Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система общественных отношений↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема1.14. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ План: 1. Понятие о языке и речи. 2. Анатомо-физиологические механизмы речи. 3. Виды речи. 4. Восприятие и понимание речи. 5. Развитие и расстройства речи. 6. Общение как процесс и его функции. 1. Язык (в психологии) — система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллек-туальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. реЧЬ — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком только благодаря труду и речи. Основной единицей языка является слово. Свойства речи Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Существует большое число систем знаков (см.) (дорожные, знаки математики, химии, картографические и т. д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования является система естественного (национального по форме — русского, английского и т. д.) языка. Его основными функциями являются: хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда); общение (коммуникативная функция). Перечислим основные группы механизмов речи (по Н. И. Жинкину): I. Механизм программирования речевого высказывания. II. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает: механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции; механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматических характеристик слов; механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации); механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и др. III. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам, и механизм моторного программирования синтагмы. IV. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками. V. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Определенных для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляется или отсеиваются, другие усиливаются. Речевые зоны коры представлены десколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т.д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами. Для произнесения речевых звуков необходимы: 1) струя воздуха, энергия которой нужна для возбуждения звука; 2) звуковой вибратор; 3) резонаторы для образования речевых тембров. Струя воздуха подается из легких через воздухоносные пути. Главный звуковой вибратор — это голосовые связки гортани. Резонаторами речевых звуков являются полости рта и глотки. По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определенным центром в Коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф. Галля. Другая отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров. А.Р. Лурия на большом клиническом материале показал существование трех функциональных блоков: 1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. С этой позиции и следует решать вопрос о существовании в больших полушариях речевых центров. Выделяют четыре центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведет к нарушению различных видов речевой деятельности. Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария. Связан с громкостью произношения речи. Схема расположения органов речи человека: 1 — надгортанник, 2 —- нёбная занавеска, 3 —- язык, 4 —ротовая полость, 5 -глоточная трубка
Физиологические механизмы образования речи (по Грбеку) Схема кодирования и декодирования словесных сигналов в головном мозге Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария. Связан с пониманием смысла. Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария. Связан с процессом чтения. Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария. Связан с письменной речью. Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи. То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, на-зывается фонемой. Фонеме соответст-вуют определенные области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создает специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3—4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т.д.). Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.
Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц (элементов) речи, которые можно свести к четырем основным типам. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения (события, явления) в знаке-рисунке. Развивалось наряду с развитием других способов: вампулы (связки раковин различной формы и цвета), кипу (комбинации узлов и сплетений шнуров) и т.д. Графический способ все же оказался наиболее прогрессивным. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (в японском языке, например). Буквенно-звуковое (алфабетическое). Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или звуковые связки — типа фонемы. Основные направления развития речи индивида: развитие речи идет от ситуативной к контекстной. Этапы овладения фонетикой и грамматикой
от речи для других (социализированной) к речи для себя (эгоцентрической) (см.), а не наоборот (как это утверждает Ж. Пиаже и некоторые другие зарубежные психологи); от функции коммуникации к функциии планирования и регулирования действий (заметное проявление второй функции наблюдается к концу дошкольного детства); осознание своей речи происходит лишь в школьный период, в процессе обучения. Овладение родным (первым, основным) языком происходит «снизу вверх» — от слогообразования.
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ (АФАЗИИ)
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Проблема отношений имеет в психологии большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В.Н. Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называл психологическими отношениями личности. В социальной психологии принята определенная субординация общественных отношений. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной лич- ности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей — сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами. ПЛАН 1. Понятие о языке и речи. 2. Анатомо-физиологические основы речи. 3. Виды речи: • внешняя речь: устная (монологическая и диалогическая), письменная; • внутренняя речь; • эгоцентрическая речь. 4. Функции речи. Свойства речи: содержательность, выразительность, понятность, действенность. 5. Восприятие речи.
ВОПРОСЫ АЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. В чем конкретное различие речи человека и звуковой сигнализации животных? 2. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя? 3. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? 4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи. 5. Проанализируйте роль речи в овладении школьниками предметом по профилю вашей подготовки, а также возможности этого учебного предмета для развития речи школьников.
Задание № 2. Из приведенных ниже понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды? 1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова. 2. Язык, речь, отражение, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг. Задание № 3. Проведите соответствие между содержанием и названием теорий, объясняющих процесс формирования речи. Для каждой теории напишите букву, которая соответствует правильному названию теории. 1. Ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам. 2. В организме и мозге с рождения имеются специфические задатки к усвоению речи. 3. Развитие речи зависит от присущей с рождения ребенку способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. 4. Речевое развитие представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли. 5. На более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению. а) теория знаков Л. С. Выготского; б) теория научения; в) теория специфических задатков; г) когнитивная теория Ж. Пиаже; д) психолингвистические позиции развития речи. Задание № 4. Определите особенности, характеризующие язык и речь. 1. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств. 2. Исторически сложившиеся нормы средств общения. 3. Индивидуальные особенности произношения, стиля словаря. 4. Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества. 5. Использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения. Задание № 5. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней. 1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.). 2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения. 3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно. 4. В значительной степени непроизвольная речь. 5. Заранее планируемая речь. 6. Грамматически бессвязная форма речи. 7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников. 8. Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.
