Понятие о предложении. Предикативность и оформляющие ее категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о предложении. Предикативность и оформляющие ее категории.



 

Предложение – одно из основных понятий синтаксиса. Это синтаксическая предикативная единица коммуникативного назначения, оформленная интонационно. В отличие от слова и словосочетания предложение характеризуется коммуникативностью (семантика предложения соотнесена с основной логической формой мышления – суждением, что способствует передаче конкретного содержания в логически понятийных формах, и структура предложения поэтому способна вписываться в какие угодно формы общения, в конситуацию речи).

Основными признаками предложения, кроме коммуникативности, является предикативность и интонация.

Предикативностью называется отнесение содержания высказывания к действительности. Интонация законченности, которой обладает предложение, свидетельствует, что предикативность присутствует. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают до тех пор, пока не получат предикативность, соответственно оформленную, например:

Зима начала хозяйничать над землей…

Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

Для общения в русском языке служат и такие коммуникативные единицы (коммуникаты), как: Да. Нет. Вот еще! Конечно. Спасибо и т.д. Эти коммуникаты служат для выражения реакции на реплику собеседника или на его действие, т.е. выражают отношение говорящего к сказанному ранее (или к ситуации, как в случае благодарности или приветствия). Такие коммуникаты называются релятивами. Релятивы предикативным значением не обладают. Если в высказывании выделить само содержание («положение дел», передаваемое предложением) – диктум (или пропозицию) – и отношение говорящего к этому содержанию – модус, - то релятивы содержат, в сущности, только модус, т.е. имеют модальное значение, а предложения – и пропозицию (диктум), и модус. Тогда соотношение синтаксических единиц можно представить следующим образом:

 

Синтаксические единицы

Номинативные Коммуникативные

слово- слово- не обладающие обладающие

формы сочетания предикативностью предикативностью

= релятивы = предложения

Предикативность является грамматическим значением предложения. А следовательно, в языке должны существовать и грамматические средства для выражения этого значения. Категориями, выражающими предикативность, являются: категория объективной модальности (синтаксическое наклонение), темпоральности (синтаксическое время) и персональности (синтаксическое лицо).

Рассмотрим каждую из них.

1. Объективная модальность.

Сравнивая предложения Лето! и Было бы сейчас лето!, видим, что в первом случае содержание предложения отнесено к действительности как реальное, имеющее место в настоящем; это значение передано синтаксическим индикативом, т.е. синтаксическим реальным наклонением. Второе предложение содержит сообщение о событии, факте, желательном для говорящего, но в реальной действительности места не имеющем. Таким образом, одно и то же содержание, заключенное в слове лето, соотнесено с действительностью в обоих случаях по-разному: в первом случае как реальное, во втором – как ирреальное. Средством выражения этих значений объективной модальности являются формы синтаксического наклонения: реального и ирреального.

Итак, первая категория, в которой выражается предикативность, - это категория объективной модальности, которая показывает, что отношение сообщаемого к действительности мыслится или как реальное, или как ирреальное (желаемое, возможное, необходимое, требуемое, условное). Ядро этой категории составляет категория наклонения глагола. Но наклонение – морфологическая категория, а объективная модальность – синтаксическая категория, поэтому способы ее выражения можно назвать синтаксическими наклонениями. Отличия объективной модальности от морфологического наклонения состоят в следующем:

1. Объективная модальность (синтаксическое наклонение) выражается и в безглагольных предложениях, а морфологическое наклонение присуще глаголу как части речи: Тепло. Тишина. Накурено. В этих предложениях представлено синтаксическое реальное наклонение, хотя глагол отсутствует (средствами выражения этого значения является повествовательная интонация вместе с нулевой связкой; ср.: Было бы тепло!).

2. Морфологических наклонений в русском языке только три: изъявительное, сослагательное и повелительное, а структура объективной модальности (синтаксического наклонения), как показала Н.Ю.Шведова, включает шесть членов: 1 – реальная модальность; 2-6 – ирреальная модальность, т.е. событие (действие, признак) мыслится как: 2 – возможное (Я и посидел бы с твоим ребенком, на у меня срочное дело); 3 – желаемое (Посидел бы ты с моим малышом!); 4 – требуемое (Посиди с моим ребенком, пожалуйста); 5 – условное (Я посидела бы с ребенком, если бы не экзамен); 6 – должное (Я сиди тут с вашим ребенком, а вы будете гулять!). Основными из приведенных значений ирреальной модальности являются значения возможности, желательности, долженствования и побудительности.

