.

Категориальные лексико-семантические отношения языковых единиц – многозначность (полисемия), омонимия, антонимия – являются основой для выделения соответствующих лексико-семантических классов многозначных слов, омонимов, синонимов, конверсивов, антонимов.

Каждая лексическая единица входит одновременно в два вида отношений, образующих систему: как член синтагмы – в линейные, или синтагматические, и как член парадигмы, или в парадигматические (такие отношения можно назвать условно «горизонтальными» и «вертикальными»).

Каждый лексико-семантический класс единиц характеризуется общностью категориального значения, форм выражения и функций образующих его единиц.

 

Практическое занятие 3. Лексический уровень

 

Задание 1. 2б. Произвести лексико-семантический анализ подчеркнутого слова, заполнить таблицу (см. образец в пункте 5.6 – Таблица 1):

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

…Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею … (Ф.Тютчев)

 

Лексико-семантический анализ многозначного слова

    Слово и его граф Лексико- семанти- ческие варианты (ЛСВ)     Типы лексических значений Зависимости ЛСВ Типы семантических отношений ЛСВ     Семный состав ЛСВ и семные связи ЛСВ     Виды семной связи ЛСВ     Способы выраже ния семной связи ЛСВ
прямое/ переносное мотивированное/немотивированное свободное/связанное типы переноса значе ний разновидности переносных значений
                     
                   
                   
                   
                   
                   

 

Задание 2. 2б. Произвести анализ омонимической парадигмы ЛСВ слова земля в том значении, которое представлено в тексте. Заполнить таблицу (см. пункт 5.6.- Таблица 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.013 с.)