Использование антонимов в речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование антонимов в речи



Антонимы так же, как синонимы, принадлежат к таким средствам языка, с помощью которых осуществляется перифразирование – выражение одной и той же мысли разными способами. Однако в отличие от синонимов, которые могут просто взаимозаменяться в высказывании, антонимы, заменяя друг друга в тексте, «требуют» изменений и в других частях предложения для того, чтобы был сохранен тот же самый смысл. Это и понятно: если синонимы – слова тождественные или близкие по значению, то антонимы противоположны по смыслу, и, следовательно, их взаимная замена в предложении должна сопровождаться такими изменениями в нем, которые устраняли бы смысловую противоположность. Например: Она никогда не опаздывает. – Она всегда приходит вовремя; Он и в старости не изменяет своей привычке делать утреннюю гимнастику. - Он и в старости сохраняет свою привычку делать утреннюю гимнастику и т.п.

Кроме употребления в качестве перифрастического средства антонимы часто используются для подчеркивания контраста между понятиями. Широко представлены они, например, в русских пословицах и поговорках: Сытый голодного не разумеет; Мягко стелет, да жестко спать; На печи не храбрись, а в поле не трусь; в названиях художественных произведений: «Толстый и тонкий» (рассказ А.П.Чехова), «Далекое близкое» (книга воспоминаний И.Е.Репина), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (стихотворение В.В.Маяковского), «Живые и мертвые» (роман К.Симонова) и т.п.

В художественной лиературе, особенно в поэзии, на противопоставлении антонимов бывает основана выразительная сила произведения. Таково, например, одно из стихотворений Марины Цветаевой. Вот его начало:

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой – полушку медную.

Ср. также антонимические противопоставления в следующих стихотворных отрывках:

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума (А.Блок).

В целях особой выразительности художник слова может слегка или довольно заметно сдвигать антонимические противопоставления, подыскивая к словам не обычные, не расхожие соответствия-антонимы, а наиболее уместные в данном контексте. Например:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой… (А.Пушкин).

Функции антонимов в речи – это создание стилистических фигур: антитезы, оксюморона, парадокса, алогизма.

Антитеза – стилистически парная фигура в тексте, используемая в выразительно-изобразительных, юмористических, иронических, оценочных целях «как средство усиления образа, обозначения предела», проявления свойства и т.д. Например: Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов) – антитеза служит указанием на предел возможностей. Или: Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной, - душа тебе быть верной не устала, тебе, тебе одной! (В.Брюсов) – и первая, и вторая пара антитез используется для утверждения одного из противопоставляемых признаков за счет отрицания другого: либо много – либо мало, либо свет – либо мрак.

Оксиморон (оксюморон) – стилистическая фигура, основанная на двух антонимах, которые обозначают взаимоисключающие явления. Например: Будь счастлива несчастием моим (М.Лермонтов). Но я безрадостно с друзьями радость пел (Е.Баратынский). Очаровательные разочарования /Знакомы мне (И.Северянин).

Парадокс – высказывание, построенное на первый взгляд, внешне, как противоречащее здравому смыслу, ложный алогизм, но в определенной ситуации являющееся верным: Новое – это хорошо забытое старое, Лучшая защитанападение. Чем хуже, тем лучше.

Алогизм – умышленно составленное смысловое несоответствие, несуразность как юмористический прием или с целью создания эмфазы (эмоционально выразительной фразы), парадокса: А у нас сегодня кошка родила вчера котят. Шел высокий гражданин низенького роста (С.Михалков).

Лексико-семантический анализ антонимической парадигмы1(Таблица 4).