Темы для рефератов 1. Отличие речи человека как средства общения от сигналов животных. 2. Феномен эгоцентрической речи. 3. Развитие и взаимосвязь речи и мышления. 4. Теории усвоения языка и развития речи. 5. Структура языка и речевой деятельности.
Литература 1. Белобрыкипа О. А. Речь и общение. — Ярославль, 1998. 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. 3. Жипкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. 5. Липдеи Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. 6. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: МГУ, 1979. 7. Слобип Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976. 8. Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985. №2.
Задание 1 Процедура исследования Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается. Инструкция испытуемому: "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке". Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов. Обработка результатов Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз "и" также является словом, и все его повторения считаются. Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента "КР". Анализ результатов Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.
В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь. хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом. Задание 2 Исследование темпа устной речевой деятельности Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения. Оборудование: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер. Процедура исследования Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол. Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом. А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = ма ма = ма! мама = папа каша + ша = ка Инструкция испытуемому: "По моему сигналу "Начали!" как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!" Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки. Обработка результатов Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок. Анализ результатов Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.
В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим. Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания. Задание 3 Исследование эготизма Цель исследования: определить величину и уровень эготизма диалогической речи. Материал и оборудование: семантическое содержание речи испытуемого, бумага и ручка для записи, магнитофон. Процедура исследования В исследовании участвуют по крайней мере три человека: испытуемый, его партнер и экспериментатор-наблюдатель. Испытуемого просят поговорить с партнером на любую свободную тему. При согласии испытуемых разговор можно записать на магнитофон. В противном случае экспериментатор пользуется открытым невключенным наблюдением. Слушая разговор, он должен фиксировать на одной стороне листа бумаги все количество предложении, сказанных испытуемым, а на другой стороне листа – количество предложений, в которых испытуемый высказывал о себе или своих близких, а также животных или предметах, подчеркивая их принадлежность собственной персоне. Стремление человека говорить о себе называется эготизмом. Примерами предложений, отражающих эготизм, могут быть такие: "Я – человек волевой", "Мне не нравятся фильмы с сюжетами насилия", "Моя мама меня об этом предупреждала", "Мой кот поймал вчера воробья", "У меня в комнате всегда порядок" и т.п. Процедуру исследования можно окончить, когда общее количество предложений будет не менее сотни. Обработка результатов Цель обработки результатов – получение коэффициента эготизма. Коэффициент обозначается "Кэ". Показателем эготизма являются предложения, в которых выражено стремление испытуемого говорить о себе. Коэффициент эготизма подсчитывается по формуле: Сэ Со Со – общее количество предложений, сказанных испытуемым во время беседы с партнером; Сэ – количество предложений эготического характера. Анализ результатов Полученный коэффициент эготизма интерпретируют с помощью следующих ориентировочных шкал, определяя его уровень 0,41 Кэ 1 – высокий уровень эготизма; 0,11 Кэ 0,40 – средний уровень эготизма; Кэ 0,10 – низкий уровень эготизма. Эготизм является речевым проявлением эгоцентризма личности. Высокий уровень эготизма свидетельствует об озабоченности человека своей персоной, о рефлексивности своих свойств и обращенности внимания на свое Эго. Поскольку эготизм ослабляет внимание человека к собеседнику, то он мешает общению, делая его неэффективным. Однако низкий уровень эготизма также не всегда указывает на интерес к собеседнику, он может совпадать со слабой заинтересованностью содержанием беседы. Во время анализа результатов желательно сопоставить их с темой, выбранной для беседы, и с отношением собеседников друг к другу. Немаловажно определить, является ли эготизм феноменом, спровоцированным конкретной ситуацией исследования, или же он проявляет эгоцентрической направленности личности.
Литература Задание 1. Исследование ригидности речи 1. Практические занятия по психологии/Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.52. Задание 2. Исследование темпа устной речевой деятельности 1. Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.29. 2. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе-/Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.49. Задание 3. Исследование эготизма 1. Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв i вихователiв. / Укл.: Лушин П.В., Головань Н.О., Цигульска Т.Ф. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.12-18. 2. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. С. 145-149.
Тема1.14. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ План: 1. Понятие о языке и речи. 2. Анатомо-физиологические механизмы речи. 3. Виды речи. 4. Восприятие и понимание речи. 5. Развитие и расстройства речи. 6. Общение как процесс и его функции. 1. Язык (в психологии) — система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллек-туальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. реЧЬ — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком только благодаря труду и речи. Основной единицей языка является слово. Свойства речи Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Существует большое число систем знаков (см.) (дорожные, знаки математики, химии, картографические и т. д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования является система естественного (национального по форме — русского, английского и т. д.) языка. Его основными функциями являются: хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда); общение (коммуникативная функция). Перечислим основные группы механизмов речи (по Н. И. Жинкину): I. Механизм программирования речевого высказывания. II. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает: механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции; механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматических характеристик слов; механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации); механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и др. III. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам, и механизм моторного программирования синтагмы. IV. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками. V. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Определенных для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляется или отсеиваются, другие усиливаются. Речевые зоны коры представлены десколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т.д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами. Для произнесения речевых звуков необходимы: 1) струя воздуха, энергия которой нужна для возбуждения звука; 2) звуковой вибратор; 3) резонаторы для образования речевых тембров. Струя воздуха подается из легких через воздухоносные пути. Главный звуковой вибратор — это голосовые связки гортани. Резонаторами речевых звуков являются полости рта и глотки. По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определенным центром в Коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф. Галля. Другая отрицает существован
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.014 с.) |