Система компонентов семантической структуры предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система компонентов семантической структуры предложения



Запишите определение каждого семантического компонента предложения, а также систему каждого компонента (с примерами).

Система семантических компонентов в наиболее общем виде представляет собой следующее: предикат (Р), субъект (S), объект (О), конкретизатор (К), атрибут (А).

Нужно помнить, что внешнее сходство системы семантических компонентов с системой традиционных членов предложения не означает их прямолинейной соотносительности. Между семантическим компонентом и членом предложения существуют принципиальные различия:

1) семантические компоненты и члены предложения – это единицы разных уровней структуры предложения: первые – единицы семантической структуры, вторые – грамматической;

2) будучи единицами разных уровней, они выделяются на разных принципах: семантические компоненты – на семантических основаниях, члены предложения – на семантико-грамматических (с учетом грамматической формы и смыслового значения);

3) если рассматривать соотношение семантических компонентов и членов предложения со стороны семантических компонентов, то перед нами предстанет картина и симметричности и асимметричности. Поскольку при установлении и семантических компонентов, и членов предложения используется смысловое значение слов, возможна симметрия между членами предложения и семантическим компонентом (Дети идут в школу – семантическая структур: S – Р – локальный К (конкрет-ор); грамматическая структура: П – С – обст. места). Но в тех случаях, когда вступают в силу ограничения формального плана, между семантической структурой и членом предложения наблюдается асимметрия. Она характерна для S, О, Р, которые далеко не всегда соотносятся с П, С, Д (Его знобит. Ему плохо. Отца нет дома – дополнение выражает S; Письма разносятся почтальоном – подлежащее – семантический О, а дополнение – S); (На него напал страх. У него есть ум, талант. – комплекс П+С выражает семантический предикат, а Д – семантический S).

4) если рассматривать семантические компоненты и члены предложения со стороны членов предложения, то открывается перспектива изучения семантических качеств членов предложения. Эта область почти не изучена. Из всех членов предложения «повезло» только обстоятельству: система обстоятельств установлена именно на основе смыслового значения.

Каждый семантический компонент представляет собой систему подкатегорий. Набор семантических компонентов и их подкатегорий представляет закрытый список, хотя у различных исследователей он может быть более или менее детализован. Система семантических категорий носит иерархический характер: 1 – центральный компонент – Р (предикат), 2 – S(субъект), 3 – О (объект), 4 – К (конкретизатор), 5 – А (атрибут; находится на периферии).

Семантический предикат (Р) – центральный компонент семантической структуры предложения, обозначающий активный или статальный признак, проявляющийся во времени и отнесенный либо к предмету (субъектный), либо к ситуации (бессубъектный): Я работаю, Там сыро. Активный предикат характеризует предмет или ситуацию в деятельном бытии, статальный – в качественном.

Общая система семантического предиката:

1) Р действия (физического, рече-мыслит. и др.): Рабочие строят дом. Мы говорим о детях;

2) Р движения: Он поехал домой;

3) Р процессуальный: Идет дождь;

4) Р существования, наличия (несуществования, отсутствия): Сегодня концерт. Книги есть. Петрова нет;

5) Р состояния: Он болен;

6) Р обладания, владения, принадлежности: Он имеет дом;

7) Р восприятия: Я слышу песню;

8) Р местонахождения (статальной локализации): Дом расположен в саду;

9) Р квалификации: Он студент;

10) Р качественной характеристики: Он коси́т / Он косой;

11) Р тождества: Мой сосед – Иванов;

12) Р отношения: Он любит детей.

 

Семантический субъект (S) – обозначает предмет, который вляется носителем активного или статального предикативного признака (Я работаю. Он болен), причиной, началом или источником какого-либо действия, процесса или состояния (Дождь размыл дорогу), а также, с ориентацией на который оценивается предикативный признак ситуации (Для ребенка там сыро).