3. Значение требуемого или необходимого действия может передаваться и формой инфинитива, который в морфологическом плане не обладает формами словоизменения и, следовательно, стоит вне категории морфологического наклонения, например: Вам выступать. Всем сидеть!

2. Категория темпоральности.

Вторая синтаксическая категория, с которой связано выражение предикативности, - это категория темпоральности (синтаксического времени), которая показывает отнесенность содержания к одному из трех временных планов: настоящему, прошедшему или будущему. Например, Завтра мы будем писать диктант, Завтра нам писать диктант, Завтра мы пишем диктант. Во всех трех случаях содержание сообщения отнесено к одному и тому же временному плану – плану будущего, хотя морфологическая форма будущего времени глагола присутствует только в первом предложении.

Отправной точкой для установления временно́го плана является момент речи. Например, о плане прошедшего мы говорим в том случае, если действие произошло (или могло произойти) до момента речи, хотя при этом морфологическая форма глагола, означающего это действие, может быть и другая, например будущего времени: Когда мы вчера виделись с Андреем, я сказал ему, что вечером зайду к нему и отдам книгу. Временной план, в который отнесено все содержащееся в этом СП сообщение, - это план прошедшего, или прошлого, так как событие, о котором здесь сообщается, имело место до момента речи, глаголы же зайду и отдам употреблены в форме будущего времени.

Значение побудительности может быть отнесено к настоящему или будущему временному плану, что уточняется контекстом: Пора, красавица, проснись … (П.). Лирический герой обращается к красавице так, что побуждение к действию совпадает с моментом речи: «проснись сейчас, сразу: пора просыпаться сейчас, когда я это говорю». Сравним: Пусть всегда будет солнце! – пожелание, чтобы событие имело место постоянно в будущем.

3. Категория персональности.

Многие исследователи относят к числу категорий, оформляющих предикативное значение, еще и категорию персональности, показывающую отношение сообщаемого к лицу: говорящему (значение 1л.), собеседнику (значение 2 л.), не к говорящему и не к собеседнику (3 л.). Например, в предложении Не видать тебе праздника! Выражено отношение признака (действия) «видеть праздник» к собеседнику, поэтому в предложении выражено значение 2 л., хотя глагол во 2л. в нем отсутствует. Следовательно, категория лица (категория персональности) – это тоже синтаксическая категория, так как полного соответствия между персональным планом, в который относится сообщение, и морфологической формой лица глагола может и не наблюдаться. Академик В.В.Виноградов относил синтаксическое лицо к тем категориям, которые, наряду с синтаксическим наклонением и синтаксическим временем, оформляют предикативное значение предложения. В противовес этой точке зрения существует другая. В «Русской грамматике – 80» лицо исключается из числа этих категорий по следующим причинам:

1) часто лицо связывается со значением субъекта, которое обнаруживается в противопоставлении «субъектность/бессубъектность»; но S не является категорией, имеющей только грамматическое выражение. Могут быть случаи, когда, с одной стороны, никакого S в предложении нет (Светает), а с другой – присутствуют два S (У тебя каждая девушка - красавица). Двусубъектные предложения в оппозицию «субъектность/бессубъектность» никак не укладываются;

2) если S не имеет специфических грамматических средств для своего выражения, то тем более не имеет таких средств «лицо говорящее». Например: Упрек!..Скучно … - упрекает ли лицо говорящее, собеседник или кто-то еще, из этого отрезка установить нельзя. Но зная дальнейший контекст, мы понимает, что упрекает кто-то, воспринимает упрек говорящий: Упрек! Скучно… Но я его заслужил. Таким образом, Н.Ю.Шведова и ее последователи выводят лицо из числа категорий, выражающих предикативность.

 

Аспекты анализа предложения

Предложение – многоплановая синтаксическая единица, многоаспектная и многоуровневая. Это значит, что оно обладает: 1) определенной формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его актуальным членением; 3) семантикой.

1. Анализ формальной устроенности предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения, порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект (или уровень) организации предложения называется конструктивно-синтаксическим. Так, на конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, например, предложения: Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план, так как в основе их лежит предикативное сочетание имени существительного в И.п. со спрягаемой формой глагола, между которыми устанавливается координация.

Схематично предикативную основу этих предложений можно представить в виде: N1+Vf. Выявление таких структурных схем и является целью конструктивно-синтаксического анализа предложения.

2. Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием говорящего: темы (т.е. исходного пункта высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение) и ремы (т.е. сообщения по поводу темы или о теме). Тема-ремное (иначе – актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием. Ср. изменение коммуникативной установки говорящего при таком изменении порядка слов в двух предложениях-высказываниях: Я помогу тебе – Помогу тебе я.

Данный уровень организации предложения называется коммуникативно-синтаксическим.

Если сравнить между собой приводившиеся выше три предложения (Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план) с точки зрения их коммуникативно-синтаксического устройства, то окажется, что они различны, т.к. различно их актуальное членение, отражающее различные коммуникативные намерения говорящего. Первое предложение отвечает коммуникативному заданию констатировать некоторый факт как целостное событие; весь лексический состав этого предложения выполняет роль ремы, а тема лексически не выражена, она нулевая. Второе предложение сообщает место обитания кенгуру и в соответствии с этим коммуникативным значением оно членится на тему «кенгуру водятся» и рему «только в Австралии». Третье предложение построено для сообщения об определенном заводе и членится на тему «завод» и рему «выполнил план».

3. Третий аспект организации предложения называется семантико-синтаксическим, т.к. связан с характером синтаксической семантики каждого предложения. С этой точки зрения приведенные предложения могут иметь и черты сходства, и черты различия. Так, первое предложение будет отличаться от второго и третьего, т.к. оно имеет бытийную семантику, т.е. сообщает, что имеется в мире или некотором его фрагменте. Второе и третье будут близки по своей семантике, т.к. их назначение – характеризация (в широком смысле этого слова) некоторого предмета. Однако если третье предложение можно назвать просто характеризующим, то второе имеет более частное значение локальной характеризации.

Таким образом, предложения, сходные в одном плане, могут быть различными в другом, так что построить одномерную типологию предложений в русском языке принципиально невозможно. Классификации предложений неизбежно должны учитывать различные аспекты организации предложения, отражать результаты анализа предложения в различных аспектах: конструктивно-синтаксическом, коммуникативно- синтаксическом и семантико-синтаксическом.

 

6.2. Краткая история изучения предложения. Современные направления изучения предложения. «Традиционное» описание простого предложения. Учение о главных и второстепенных членах.

 

Зафиксируйте в тетради, каки существуют взгляды на природу предложения. Отметьте этапы изучения синтаксиса.

Три взгляда на природу предложения:

1. Определение предложения по коммуникативной функции и отнесение его к речи.

2. Определение предложения по структурно-грамматическим признакам и отнесение его к единицам языка.

3. Выделение двух единиц – предложения и высказывания, первая из которых характеризуется как определенная структурная модель и принадлежит языку, а вторая - как лексически наполненная модель с определенным интонационным контуром и принадлежит речи.

Для третьей концепции важными являются критерии разграничения предложения и высказывания. Одни ученые такими критериями считают для предложения грамматическую структуру и интонационную автономность, а интонационную автономность расценивают как достаточный критерий для выделения высказывания. Таким образом, согласно третьей концепции, предложение – это абстрактная языковая единица, конструкция, которая описывается без учета ее лексического значения и выраженного коммуникативного задания. Высказывание – конкретная речевая единица, которая характеризуется линейной реализацией виртуальной модели, коммуникативной направленностью, интонационной оформленностью и ситуативным значением. Как отмечал С.О.Карцевский, предложение – это грамматическая структура, которая характеризуется наличием предиката, а высказывание (фраза) – это актуализированная единица коммуникации. Как удачно заметил другой лингвист, Ф.Данеш, бывают высказывания, лишенные формы предложения, но не бывает высказывания, которое не имело бы интонации.

Предложение и высказывание часто не совпадают по объему. Высказывание может быть более широким, чем структурная модель (за счет второстепенных членов, обособленных оборотов, обращений, ВК) и более узким (в неполных и эллиптических высказываниях и в разных клише, репликах согласия, несогласия, приветствия, которые квалифицируются как неграмматические предложения, т.е. как релятивные).

Предложение изучается структурным (конструктивным) синтаксисом, а высказывание – актуальным (коммуникативным, функциональным) синтаксисом. Хотя большинство лингвистов теоретически разграничивают предложение и высказывание, однако термин «высказывание» пока еще не нашел широкого практического применения, обычно в этом значении традиционно употребляется термин «предложение» с уточнением «в коммуникативном (функциональном) аспекте».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.021 с.)