Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гиперо-гипонимическая парадигма (ГГП)
Гиперо-гипонимическая (родо-видовая) парадигма характеризуется наличием слова – родового понятия и слов – видовых понятий. Например, цветок: тюльпан, ландыш, роза, астра; змея: уж, гадюка, медянка, кобра. Слово с родовым понятием в лингвистике называется гиперонимом, слова с видовыми понятиями называются гипонимами. Гиперо-гипонимические отношения являются одними из самых распространенных парадигматических связей слов, на основе которых структурируется словарный состав языка.
Родо-видовая парадигма тоже может быть представлена в виде схемы (Таблица 6)
Лексико-семантическая группа слов Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – это самая обширная по объему своих членов организация слов, которая объединена общим (базовым) семантическим компонентом. Семантический компонент включает в свой состав одну и ту же граммему – сему, характеризующую принадлежность слова к определенной части речи, и одни и те же субкатегориальные семы, обозначающие лексико-грамматические разряды этой части речи. К ЛСГ относятся, например, существительные, обозначающие предметы комнатной обстановки: стол, стул, диван, шкаф, посуда, ковер, холодитьник, телевизор и т.д.; прилагательные со значением физической характеристики человека: высокий, худой, толстый, красивый, старый, неуклюжий и т.д.; глаголы зрительного восприятия: смотреть, глядеть, созерцать, любоваться, взглядывать, смотреться, высматривать и т.д. Главное отличие ЛСГ от других парадигм в том, что ее базовый компонент не состоит из одной и той же гиперсемы, а может включать несколько различных родовых сем: стол, стул, шкаф – гиперсема «мебель»; холодильник, буфет, хлебница – гиперсема «предметы для хранения пищи». Поэтому в составе ЛСГ может быть несколько тематических, гиперо-гипонимических и даже синонимических парадигм. Например: смотреть – глядеть – глаголы-синонимы со значением зрительного восприятия.
Анализ лексико-семантической группы (Таблица 7)
Рассмотрение парадигматических отношений слов показывает, что лексика – это особым образом организованная система. В ней отсутствует единый семантический показатель членения, но она состоит из больших или меньших по объему групп, каждая из которых объединяется на основе общих для нее интегральных элементов и обладает дифференциальными элементами в каждом из своих членов. Парадигматика структурирует лексику по группам, между которыми нет непроходимых границ, поскольку многие слова, взятые в одних и тех же значениях, выступают одновременно членами нескольких парадигм. Например, слово хлеб может входить в тематическую парадигму (хлеб, булка, калач, батон и др.); в гиперо-гипонимическую парадигму (пища: хлеб, колбаса, сыр и т.д.); в лексико-семантическую группу с базовым компонентом «пропитание» (хлеб, отруби, помидор, пшеница, горох и т.д.). Парадигматические связи слов обусловлены соотношением общегои частного в лексическом значении, что объединяет и отличает слова друг от друга.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое слово? 2. Каковы конститутивные признаки слова как единицы системы языка? 3. Что такое лексическое значение слова? 4. Что такое грамматическое значение слова? 5. Как лексическое значение соотносится с понятием? 6. На каких основаниях выделяется слово как единица языка и речи? 7. Какие факторы определяют лексическое значение? 8. Какие аспекты (виды) лексического значения Вы знаете? 9. Что такое основная лексическая единица и элементарная единица? 10. Что Вы знаете о синтагматических и парадигматических отношениях в лексике? 11. Что такое сильные и слабые позиции в лексике? 12. Какие типы отношений лексических единиц Вы знаете? 13. Что такое внутренняя форма слова? 14. Что такое категориальные лексико-семантические отношения? 15. Какие классы единиц выделяются на основе этих отношений?
Выводы (сжатое резюме)
Слово является основной номинативной и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения о предметах, процессах и свойствах.Оно представляет собой структурно-семантическую, двустороннюю единицу языка, обладающую планом выражения (формой) и планом содержания (значением). План выражения именуют также означающим, а план содержания – означаемым. Форма слова (означающее) находит свое выражение в звучании (комплекс звуков) в устной речи или буквенном обозначении в письменной речи. В значении слова отражаются явления реальной действительности (предметы, процессы, отношения, свойства). Различают лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое значение представляет собой отражение в слове того или иного явления действительности; оно - не только «избирательное отношение» знака к его понятийному содержанию, но и тем самым сама «содержательная субстанция», специфическое идеальное отражение материального мира. Основная единица в лексикологии – слово, элементарная единица – лексико-семантический вариант (ЛСВ), или слово, взятое в одном из его лексических значений. ЛСВ, как и слово, - двусторонняя единица. Это единство знака, представленного рядом грамматических форм, и элементарного значения. Категориальные лексико-семантические отношения языковых единиц – многозначность (полисемия), омонимия, антонимия – являются основой для выделения соответствующих лексико-семантических классов многозначных слов, омонимов, синонимов, конверсивов, антонимов. Каждая лексическая единица входит одновременно в два вида отношений, образующих систему: как член синтагмы – в линейные, или синтагматические, и как член парадигмы, или в парадигматические (такие отношения можно назвать условно «горизонтальными» и «вертикальными»). Каждый лексико-семантический класс единиц характеризуется общностью категориального значения, форм выражения и функций образующих его единиц.
Задание 1. 2б. Произвести лексико-семантический анализ подчеркнутого слова, заполнить таблицу (см. образец в пункте 5.6 – Таблица 1): Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: …Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею … (Ф.Тютчев)
Лексико-семантический анализ многозначного слова
Задание 2. 2б. Произвести анализ омонимической парадигмы ЛСВ слова земля в том значении, которое представлено в тексте. Заполнить таблицу (см. пункт 5.6.- Таблица 2).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.013 с.) |