Система семантического субъекта:

1) S существования, бытия (наличия, отсутствия): Время есть. Мороза нет. Сегодня дождь;

2) S состояния: Сестра скучна;

3) S принадлежности: Павел имеет автомобиль;

4) S восприятия: Я вижу море;

5) S местонахождения: Университет расположен в …;

6) S квалификации: Дедушка – пенсионер;

7) S детерминации: У него все нормально;

8) S идентификации: Мой брат – Игорь;

9) S модальных отношений: У меня нет знакомых;

10) S отношения: Маша любит кашу;

11) S активного действия и движения (часто объединяются): Вася прыгает в воду;

12) S процессуальности: Дети ужинают / спят.

 

Семантический объект (О) – зависимый компонент структуры предложения, обозначает предмет, на который распространяется или при помощи которого проявляется предикативный признак субъекта.

Система семантического объекта:

1) О - активный участник действия (контр-агенс): Петр спорит с Василием. Они защищались от врага;

2) О - объект воздействия: Он переплел книгу;

3) О адресатный: Письмо послано отцу;

4) О делиберативный (содержит значение содержания рече-мыслительного, социального действия или восприятия): Мы беседовали о делах. Ира смотрела фильм;

5) О орудийный: Он отрезал хлеб ножом;

6) О средствах действия или воздействия: Он лечится настоями трав;

7) О обладания, владения, принадлежности: Завод имеет дачу;

8) О целенаправленных устремлений: Он тянется к знаниям;

9) О восприятия: Я слышу голос;

10) О отношения: Все уважают старших;

11) О модальных отношений: Мне нужен телефон;

12) О источник: От каждой кафедры выделили делегатов.

Семантический конкретизатор (К) – зависимый компонент семантической структуры предложения, обозначающий различные сопутствующие предикату признаки (характеристики). Семантические конкретизаторы могут быть 3 разновидностей:

А) логические:

1) причины (каузативный): Из-за грозы все живое спряталось;

2) условия: Мы поедем при наличии транспорта;

3) цели: Он не сказал об этом ради спокойствия отца;

4) уступки: Несмотря на болезнь, он пришел на работу;

Б) ситуативные:

1) локальные: Мы живем в Луганске. Он вышел из дома;

2) темпоральные: Мы работали до вечера. Сегодня тепло;

В) определительные:

1) квалитативный (обозначающий качество, свойство предмета): Он бежал быстро;

2) квантитативный (содержит количественные характеристики): Мы жили в комнате вчетвером;

3) способа и образа действия: Лошадь шла прихрамывая.

 

Семантический атрибут (А) – зависимый компонент, обозначающий непредикативный признак предмета, соотносящегося с семантическим S, О или К.

Система семантического атрибута:

1) квалитативный (обозначает качество, свойство предмета): Ребенку подарили красный мяч;

2) квантитативный (количеств. хар-ки): Пятый отряд обогнал всех;

3) релятивный (относительный): Самолет взмыл в синеву неба;

4) посессивный (связ. с отнош. принадлежности, владения): Они жили в отцовом доме;

5) локальный: Дом на площади мы нашли быстро;

6) темпоральный: Дай мне вчерашнюю газету;

7) динамический: Он вышел из подъехавшей машины;

8) неопределенный: Я услышал чьи-то шаги;

9) актантный (обозначающий деятеля): Нас разбудило птичье пение;

10) усилительно-выделительный: Здесь каждый его знал.

 

Внимание к логико-синтаксическим типам семантики, типовым значениям предложения, дифференциация семантических компонентов и членов предложения позволяет более аргументированно разграничивать структурно-семантические типы простого предложения и членом предложения, выделять переходные образования с синкретичной семантикой, выявлять при их анализе семантическую емкость синкретичных случаев, осознавать их семантико-стилистическое своеобразие, разрешить некоторые дискуссионные квалификации типов предложений и членов предложения и т.д.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает синтаксис?

2. Какие аспекты изучения синтаксиса Вы знаете?

3. Как решается в лингвистике вопрос об основной синтаксической единице?

4. При помощи каких категорий оформляется предикативность?

5. Какие взгляды на природу предложения существуют в современной лингвистике?

6. Каковы современные направления изучения предложения?

7. Что такое «структурный (конструктивный синтаксис)?

8. Что такое «структурная схема» предложения?

