Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь интонации с другими уровнями языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интонация тесно связана прежде всего с фонологией и синтаксисом. С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация соотнесена в основном с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей «ли» представляют собой грамматический образец для построения вопросительного высказывания: Далеко ли до города? Данное предложение (высказывание- вопрос) реализует определенную структурную схему, и интонация (вопросительная) соответствует синтаксическому типу. В других случаях высказывание не совпадает со структурной схемой предложения. Так, высказывание Могу ли я противостоять этим соблазнам? Может означать Я не могу противостоять этим соблазнам. Здесь на базе вопросительного по структурной схеме предложения с частицей «ли» строится не вопросительное, а повествовательное высказывание, интонационная форма (повествовательная) употребляется не в привычном для нее образце, а в другой (вопросительной) структурной схеме предложения. В то же время предложения различных структурных схем (с вопросительной частицей «ли» и без нее) оформляются одинаково (повествовательной) интонацией. Таким образом, разные синтаксические структуры могут быть оформлены одной и той же интонацией, а одна и та же синтаксическая структура может быть оформлена разными интонациями. Это говорит об определенной автономности интонации по отношению к синтаксису. Впервые в русской лингвистике проблему соотношения интонации и грамматики выдвинул А.М.Пешковский, который указал, что интонационные и грамматические средства связаны друг с другом. Из его «принципа замены» следовало, что чем яснее выражено какое-нибудь синтаксическое значение чисто грамматическими средствами, тем слабее может быть его интонационное выражение (вплоть до полного исчезновения) и наоборот, чем сильнее интонационное выражение, тем слабее может быть грамматическое (тоже до полного исчезновения).
Проверка «принципа замены» разными учеными подтвердила в общих чертах положение А.М.Пешковского, но вместе с тем показала, что полной взаимозамены не происходит, а наблюдается разное соотношение компонентов интонации и других средств языка. Так, интонационное выделение наиболее важного по смыслу слова (логическое ударение) меняется в зависимости от наличия или отсутствия синтаксических или лексико-морфологических средств. Например, в высказывании Мой сы"н уехал, где слово сын выделено только интонацией, она проявляется более ярко, чем при выделении слова путем изменения порядка слов или с помощью частиц: Это сын мой уехал. Наряду с синтаксическими средствами, компенсирующими интонацию, выступают и лексические. Так, высказывания с частицей разве могут выражать экспрессивно окрашенное повествование со значением отрицания, создаваемое за счет семантики слов, при этом смыслоразличительная роль интонации оказывается слабой: Разве ты студент? (вопрос со значением предположения). Не волнуйтесь. Не тронут они. Разве они звери? (экспрессивно окрашенное повествование со значением отрицания = Они не звери!). В этом примере роль интонации в выражении смысла высказывания снижена за счет семантики слова звери: сравниваются (сталкиваются) несовместимые понятия люди = звери. В ряде случаев лексико-грамматические средства способны однозначно предопределять смысловую установку высказывания, и тогда интонация не является средством смыслоразличения. В таких случаях можно говорить об однозначности лексико-грамматического состава высказывания: модель разве + можно, нужно + инфинитив придает вопросительным по форме предложениям повествовательное значение (Разве можно рвать цветы? = Цветы рвать нельзя); модель ну не…ли передает повествовательное значение с экспрессивно окрашенным оттенком (Ну не права ли я? = Я права!). Если лексико-грамматический состав многозначен, т.е. в смысловом противопоставлении высказываний не является ведущим, то функционально нагруженной оказывается интонация, выполняющая смыслоразличительную роль (Он там. – Он та'м? – О'н там?).
Основные функции интонации
1. Коммуникативная – функция реализации коммуникативных типов высказываний: повествования (Наташа читала), вопроса (Наташа читала?), побуждения (Наташа, читайте!). Как было показано выше, в формировании и разграничении коммуникативных типов высказываний участвуют все средства языка. В случае если высказывания построены на одинаковом лексико-грамматическом материале, то они различаются в коммуникативном плане только интонационно. В таких случаях интонация выполняет коммуникативно-дифференцирующую функцию. Активным интонационным компонентом, участвующим в разграничении коммуникативных типов высказываний, является мелодика. В русском языке общий вопрос обычно соотнесен с восходящей мелодикой, повествование – с нисходящей. В своем коммуникативном аспекте интонация, наряду с лексико-грамматическими средствами, выступает как одно из средств передачи коммуникативно-модальных значений: А) собственно-общий вопрос – вопрос, побуждающий собеседника сообщить что-либо новое, неизвестное спрашивающему (Вы любите читать книги?). Спрашивающий не предполагает характера ответа. Б) предположительный вопрос – вопрос, который наряду с запросом определенной информации заключает в себе некоторое предположение относительно ответа собеседника (Отец и мать заметили ее беспокойство, их нежная заботливость, беспричинные вопросы: «Что с тобой, Маша? Не больна ли ты?» раздирали ее сердце). В) удостоверительный вопрос – вопрос, который задается для того, чтобы удостовериться в правильности высказанной мысли, содержит значительную степень предположения говорящего относительно ожидаемого ответа (Ее знали, за нею следили – это было ясно. – Попалась? – спросила она себя…). Здесь интонация определяется, главным образом, контекстом (отрезок речевой цепи, составляющий языковое окружение высказывания) и ситуацией (конситуацией – условиями, которые учитываются в процессе общения говорящим и его собеседником: материальное окружение собеседников, события, происходящие в момент речи, жизненный опыт собеседника, его поведение и т.д.) общения. 2. Выделительная функция интонации. Она заключается в 1) выделении с помощью интонации отрезков высказывания различной смысловой важности, т.е. реализации смыслового (или актуального) членения, а также в 2) особом выделении, подчеркивании какого-либо элемента или элементов высказывания. В соответствии с теорией актуального членения в высказывании выделяют два смысловых элемента: тему (Т) и рему (Р), один из которых – рема (ядро, новое, предикат) является наиболее важным для говорящего, т.к. в нем дается новая информация, а тема (данное, субъект) – менее важным, выражающим данное, известную информацию: СтудТент сдаРет экзамен. Интонация активно участвует в выделении слова определенной смысловой важности, при этом она может взаимодействовать с другими языковыми средствами: изменением порядка слов (ЭкзТамен сдает студРент), выделение темы путем вынесения на первое место элемента с добавлением частиц (В горТоде же он тоскоРвал), выделение ремы частицами (Сегодня враТгом у него был толькоР мороз) и др.