 

Антонимиче- ская парадиг ма Лексические значения антонимов Семная структура антонимов Типы антонимов Стилистическое назначение антонимов
интеграль- ные семы дифференциальные семы семанти- ческий струк- турный    
1.большой     2.маленький ‘Значительный по величине, размерам’   ‘Незначительный по величине, размерам’     ‘величина’     ‘не’   контрар ные антонимы разнокор-невые  
1. жизнь     2. смерть ‘Существование человека, животного’   ‘Прекращение существования человека, животного’   ‘существо- вание’ ‘человека’ ‘животного   ‘прекращение’ {‘не’ + ‘существование’}   контра- диктор- ные   разнокор- невые  
1. сдавать   2. снимать ‘Отдавать в наем’   ‘Брать в наем’   ‘ наем’ ‘отдавать’ {‘предоставлять в пользование’} ‘брать’ {‘получать в пользование’} конвер- сивы разнокор-невые  

1 Дефиниции контрарных и контрадикторных антонимов взяты из «Словаря антонимов русского языка» Л.А.Введенской (1971). Дефиниции конверсивов берутся из СРЯ (1985).

Фигурными скобками обозначены имплицитные семы.

Тематическая парадигма (ТП)

Тематическая парадигма (тематический ряд) объединяет слова, имеющие в своем значении интегральную эксплицитную или имплицитную гиперсему, которая называет понятия одного уровня обобщения (таких гиперсем может быть несколько).

Тематический ряд объединяет те или иные «отрезки действительности». Поскольку в тематические парадигмы организуются названия реальных предметов, а понятийные сферы весьма многочисленны в реальной действительности, то в современном русском языке существует огромное количество тематических рядов. Отметим лишь некоторые тематические парадигмы в зависимости от семантики членов ряда: 1) глаголы движения; 2) названия частей человеческого тела; 3) названия животных и частей их тела; 4) пища; 5) названия денежных единиц; 6) названия единиц счета и количества и др. Например, глаголы движения объединяются в одну четко структурированную по смыслу группу на основе общей гиперсемы ‘передвигаться’ Глаголы ехать, идти, лететь, плыть, ползти содержат в своем первом прямом значении сему ‘передвигаться’. Глаголы бежать, нестись, гнать – сему ‘двигаться’, а глаголы везти, катить, нести, тащить – сему ‘передвигать’. И лишь два глагола – вести и лезть – содержат сему ‘передвигаться’ в своих толкованиях имплицитно: вести (направлять чье-либо движение) и лезть (карабкаться, взбираться, подниматься). Гипонимические отличия глаголов движения касаются способа, места и направления передвижения. Например: ползти (поверхность, определенное, направление); плыть (вода, определенное, направление); лететь (воздух, крылья); идти (земля, ноги). Весь ряд обнаруживает симметричное устройство, где смыслообъединяющими компонентами являются не только выраженная сема движения, но и семы способа, места и направления движения, представленные гипосемами индивидуального назначения. Ядро группировки составляют четыре глагола: идти, ехать, лететь, плыть, которые по отношению к действиям лица обладают четкой противопоставленностью дифференциальных сем: ‘суша’ – ‘не’ + ‘суша’ (идти, лететь); ‘вспомогательные’ + ‘средства’ – ‘не’ + ‘ вспомогательные’ + ‘средства’ (ехать, плыть).

 

Лексико-семантический анализ тематической парадигмы (Таблица 5)

 

Тематическая парадигма Лексическое значение слова Семная структура ТП
интегральные семы дифференциальные семы
хлеб ‘Пищевой продукт, выпекаемый из муки’ ‘продукт’ ‘пищевой’ ‘выпекаемый’ ‘из муки’
колбаса ‘Пищевой продукт – особого приготовления мясной фарш в округлой или удлиненной прозрачной оболочке из кишки или искусственной пленки’     - «- ‘фарш’ ‘мясной’ ‘округлый’ ‘удлиненный’ ‘в оболочке’  
сыр ‘Пищевой продукт в виде твердой или полутвердой массы, приготовляемый из заквашиваемого особым способом молока’     - «- ‘масса’ ‘твердая’ (‘полутвердая’) ‘из молока’ ‘заквашиваемого’
молоко и т.д. ‘Жидкость, получаемая от коров и употребляемая как продукт питания’   - «- ‘жидкость’ ‘от коров’ ‘питание’

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.01 с.)