9. Какова классификация структурных схем?

10. Что такое синтаксическая парадигма?

11. В чем состоит сущность коммуникативной организации простого предложения?

12. Что такое актуальное членение простого предложения?

13. Каковы основные понятия актуального членения?

14. Каковы средства выражения актуального членения?

15. Что такое грамматическая семантика; каковы ее языковые показатели?

16. Что такое компонентный анализ предложения?

17. Какие семантические компоненты предложения Вы знаете?

 

Выводы (сжатое резюме)

Синтаксический уровень – система механизмов языка, которая обеспечивает создание речевых единиц.

Синтаксис предложения описывает внутреннюю структуру, коммуникативный тип предложений, их семантику и синонимические превращения. Синтаксис предложения противопоставляется синтагматическому синтаксису как такому, который лишен коммуникативной функции. Таким образом, синтагматический синтаксис и синтаксис предложения – это два абсолютно разных по назначению и действию механизма языка.

Все конструкции являются предметом изучения синтаксиса, однако исходной структурой является простое предложение – единственная универсальная синтаксическая единица (ПП характерно для всех языков, в то время как словосочетаний в некоторых языках, а именно тех, для которых не характерно словоизменение, по мнению многих лингвистов, нет.

Предложение – многоплановая синтаксическая единица, многоаспектная и многоуровневая. Это значит, что оно обладает: 1) определенной формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его актуальным членением; 3) семантикой.

Важно разграничивать предложение и высказывание. Предложение – это абстрактная языковая единица, конструкция, которая описывается без учета ее лексического значения и выраженного коммуникативного задания. Высказывание – конкретная речевая единица, которая характеризуется линейной реализацией виртуальной модели, коммуникативной направленностью, интонационной оформленностью и ситуативным значением

При структурно-синтаксическом анализе предложения исследователь задается вопросом: каков тот отвлеченный образец, та формула или та структурная схема, в соответствии с которой построено данное предложение как коммуникативная предикативная единица? Целью конструктивного синтаксиса и является создание конечного списка структурных схем предложения.

Исследованием предложения как коммуникативной единицы, выполняющей в речи определенное коммуникативное задание, занимается коммуникативный (или динамический) синтаксис. Центральным понятием коммуникативного синтаксиса является понятие актуального членения предложения. Предложение в аспекте его актуального членения называется высказыванием.

Классификация предложений по характеру семантики является одним из самых трудных вопросов из-за недостаточной разработанности ряда положений, вызванной сложностью семантики предложений и неоднозначностью освещения ее в лингвистической литературе.

Формирование компонентов семантики происходит в результате взаимодействия структурно-семантического компонента (синтаксической позиции, члена предложения) и лексического наполнителя позиции. В результате образуется единица нового плана – семантический компонент

Слово до вхождения в синтаксическую конструкцию уже обладает уровневой семантикой: грамматическое значение (часть речи) и лексическое. При вхождении в синтаксическую конструкцию оно приобретает еще и синтаксическую семантику и, таким образом, становится носителем синтаксического значения + морфологического значения, то есть полного грамматического значения.

Синтаксические вопросы очень сложны, часто не имеют однозначного решения.

Синтаксический анализ простого предложения продолжает иметь большое значение при изучении синтаксиса и пунктуации.

 

 

Практическое занятие 4. Синтаксический уровень

 

 

Задание 1. . Охарактеризуйте актуальное членение предложений, укажите тему и рему (тему подчеркните одной чертой, а рему – двумя). Для проверки правильности выделения темы и ремы произнесите предложения вслух, отметьте роль порядка слов интонации в выражении элементов актуального членения.

 

Образец: Артему / стало жалко себя. (логическое ударение падает на рему – новую информацию; темой является косвенное дополнение «Артему»).

 

1. В котелках кипела каша. Огонь больших костров лизал черные ротные котлы. Редко дымили военные кухни.

2. Дни стояли пасмурные, мягкие.

3. В заросшей плющом каменной ограде была решетчатая калитка.

4. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая старуха.

5. Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.

Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако… Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш.

А у самых моих ног плескалась река.