Говоря об особом выделении, подчеркивании какого-либо элемента, обычно имеют в виду логическое ударение. Логическое ударение можно отнести к частному виду выделения, когда выделенное слово имеет внеконтекстный ассоциативно противопоставленный элемент: Студент (а не кто-то другой) сдает экзамен. Коммуникативная и выделительная функции интонации проявляются в тесном взаимодействии, т.к. каждое оформляемое интонацией высказывание одновременно несет ту или иную коммуникативную установку и характеризуется определенными смысловыми отношениями между коммуникативными частями высказывания. 3. Организующая функция интонации. Интонация может служить и целям построения, организации высказывания, членения речевого потока на высказывания и далее – на синтагмы и осуществления связи между выделенными отрезками. Как уже говорилось, минимальным отрезком речевой цепи является синтагма (речевой такт). Фонетическую целостность синтагмы создает синтагматическое ударение, обычно совпадающее с последним ударным слогом в синтагме (Подня́лся за"навес. На на́с смо"трят. На́м хло"пают). Синтагма представляет собой фонетическое целое, поэтому в потоке речи она должна отделяться от других синтагм. Такое членение осуществляется при помощи средств интонации (межсинтагменной паузы, специфического мелодического оформления…). Интонация не только членит высказывания на синтагмы, но и осуществляет их связь. 4. Эмоциональная функция интонации. При помощи интонации высказыванию могут придаваться определенные эмоции, то есть в интонации заложена эмоциональность, которая отражает состояние говорящего и его желание определенным образом воздействовать на слушающего. Четко выделяются две группы эмоций (положительного и отрицательного характера), внутри которых устанавливается градация эмоций по степени их интенсивности: отрицательные эмоции – недовольство, раздражение, гнев, ярость; положительные эмоции – удовлетворение, удовольствие, радость, ликование, восхищение, восторг, упоение. Эмоциональность высказывания зависит от конситуации (фактора экстралингвистического), создающей у автора или слушающего определенный эмоциональный настрой. При этом одно и то же высказывание может нести различный эмоциональный настрой, но эмоции не меняют коммуникативной установки высказывания. Так, независимо от того, с радостью или с грустью будет произнесено высказывание Она уехал а, его основное коммуникативное значение (сообщение информации) остается неизменным.
Так как в каждом акте коммуникации, помимо денотативного аспекта (отражения того, о чем идет речь), присутствует аспект коннотативный (отношение говорящего к содержанию своего высказывания), который соотнесен как с категорией модальности, так и с эмоциями, последние следует рассматривать в соотношении с коммуникативно-модальными разновидностями того или иного типа высказывания, а следовательно, и интонацию выражения эмоций следует рассматривать в связи с интонацией оформления коммуникативно-модальных типов высказываний. Например, вопросы с частицей «разве», которые заключают в себе предположительную модальность: Вожеватов (Гавриле): Гаврила, дай-ка нам чайку моего, понимаешь? Моего! Гаврила: Слушаю. Кнуров: Вы разве особенный какой-то пьете? (А.Н.Островский) Здесь, в предположительной вопросительной модальности может наблюдаться градация по степени уверенности спрашивающего в предположительном ответе (от маловероятного до сильного предположения, противоположного). Степень уверенности соотнесена с эмоциональной насыщенностью: сомнение, удивление…. Чем сильнее уверенность в противоположном ответе, тем более эмоциональным является высказывание. - Итак, ты едешь в деревню? - В деревню. - Да разве у тебя есть деревня? (предположение с оттенком сомнения).
- Это ты, Олежек? Разве ты не уехал? (предположение с оттенком удивления). Если в силу конситуативной обусловленности говорящий высказыванием с «разве» выражает уверенность в противоположном ответе, т.е. не запрашивает, а сообщает определенную информацию, то он обычно старается придать своему мнению бо́льшую убедительность, выражая свои эмоции к сообщаемому. Чаще всего категория утверждения сопровождается отрицательными эмоциями: возмущением, гневом, раздражением и др. Разве это актриса! – говорил он.- Ни фигуры, ни манер, а только одна глупость (А.Чехов). Эмоционально окрашенная речь взаимосвязана с синтаксисом, с порядком слов: наиболее важное по смыслу слово ставится в начало предложения, изменяя актуальное членение. В результате появляется эмоциональная окраска, появляется экспрессия: Вечера на Оби хороши! Хороши вечера на Оби! Следовательно, интонация в определенной степени коррелирует со словорасположением в высказывании, с его смысловым (актуальным) членением. Итак, интонация служит средством выражения не только смысловых, но и эмоциональных значений высказывания.
Изучением норм произношения занимается орфоэпия. Орфоэпия (от греч. orthós – прямой, правильный + épos - речь) – 1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.255.227 (0.012 с.) |