ТОП 10:

Тема 1.14. РЕЧЬ. Семинарское занятие.



ПЛАН

1. Понятие о языке и речи.

2. Анатомо-физиологические основы речи.

3. Виды речи:

• внешняя речь: устная (монологическая и диалогическая), письменная;

• внутренняя речь;

• эгоцентрическая речь.

4. Функции речи. Свойства речи: содержательность, выразительность, понятность, действенность.

5. Восприятие речи.

 

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Афазия —нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Внутренняя речь —особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

Диалогическая речь —вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знаковая система — набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Монологическая речь —высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Семантика —значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Речь — процесс общения людей посредством языка.

Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык —система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

 

ВОПРОСЫ АЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем конкретное различие речи человека и звуковой сигнализации животных?

2. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя?

3. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление?

4. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи.

5. Проанализируйте роль речи в овладении школьниками предметом по профилю вашей подготовки, а также возможности этого учебного предмета для развития речи школьников.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание № 1. Выберите правильные варианты ответа из предложенных.

1. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления, называется:

а) монологической речью;

б) письменной речью;

в) эгоцентрической речью;

г) все ответы неверны.

2. Речь развивается в результате:

а) интериоризации усвоенного языка;

б) подражания «родительской модели»;

в) генетического наследия;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

3. Свойство речи, характеризующееся объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, — это:

а) выразительность;

б) понятность;

в) содержательность;

г) действенность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны

4. Эгоцентрическая речь — это:

а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления;

б) громкая речь ребенка, адресованная самому себе;

в) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники;

г) произвольная, развернутая и организованная речь;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. Речь — это:

а) психическое явление;

б) процесс общения посредством языка;

в) обмен информацией между людьми;

г) процесс отражения мыслей и чувств;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны

Задание № 2. Из приведенных ниже понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?

1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.

2. Язык, речь, отражение, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.

Задание № 3. Проведите соответствие между содержанием и названием теорий, объясняющих процесс формирования речи. Для каждой теории напишите букву, которая соответствует правильному названию теории.

1. Ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам.

2. В организме и мозге с рождения имеются специфические задатки к усвоению речи.

3. Развитие речи зависит от присущей с рождения ребенку способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

4. Речевое развитие представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли.

5. На более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению.

а) теория знаков Л. С. Выготского;

б) теория научения;

в) теория специфических задатков;

г) когнитивная теория Ж. Пиаже;

д) психолингвистические позиции развития речи.

Задание № 4. Определите особенности, характеризующие язык и речь.

1. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств.

2. Исторически сложившиеся нормы средств общения.

3. Индивидуальные особенности произношения, стиля словаря.

4. Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества.

5. Использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.

Задание № 5. Выберите из приведенного списка особенности следующих видов речи: диалогической, монологической, письменной и внутренней.

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства (жесты, мимика, пантомимика и т. п.).

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Речь, в которой грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Заранее планируемая речь.

6. Грамматически бессвязная форма речи.

7. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

8. Речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях.

 

Темы для рефератов

1. Отличие речи человека как средства общения от сигналов животных.

2. Феномен эгоцентрической речи.

3. Развитие и взаимосвязь речи и мышления.

4. Теории усвоения языка и развития речи.

5. Структура языка и речевой деятельности.

 

Литература

1. Белобрыкипа О. А. Речь и общение. — Ярославль, 1998.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983.

3. Жипкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.

5. Липдеи Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981.

6. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М.: МГУ, 1979.

7. Слобип Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976.

8. Ушакова Т. Н. Проблема внутренней речи // Вопросы психологии. 1985. №2.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.006 с.)