6. Мать – самый близкий человек на свете.

7. Самая высокая мудрость – доброта.

 

Задание 2. 2б. Постройте парадигмы для предложений:

1. Морозно.

2. Две капли брызнули в стекло.

3. Бесконечен путь к совершенству.

 

Задание 3. . Сделайте полный анализ предложения по схеме.

Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурей или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна (Н.Гоголь).

 

Схема анализа

I. Структурная схема и предикативная основа простого предложения.

II. Структурные признаки простого предложения:

1) по характеру членимости/нечленимости предложения;

2) по составу главных членов (двусоставные/односоставные); если предложение односоставное, следует назвать его разновидность;

3) по наличию второстепенных членов предложения (полное/неполное); если предложение неполное, то указать его разновидность (контекстуально неполное/ ситуативно неполное);

4) по наличию осложнения (однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями).

III. Разбор по членам предложения (член предложения, его квалификация).

IV. Семантические признаки простого предложения:

1) по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);

2) по эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);

3) по характеру грамматической семантики:

а) по характеру предикативности (модальность, время, лицо);

б) по характеру предикативных отношений (утвердительное/отрицательное);

в) по логико-синтаксическому типу предложения (бытийность, номинация, акциональность, характеризация, состояние).

V. Коммуникативные признаки простого предложения:

1) актуальное (тема-рематическое) членение предложения (если оно есть);

2) информативный центр предложения/высказывания и способ его актуализации.

VI. Пунктуационный анализ.

 

Образец разбора:

1. Уронилподсолнухбашкуна стебель (И.Бродский).

I. Предложение простое: в нем одна предикативная основа уронил подсолнух, соотносящаяся со структурной схемой (реализующая структурную схему) N1 – Vf.

II. Структурные признаки простого предложения:

1) по характеру членимости – членимое;

2) по составу главных членов – двусоставное;

3) по наличию второстепенных членов – распространенное;

4) по наличию структурно обязательных членов – полное;

5) по наличию осложнения – неосложненное.

III. Семантические признаки простого предложения:

1) по цели высказывания – повествовательное;

2) по эмоциональной окраске – невосклицательное (нейтральное);

3) по характеру грамматической семантики:

а) по характеру предикативности – реальная модальность: предложение содержит сообщение о реальном действии, которое было совершено до момента речи (синтаксическое время); синтаксическое лицо – 3-е;

б) по характеру предикативных отношений – утвердительное;

в) логико-синтаксический тип – акциональность: в предложении содержится характеристика предмета по действию.

IV. Коммуникативные характеристики простого предложения:

1) вне текста трудно точно указать тема-рематическое членение;

2) информативный центр предложения – сказуемое, обозначающее действие (уронил); сказуемое актуализировано препозицией.

V. В конце предложения ставится точка, так как предложение нейтральное по эмоциональной окраске.

 

 

Глоссарий, который необходим для усвоения материала курса

 

Агглютинация (лат. Agglutinare – приклеивать) – способ образования формы слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым основам или корням. Каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое грамматическое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом.

Адвербиализация (от лат. Adverbium – наречие) – переход в наречие словоформ, принадлежащих к другим частям речи.

Адъективация (от лат.adjectivum – прилагательное) – процесс перехода других частей речи в прилагательное.

Аккомодация (от лат. accomodatio – приспособление) – частичное приспособление артикуляции двух рядом стоящих звуков (обычно согласного к гласному или гласного к согласному).

Актуальное членение предложения – распределение информации, сообщаемой высказыванием, и соответственно репрезентирующих ее лексико-грамматических элементов по двум частям, именуемым темой (данным) и ремой (новым).

Акцентология (от лат. accentus – ударение и греч.logos – слово, учение) –1)учение об акцентных (просодических) средствах языка; 2) система акцентных средств (иначе – акцентуация).

Аллофон (от allo- + -фон) представитель фонемы (вариант фонемы); звук, отличающийся от другого звука фонетическим признаком, а не функцией.

