Отход от принципа «элементов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отход от принципа «элементов»



Когда в режиссуре идешь путем только создания роли, — у актера получается очень много мест пустых, слабых, фальшивых. То он рассеян, то судорожно напряжен, то «объект» его не на сцене, а в публике, то нет «общения» с партнером, то еще что-нибудь…

Стараешься это поправить — начинаешь заниматься правильной психотехникой. Но, перекинувшись сюда, — упускаешь из вида пьесу и роль.

Если нет выработанных заранее всех «элементов», необходимых для актерской работы, отвлекаться на репетициях на выработку — поздновато. По русской пословице: «На охоту ехать — собак кормить». Поэтому многие даже совсем 40 отказываются от занятий «психотехникой» во время репетиций. Они говорят, что их цель в данный момент — создавать спектакль, а не педагогикой заниматься.

В противоположность этому в школе — в деле воспитания актеров и развития их творческих качеств — задача создания художественных произведений не ставится специально, а играет подчиненную роль. И тут оказывается возможным выделить этот 2-й путь — «психотехнику» — в его чистом виде.

Первая попытка создания такой школы, как было описано раньше, не дала положительного результата. Но дальше все повернулось иначе.

Преподавая «систему», автор по-прежнему обучал ее «элементам». В своей работе, как и было, он предлагал ученикам упражнения. И тут его внимание было привлечено к своеобразным кратким этюдам. Еще в 1921 г. они промелькнули в его работе как творческая преподавательская находка. Но тогда, занятый «элементами», он не понял их ценности. Теперь же он стал применять их все чаще и чаще, все смелее и смелее. А они в свою очередь толкнули его на особый, своеобразный прием проведения их.

И вот, ободряемый результатами, преподаватель в ходе дела разработал и переконструировал как самые этюды, так и прием их проведения.

Оказалось, что в этом своем новом виде «этюды» не потеряли своей простоты и, главное, заключают в себе все условия, которые вызывают у актера верное творческое состояние.

Эта находка вначале не показалась такой существенной и важной, только в дальнейшем раскрылось истинное ее значение. Постепенно стало ясно, что «этюды» эти позволяют увидеть в более чистом и доступном для наблюдения виде самый процесс творческого переживания.

Понятно, что все внимание преподавателя перешло теперь на наблюдение за этим процессом — за его возникновением, за течением его, за причинами его колебания и остановки.

Вместо прежнего задания вырабатывать «элементы» — стало более целесообразным работать над самим процессом творческого состояния.

41 ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ И МЕСТО ЕГО В ОПИСАННЫХ ЗДЕСЬ ЭТЮДАХ

Прежде всего следует заметить, что творческое переживание актера на сцене непременно заключает в себе перевоплощение.

Так же, как и подлинное, художественное перевоплощение не может быть без творческого переживания (об этом подробнее дальше).

Что же касается часто встречающегося в театре приема только одной видимости перевоплощения при помощи внешних средств — как бы оно ни было сделано ловко и правдоподобно, — оно относится к искусству «представления», «изображения».

Именно процесс творческого переживания и отличает игру великих актеров. Их сила, заразительность, животворность созданы из материала этого процесса.

Он и психологический и физиологический. Он в той же мере процесс, как и эмоция и мышление.

Это не абстрактный, а вполне конкретный материальный процесс.

Раньше процесс этот наблюдался только у небольшого числа особо одаренных людей. Никто не думал, что он может быть изучен, а тем более взят в руки.

Станиславский же понял, что это процесс вполне объективный, который можно изучить, а изучив, — овладеть им.

Станиславский и сделал не только первые конкретные и очень плодотворные попытки к изучению его и к овладению им, но и систематизировал все найденное.

Многое из найденного им в его руках и в руках некоторых его учеников давало очень положительные результаты.

Метод, описанный здесь в книге, является продолжением этой работы, — дальнейшей попыткой сделать еще шаг в деле ознакомления с процессом творческого переживания актера и овладения им.

При наблюдении за выработанными автором «этюдами» и при помощи их удалось проследить: 1) главные условия для появления творческого процесса переживания;

42 2) условия правильности его течения; 3) возможные ошибки в нем; 4) исправление этих ошибок.

Этюды эти указали путь к тому, чтобы процесс творческого переживания возникал у любого из учеников класса в 20 – 30 человек. И при применении найденных условий, никакой особой трудности в себе не заключающих, он возникает непременно.

В школьной работе уже давно употребляются этюды. Они были: «на внимание», «фантазию», «общение» и прочее. Вообще — на «элементы».

Предлагаемые же здесь этюды можно назвать этюдами на творческое переживание.

И если раньше процесс творческого переживания наблюдался редко, был окружен ореолом таинственности и казался доступным только особо одаренным, — здесь он возникает как нормальное рабочее состояние творчества и оказывается полностью в нашей воле.

Глава 3
О СВОБОДЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ АКТЕРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.006 с.)