Общее понятие об актуальном членении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об актуальном членении.



Каждое предложение в русском языке может быть охарактеризовано с точки зрения его формальной структуры. Но характеристика предложения не может ограничиваться установлением только конструктивных особенностей. Необходим еще учет его коммуникативного назначения, учет того, что именно этим предложением хотел сказать его автор, для чего оно сформировано (сконструировано) говорящим или пишущим. Может оказаться, что предложения, построенные по одной и той же схеме, в речи предназначены для реализации разных коммуникативных намерений говорящего, т.е. будут иметь различное коммуникативное назначение; в этом случае характеристика таких предложений в коммуникативно-синтаксическом аспекте окажется различной.

Например, два предложения тождественного содержания, построенные по одной и той же структурной схеме N1 + Vf: 1) Иван помог нам и 2) Помог нам Иван, выполняют в речи различные коммуникативные задания говорящего: первое предложение содержит сообщение о данном, определенном лице – субъекте динамического признака. Для сообщения этого признака и сформировано говорящим первое предложение. Следовательно, в речи оно служит как бы ответом на скрытый (т.е. латентный) вопрос «Что известно об Иване?» или «Что сделал Иван?». Второе предложение содержит сообщение о том, кто же является носителем данного динамического признака. В речи оно служит ответом на другой латентный вопрос, а именно: «Кто помог нам?». Следовательно, и синтаксическая семантика двух предложений, построенных по одной и той же структурной схеме, в данном случае различна: 1) характеризующая семантика, 2) идентифицирующая, т.е. сообщается: «тот, кто помог нам, был Иван», или «оказавший нам помощь – Иван». Следовательно, назначение в речи этих двух предложений различно; оставить без внимания эти различия наука не может. Иногда такие различия ученые относили к психологии, выводя их из сферы синтаксиса (Ф.Фортунатов). Начиная с чешского лингвиста В.Матезиуса, основателя Пражского лингвистического кружка, такие различия стали предметом синтаксического изучения.

Строение предложения в зависимости от того, какое коммуникативное задание говорящего выполняет это предложение в речи, отражается его актуальным членением.

При актуальном членении предложения-высказывания выделяются два компонента: тема и рема.

Тема называет то, из чего исходит говорящий, строя высказывание, она служит исходным пунктом высказывания; в частном случае она называет предмет сообщения.

Рема содержит сообщение о теме, по поводу темы или в связи с темой. Именно соединением ремы с темой передается та новая информация, ради сообщения которой сформировано предложение. Например: Большая площадь старого города над Днепром / поросла травой. В этом предложении исходным пунктом высказывания является название предмета – субъекта характеризации, именно о нем и делается сообщение, поэтому тема представлена словами «большая площадь старого города над Днепром». Коммуникативная цель говорящего – характеристика этого предмета, сообщение его признака, поэтому рема представлена словами «поросла травой».

Еще пример - [Куря папироску, Николай Иванович вспомнил вчерашнее.] Воспоминаний было много. Тема этого предложения – «воспоминаний было», а рема – «много», т.к. коммуникативная задача говорящего – сообщение количественной характеристики данного субъекта.

Чтобы определить состав темы и ремы, можно действовать двумя способами:

1) следует поставить тот латентный вопрос, ответом на который является анализируемое предложение-высказывание. Та часть предложения, которая повторяется и в вопросе, и в ответе, служит темой. Та же часть, которая непосредственно отвечает на вопрос, служит ремой. Например: Гребцы машут веслами медленно, мерно, как машина. Это высказывание является ответом на латентный вопрос: «Как гребцы машут веслами?». В анализируемом предложении часть «гребцы машут веслами» должна быть квалифицирована как тема: она повторяется и в вопросе, и в ответе. Непосредственно ответом на вопрос «как?» служат слова «медленно, мерно, как машина», следовательно, это рема.

Неполный ответ на вопрос всегда представляет собой только рему:

- Где (← рема) / жена сейчас?

- В Париже. (← рема)

В полном ответе на поставленный вопрос: - Жена сейчас в Париже, темой будет «жена сейчас», а ремой – «в Париже».

Следовательно, в вопросно-ответном диалоге мы обычно опускаем тему, т.к. она подсказывается предыдущим контекстом, содержится в вопросной реплике.

2) второй способ определения темы и ремы состоит в следующем: необходимо построить парадигму из двух членов, которыми явятся, с одной стороны, данное предложение (обладающее утвердительной модальностью), а с другой – предложение того же лексического состава, выполняющее аналогичное коммуникативное задание, но обладающее отрицательной модальностью; отрицание будет распространяться именно на рему: Кривые переулки Арбата были занесены снегом. – Кривые переулки Арбата не были занесены снегом. Все трое подняли головы. – Все трое не подняли головы. Сестры казались очень хорошенькими от духоты, от мягкого света свечей. – Сестры казались очень хорошенькими не от духоты, не от мягкого света свечей. (Везде отрицание распространяется на рему.)

Итак, актуальное членение предложения бинарно. Тема передает всегда ту часть информации, из которой говорящий исходит как из некоей данности. Вот почему в неполных предложениях, в случаях ситуативно обусловленного диалога тема может быть опущена. Рема же содержит ту информацию о теме (по поводу темы или в связи с темой), ради сообщения которой (т.е. ради соединения которой с темой) говорящий и строил свое высказывание; на рему распространяется скрытый вопрос или скрытое отрицание. Рема, в отличие от темы, опущена быть не может. Дадим определение актуального членения (АЧ). АЧ – это членение предложения на тему и рему в зависимости от коммуникативной установки говорящего (пишущего).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)