Антонимы (от греч. anti… - приставка, означающая противоположность, и onyma – имя) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

Артикуляция (лат. Artikulatio от articulare – членораздельно выговаривать). Работа органов речи, направленная на производство звуков.

Ассимиляция – уподобление – приспособление одних звуков к другим, состоящее в приспособлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего.

Ассоциация – от лат. Association – соединение – связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает другое по сходству, смежности или противоположности

Аффикс – служебная морфема, т.е.часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении.

Валентность – способность слова вступать в процессе речевой реализации в определенные, регламентированные языком связи с другими словами.

Вариантный (лат. Varians variantis – изменяющийся.

Внутренняя форма лексической единицы – это способ представления в языке внеязыкового содержания. Она является выражением национальной специфики языка.

Вторичное (или частное) значение слова – то, в котором к семантическому содержанию главного значения как бы присоединяется еще элемент контекста.

Высказывание – единица, равновеликая предложению (с т.з. его составленности из одних и тех же функциональных элементов, отдельные из которых могут остаться в высказывании невербализованными) и в то же время информативно обогащенную (по сравнению с предложением) за счет тех сведений, которые поступают от контекста, ситуации, фоновых знаний коммуникантов и т.д.

Гипоним – слово или словосочетание видового, более специального значения по отношению к слову или словосочетанию родового, более обобщенного смысла (гиперониму); также видовое понятие по отношению к родовому.

Главное значение слова – то, которое в наименьшей степени зависит от контекста, т.е. находится в позиции минимальной обусловленности от окружения.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями.

Грамматическая форма – языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. ГФ представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения.

Грамматическое значение – обобщенное, абстрактное значение, присущее целому ряду слов, словоформ, синтаксическим конструкциям и имеющее в языке свое регулярное и стандартное выражение.

Граммема (классема) – общекатегориальная сема грамматического значения, характеризующая принадлежность слова к определенной части речи (предметность, признаковость, процессуальность и т.д.);

Делибератив – компонент со значением содержания рече-мыслительного, социального действия или восприятия.

Денотативное значение – предметное значение лексической единицы, определяется через отношение языковой единицы (т.е. знака) к конкретному предмету действительности, данной ситуации.

Деривация – образование новых слов при помощи аффиксов согласно словообразовательным моделям, свойственным данному языку.

Детерминанты – второстепенные члены предложения, которые относятся ко всему предложению в целом и тем самым существенно отличаются от обычных, присловных второстепенных членов – экспликантов.

Диахрония (греч. Dia - через + chronos – время) – историческое развитие языковой системы, ее динамика.

Дизъюнктивные отношения – разделительные отношения.

Дизъюнкция (лат.disjunctio – разобщение, разделение) – логический термин, обозначающий операцию соединения двух или более значений при помощи логического союза ИЛИ.

Дистрибутивный (лат. Distributivus – разделенный, распределенный) – имеющий отношение к дистрибуции (распределению языковых единиц, совокупности фонем, морфем, лексем,создающих контекст).

Дистрибутивный анализ – метод лингвистического исследования, при котором классификацию языковых единиц проводят в контексте.

Дистрибуция (лат.distributio) – распределение языковых единиц, совокупность фонем, морфем, лексем, создающих контекст.

Дифференциальные признаки фонем – такие, которые различают хотя бы две фонемы, совпадающие по остальным конститутивным признакам.

Доминанта – это слово синонимического ряда с самым объемным и нейтральным значением

Звуки речи – комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает в процессе познания в роли заместителя (представителя) другого предмета и используется для получения, сохранения, превращения и передачи информации.

Знак языковой – материально-идеальное образование (двусторонняя единица языка), репрезентирующая предмет, свойство, отношение действительности; в своей совокупности знаки языка образуют особого рода знаковую систему – язык.

 

Иерархические отношения – отношения структурно более простых единиц к сложным.

Инвариантный (лат. Invarians) – неизменяющийся.

Интегральные признаки фонем – такие, которые, характеризуя ту или иную фонему, не отличают ее от какой-либо другой фонемы, совпадающей с первой по остальным конститутивным признакам.

