Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения языковых единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения языковых единиц



 

Законспектируйте типы отношений между языковыми единицами.

 

Языковая система базируется на отношениях, которые возникают между языковыми единицами. Отношения бывают:

1. Парадигматические – отношения выбора, ассоциации, они основываются на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка. Например, в фонетике – отношения звонких – глухих, твёрдых и мягких фонем; в лексике – синонимические, антонимические, гипонимические, конверсивные и другие отношения; в грамматике – падежные отношения (склонение), спряжение, отношения между разными типами предложений. Эти отношения называют вертикальными (любую парадигму можно записать в столбик).

2. Синтагматические – отношения единиц, расположенных линейно; это способность языковых элементов соединяться. Эти отношения реализуются между единицами, расположенными одна за другой (линейно). На фонетическом уровне – фонемы объединяются не как попало, а в определённом порядке; могут наблюдаться такие фонетические явления, как ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и другие. В словообразовании морфемы соединяются определённым образом. В синтаксисе – определённый порядок слов: в русском языке, например, в настоящем времени опускается связка «есть». В лексике – избирательная сочетаемость (рука – правая, левая, грязная и т.д.; закадычный – т.е. друг).

3. Иерархические – отношения структурно более простых к сложным: фонема→морфема→лексема→предложение.

Противопоставление парадигматических и синтагматических отношений, с одной стороны, и иерархических – с другой, отражает особенность языковой системы – ее разноуровневый, гетерогенный характер. А это уже касается её строения, её структуры.

 

Структура языка. Уровневый принцип описания.

 

Законспектируйте материал, отразите в тетради таблицу основных уровней языка.

 

Следует напомнить, что понятия «система» и «структура» следует разграничивать. Приведём соображения О.С. Мельничука по этому вопросу: «система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, а структура – это состав и внутренняя организация единого целого» [Мельничук А.С.Понятие системы и структуры языка…//Вопросы языкознания. – 1970. - №1. – С.27].

Языковая система не является однородной, то есть она имеет сложенную структуру и слагается из частных систем, которые называются уровнями или ярусами.

Идея уровневой организации языка приобрела распространение в середине ХХ века в американской дескриптивной лингвистике. Почвой для возникновения этой теории послужило выделение в языкознании таких разделов, как фонетика, морфология, лексикология, синтаксис. Правда, они рассматривались как явление одного порядка, а не иерархично.

Уровни языка – это отдельные части языка, подсистемы языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которые регулируют их использование и группировку в разные классы и подклассы.

Уровень охватывает совокупность единиц одной ступени сложности, которые могут вступать между собой в парадигматические и синтагматические отношения, но не могут находиться в иерархических отношениях (фонемы не могут состоять из фонем, морфемы из морфем…). А с единицами других уровней они вступают только в иерархические отношения (морфема состоит из фонем). Главным отличием единиц одного уровня от единиц другого уровня является их качественное своеобразие, которое выявляется в их синтагматической сочетаемости.

Для различения уровней языка используют следующие принципы:

1) уровень должен иметь свою единицу; единицы одного уровня должны быть однородными;

2) единицы уровня выделяются путём сегментации единиц более сложного уровня;

3) единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня, т.е. между ними существуют иерархические отношения.

Различают основные и промежуточные уровни. К основным уровням относят:

 

Языковые единицы Уровень языка Речевые единицы
  Синтаксема (предложение)   Синтаксический– наивысший, обслуживающий коммуникативные потребности, подчиняет себе все единицы более низких уровней   Высказывание
Лексема (слово) ↑ Лексико-семантический   Словоформа
  Морфема ↑ Морфологический   Морф
  Фонема ↑ Фонологический – низкий уровень, так как фонема – односторонняя единица (не имеет плана содержания), которая используется для построения единиц более высокого уровня – морфем и лексем).   Звук

 

На стыке основных уровней возникают промежуточные, их единицы имеют двойной характер: они образуются на одном уровне, а функционируют как единицы другого. Например, морфонологический, словообразовательный, фразеологический.

Морфонологический уровень возникает на стыке фонем и морфем. Предметом морфонологии, как считал ее основоположник М.С.Трубецкой, является изучение морфологического использования фонологических способов языка: чередование гласных и согласных, ударение, соединения фонем в составе морфемы и слова (рука – ручка, сё́ла – села́).

Словообразовательный уровень является промежуточным между морфологическим и лексико-семантическим. Предметом словообразования является образование слов на основе морфем, производящих основ, словообразовательных моделей.

Фразеологический уровень как промежуточный возникает на стыке лексико-семантического и синтаксического. Предметом фразеологии является изучение образования номинативных единиц на основе объединения двух или нескольких слов (бить баклуши, принимать участие и т.д.).

Итак, учитывая основные и промежуточные уровни, структуру языка можно схематично изобразить так:

Синтаксический
Фразеологический
Лексико-семантический
Словообразовательный
Морфологический
Морфонологический
Фонологический

 

На самом деле на схеме отношения между уровнями отражены несколько упрощенно, в языке существуют более сложные отношения между его подсистемами (например, над уровнем морфем существует не только уровень слов, а и уровень грамматических форм, и именно из словоформ образуется предложение).

Для разных уровней степень системности является не одинаковым, поэтому говорят о градуальности понятия системности. Степень системности уровня зависит от количества единиц, которые входят в его состав. Чем меньше единиц в уровне, тем он системнее. Наименьшее количество единиц имеет фонологический уровень, наибольшее – лексико-семантический, отсюда легко сделать вывод, что фонологический уровень – наиболее системный, а лексико-семантический – наименее системный.

Здесь уместно вспомнить о теории иерархии уровней языка, которую сформулировал в 1962 году французский лингвист Э.Бенвенист. Суть этой теории состоит в том, что языковые единицы планом выражения опираются на более низкий уровень, а планом содержания входят в высший уровень: фонема → морфема → слово.

Морфема планом выражения опирается на фонему, то есть состоит из фонем, но свое содержание получает только в составе слова. Например, окончание -а имеет свое значение «именительный падеж, женский род, единственное число» только в составе слова (рука, нога, лампа). Фонему можно определить как составляющую единицу более высокого уровня – морфемы. Формой языковой единицы является ее способность распадаться на составные элементы более низкого уровня, а значением – способность ее быть составной частью единицы более высокого уровня.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.025 с.)