Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура значения многозначного словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семантическая структура многозначного (полисемичного) слова может быть представлена как совокупность лексико-семантических вариантов или семем. При определении понятия ЛСВ акцент падает на внутреннюю смысловую связь ЛСВ и связь их с одной лексической оболочкой; при выборе понятия семема обращается внимание на семантическое членение каждого значения (семема – семы) и структурную взаимосвязь сем как в отдельном ЛСВ, так и между двумя ЛСВ, объединенными по смыслу. ЛСВ (значения) многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно связаны между собой. По традиции типы семантических отношений ЛСВ принято называть переносными значениями слова. Перенос значения осуществляется на основе возникших ассоциативных связей между разными предметами, признаками, процессами и др.: именование одного предмета переносится на другой на основе внутренних, мотивированных отношений. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. Чаще всего выделяют метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Метафора – перенос наименования одного предмета на другой на основании сходства их внешних или внутренних признаков, формы предметов, их расположения и т.д. В построении метафоры участвуют 4 компонента – два предмета (основной и вспомогательный), соотнесенные друг с другом, и свойства каждого из них. Например: поле деятельности поле - обширное пространство, деятельность - работа пригодное или подготовленное в определенной области, пригодной для посева для «посева»
Метафорическое значение вбирает в себя свойства для нового знания по аналогии с явлениями, обладающими этим свойством. Метафора – наиболее распространенное средство обыденных понятий, по своей сути метафорична. Разграничиваются два основных типа метафоры – когнитивная (познавательная) и образная. Когнитивная метафора является отражением реальной или приписываемой общности у соответствующих предметов: Стена. 1. «Вертикальная часть здания, помещения»…3.перен. «В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей» (СО); Провалиться. 1. «Упасть в какое-либо отверстие»…4.перен. «Пропасть, исчезнуть (прост.)» (СО). Образная метафора создает зрительное впечатление об обозначаемом и имеет экспрессивно-оценочное значение: Звезда. 1. «Небесное тело, видимое простым глазом в форме светязейся точки на небе». 2. перен. «О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитости» (СО).
Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи – к человеку, цвет зеленый – к молодости, образ игры в бирюльки – к жизни (играть в бирюльки – «заниматься пустяками»). В метафоре наблюдается сложность отношений прообраза и образа. Метафорические связи весьма прихотливы, чаще всего являются имплицитными (скрытыми). На семном уровне это выглядит как переход гипосемы (часто коннотативной) из производящего значения в гипосему или гиперсему производного. Например: В слове лиса (хищное млекопитающее из семейства собачьих с длинным пушистым хвостом) имеется скрытая коннотативная сема «хитрость», по народной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этого слова – «хитрый, льстивый человек» возникло на основе коннотативного созначения и включает его как гипосему в новое значение слова. Метонимия – перенос имнования одного предмета, признака, процесса и т.д. на другой по их смежности (сопредельности). Основой метонимии служат причинные, следственные, пространственные, временные и др. отношения, возникающие вследствие сопредельности явлений. Отражая постоянные взаимодействия объектов действительности, метонимия образует регулярные семантические взаимодействия между ЛСВ многозначного слова. К разновидностям метонимии относятся соотношения: 1) материал – изделие: Золото. 1. Драгоценный металл желтого цвета…2. Монеты или изделия из этого металла; 2) действие – цель действия: Нажечь. 1. Наготовить пережиганием, а также сжечь в каком-либо количестве…2. Накалить, «повредить жаром»; 3) процесс – результат: Литье. 1.Процесс изготовления жидкого металла. 2. Литые металлические изделия; 4) действие – место: Зимовка. 1. Проживание где-либо зимой. 2. Место, помещение, где зимуют; 5) признак – вещь: Белизна. 1. Яркий, чистый цвет чего-либо. 2. Именование стирального порошка. 6) причина – следствие: Нажать. 1. Давя, притиснуть, надавить… 3. Выжать в каком-нибудь количестве;
7) смежность во времени: Зимовать. 1. Проводить где-либо зиму, оставаться где-либо на зиму. 2. Выдерживать, переносить зимние холода… 8) смежность в пространстве: Окно. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха. 2. Просвет в облаках. 3. Промежуток между занятиями (спец.). 9) вместилице – содержимое: Аудитория. 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада. Особая разновидность метонимии - конверсивная связь (обратные отношения): Наемщик: 1. Тот, кто нанимает. 2. Наемный рабочий. Слепой. 1. Лишенный зрения. 2. Не дающий возможности видеть (слепой шрифт, слепое окно). Конверсивные отношения иногда относят к энантиосемии (противоположным значениям внутри одного и того же слова). Синекдоха – перенос значения слова, при котором целое (нечто большее) выявляется через свою часть (нечто меньшее). 1-я разновидность синекдохи – расширение значения: Бас. 1. Самый низкий мужской голос. 2. Певец с таким голосом. 2-я разновидность синекдохи – сужение значения: Соболь. 1. Хищный зверек из семейства куньих… 2. Мех этого зверька. Функциональный перенос – значение возникает на основе сходства функций предметов: Молот. 1. Большой тяжелый молоток для ковки металлов, дробления камней. 2. Механизм с ударным приспособлением для обработки металла давлением. Смысловая структура отражает различный характер соединения ЛСВ с основным, номинативным значением и друг с другом. Следует различать три типа связей: 1) радиальная полисемия – все частные значения зависят от прямо-номинативного значения и мотивируются им. Например: Стрелка. 1. Тонкая и узкая, вращающаяся на оси пластинка, служащая указателем в различных измерительных приборах, часах и т.п. 2. Знак в виде черты, от конца которого под острым углом отходят две короткие черточки(→). 3. То же, что стрела (стебель травянистого растения). 4. Узкий и длинный выступ суши; коса. 5. Устройство на рельсовых путях для перевода подвижного состава с одного пути на другой (СО).
2) цепочечная полисемия – каждое последующее частное значение мотивируется предшествующим. Например: Сообразить. 1. Сопоставить в уме, взвесить. 2. Понять, догадаться о смысле чего-нибудь. 3. Сделать, устроить что-нибудь (прост.).
3) радиально-цепочечная – совмещающая оба типа. Например: Зеленый. 1. Цвета травы, листвы. 2. О цвете лица: бледный, землистого оттенка (разг.). 3. Относящийся к растительности, состоящий, сделанный из зелени. 4. О плодах: недозрелый. 5. перен. Неопытный по молодости (разг.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.008 с.) |