Интонация – это совокупность просодических (суперсегментных) средств языка: различные соотношения частоты основного тона, тембра, интенсивности и длительности, служащих для оформления высказывания.

Категория персональности – показывает отношение сообщаемого к лицу: говорящему (значение 1л.), собеседнику (значение 2л.), не к говорящему и не к собеседнику (значение 3л.).

Категория темпоральности (синтаксического времени) – показывает отнесенность содержания предложения к одному из трех временных планов: настоящему, прошедшему или будущему.

Каузировать (лат.causa – причина) – делать так, чтобы что-то начало иметь место, появилось.

Квалитативный – обозначающий качество, свойство предмета

Квантитатив – компонент, содержащий количественные характеристики

Коннотативное значение – добавочное семантическое или стилистическое значение, которое накладывается на основное значение слова и служит для выражения эмоционально-экспрессивной окраски, придавая высказыванию тон торжественности, непринужденности, фамильярности.

Консонантизм (лат. Consonantis – согл.звук) – система согласных звуков языка, их свойства и отношения.

Конститутивные (определяющие) признаки фонемы – те, которые позволяют разным фонемам выступать в одних и тех же фонетических позициях.

Контекст – это отрезок текста, необходимый и достаточный для определения значения того или иного слова или сочетания слов.

Конъюнкция (лат. conjunctio – союз, связь) – логический термин, обозначающий операцию соединения двух и более значений в единое целое с помощью союза И.

Латентный (лат.latens, -ntis – скрытый, невидимый) – внешне не проявляющийся, скрытый.

Лексема (греч. Lexis – слово, выражение, оборот речи) – словарная единица, рассматриваемая во всей совокупности своих соотносительных и взаимосвязанных друг с другом форм и значений; слово как структурный элемент языка.

Лексико-семантический вариант – это слово, взятое в одном из его лексических значений. Это минимальное «слово-понятие» (Л.В.Щерба).

Лексическая деривация – такая, когда производное и производящее отличаются друг от друга семантически, могут принадлежать к одной части речи и к разным): ехать – приехать, олень – олененок.

Логико-семантические типы предложения – типы предложения, выделяемые представителями логического синтаксиса (Н.Д.Арутюновой и др.) с учетом характера соответствующих логико-семантических отношений, устанавливаемых в процессе движения мысли в предложении (предложения характеризации, бытия, номинации, тождества и др.).

Маркированный – фр. Marqué – отмеченный, т.е. имеющий какой-нибудь признак в отличие от немаркированного, например: разговорное слово – нейтральное слово

Метафора – перенос наименования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения и т.д.

Метонимия – перенос именования одного предмета, признака, процесса и т.д. на другой по их смежности (сопредельности).

Модальность – одна из стержневых понятийных категорий высказывания, предназначенная для выражения отношения говорящего к сообщаемому и оценки отношения сообщаемого к объективной действительности.

Морф – минимальная по форме значимая часть слова.

Морфема – минимальная двусторонняя единица языка, в которой за определенной формой закреплено определенное содержание и которая не членится на более простые единицы того же рода.

Нейтральный порядок слов – порядок слов, отвечающий двум условиям: 1) он обеспечивает развертывание сообщения от темы к реме (в связи с чем может быть как прямым, так и обратным) и 2) он не допускает нарушения нормативных тенденций, определяющих последовательность расположения компонентов в отдельных словесных группах.

Общее (или инвариантное – от лат. Invarians – неизменяющийся; varians (variantis) – изменяющийся) значение слова. Как наиболее абстрактное (а значит, и наиболее бедное семантическими признаками, семантически простое) оно присутствует во всех значениях рассматриваемого слова, являясь их общим содержанием

Объективная модальность – разновидность модальности, выражаемой морфологической категорией наклонения; отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения говорящего.

Омонимы (греч. Homos – одинаковый, onyma- имя) – слова, совпадающие по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу.

Оппозиция (лат.oppositio – противоположный) – противопоставление.

Оппозиция лексической единицы (лат. Oppositio-противоположный) – противопоставление ее другим семантически однородным единицам.

Парадигма предложения – выявление исходной модели предложения и определение набора ее модификаций по тем или иным параметрам (при тождестве либо лексической, либо смысловой базы).

Парадигматические отношения (греч. Paradeigma – пример, образец) – отношения между единицами языка, объединенными в памяти носителя языка и связанными отношением противопоставления (это «вертикальные» отношения, т.е. отношения, связывающие данную языковую единицу с единицами, которые могли бы выступать на ее месте).

Позиционная мена фонем – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц.

Позиционные изменения звуков (модификация) – это такие их изменения, которые возникают под действием соседних звуков.

Прагматика (греч. Prágma – действие), раздел семиотики, в котором рассматривается отношение субъекта к знакам, а также воздействие знаков на того, кто их использует.

Предикат (лат. Praedekatum – предикат) – логический по происхождению термин, обозначающий ту часть суждения, которая определяет субъект.

Предикативная единица – отдельно взятое предложение или часть сложного предложения, обладающая собственным предикативным центром.

Предикативность – отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим.

Предикативные отношения – отношения, существующие между подлежащим и сказуемым и выражаемые посредством предикативной связи. Носят двусторонний характер.

Предикация – в соответствии с теорией предикативности, акт состоявшейся отнесенности содержания высказывания к действительности, что находит отражение в синтаксических категориях модальности, времени и лица.

Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли (В.В.Виноградов).

Привативная оппозиция (лат. Privatio – мышление) члены такой оппозиции характеризуются наличием/отсутствием какого-нибудь признака: во втором члене оппозиции его нет (А –не-А).

Проклитика – безударное слово, стоящее впереди ударного (из-под земли).

Прономинализация – переход в местоимения других частей речи.

Релевантный (англ. Relevant, от с.-лат. Relevans, - ntis – существенный) – способный служить для различении языковых единиц (например, релевантные признаки).

Релятив – речевая коммуникативная единица ситуативного характера, передающая реакцию говорящего на какие-либо явления: Хорошо; Пожалуйста; Извините.

Рема – один из ключевых терминов теории актуального членения, который служит для обозначения коммуникативного центра высказывания, противопоставляемого теме последнего.

Речевой такт – наименьшая значащая единица высказывания, представляющая собой семантико-синтаксическое и фонетическое целое.

Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определенной информации, дл побуждения к действию и т.п.

Сегментные фонетические единицы – такие, которые располагаются в линейной последовательности (звуки, слоги).

Сема (греч. Sema – знак) – компонент значения, не имеющий собственного показателя в структуре данного знака и выявляемый реляционно из сравнения со значением других соотносительных с ним знаков. Компонент семемы.

Семантика (греч. sēmantikós- обозначающий) раздел языкознания, в котором исследуются отношения между знаками;

Семантика структурной схемы – значение структурной схемы предложения, отвлеченное от значений (грамматических) ее компонентов и правил их лексического наполнения.

Семантическая структура предложения – составная номинация ситуации, построенная в соответствии с семантическими схемами представления событий, заданными языком.

Семантический компонент – это имплицитный или эксплицитный элемент смысловой структуры предложения, возникающий в результате взаимодействия лексической и синтаксической семантики и отражающий определенное явление внеязыковой действительности, представленное как обобщенный тип множества аналогичных речевых явлений.

Семасиология (греч. Semasio – значение, смысл + -логия) – раздел языкознания, изучающий значение языковых единиц и изменения этих значений в процессе развития языка.

Семема (греч. Semaino – обозначаю) – единица языкового содержания (смысла), соотносительная с морфемой, совокупность сем.

Семиотика – наука, которая изучает структуру и функционирование разных знаковых систем.

Сигматика (греч. Σ – буква алфавита, которая используется как знак суммы, итога), в которой исследуется отношение знаков к предметам и явлениям объективной действительности.

Сигнификат – это часть понятия, совокупность тех признаков предмета (явления), которые существенны для его правильного именования данным словом в системе данного языка.

Сильные позиции фонем – такие, в которых фонемы максимально различаются (т.е.в наибольшей мере способны различать слова и формы слов).

Синекдоха – перенос значения, при котором целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.151 с.)