Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность контроллинга и предпосылки его возникновенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контроллинг – это одно из новейших направлений информационно-экономического развития предприятия. Появление контроллинга на отечественных предприятиях вызвано переосмыслением роли и значения менеджмента в современном бизнесе. Если до этого времени управление связывалось, в основном, с решением текущих дел на предприятии, то в условиях обострения конкурентной борьбы и нестабильности внешней и внутренней среды, в которой функционирует предприятие и работают менеджеры, управление направляется на успешную деятельность и длительное существование предприятия. Лишь комплексные наблюдения за всеми звеньями хозяйственной и финансовой деятельности могут обеспечить достоверную информацию о положении предприятия и определить факторы, которые влияют на укрепление или ослабление его позиций на рынке. Именно такие комплексные наблюдения на предприятии обеспечивает система контроллинга. По определению профессора Ивашкевича В.Б. [14] «одним из новейших направлений теории и практики учета и анализа деятельности предприятия за рубежом является контролинг». Система контроллинга - это синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, реализация которых обеспечивает выработку альтернативных подходов при осуществлении оперативного и стратегического управления процессом достижения конечной цели и результатов деятельности предприятия. Сначала под контроллингом понимали совокупность определенных заданий в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Позже это понятие стали понимать шире и к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных результатов и результатов деятельности фирмы в экономическом отношении, с некоторой частью условности, как систему управления прибылью предприятия. В умении предусматривать хозяйственную и коммерческую ситуацию, определять заданные суммы покрытия, обнаруживать причины отклонений фактических затрат от нормативных, своевременно корректировать эти отклонения и оптимизировать соотношение затрат и результатов и заключается искусство экономического управления. Контролинг – одно из средств, инструментов и одновременно одна из составляющих частей этого искусства. Известно достаточно широкое и общее понимание контроллинга как концепции экономического управления предприятием, направленной на выявление шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка. При этом можно отметить такие основные специфические особенности контроллинга, как [9]: - единство оперативных финансово-экономических расчетов и стратегических решений; - новая ориентация финансово-экономических расчетов для принятия экономически обоснованных решений; - новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль, информационное обеспечение, которые образуют ядро контроллинга как концепции управления; - новое психологическое содержание роли планово-экономических служб (служб контроллинга) на предприятии; - содействие оптимизации зависимости "выручка - затраты - прибыль". Слово "контроллинг" происходит от английского "to control" - контролировать, управлять. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой концепции контроллинга подобны [15]. Отличия касаются в основном понимания двух ситуаций: прагматизма и степени усовершенствования системы согласно менталитета пользователей.
Рис.1.1. Американская и немецкая модели контроллинга [16, 20]
В Германии преобладает тенденция академизации контроллинга, желание создать сначала теоретически целостную систему, а потом осуществлять решение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматичный подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности потребителей (рис.1.1). В зависимости от того, насколько узко или широко трактуется перечень задач контроллинга выделяют такие основные организационные концепции контроллинга: Концепция А - "американская концепция контроллинга". Контроллинг - это весь учет и отчетность а также ряд дополнительных функций. В соответствии с нею, при организации службы контроллинга возникает первичное распределение на задания, ориентированные на результат (прибыль), а также на задания, ориентированные на ликвидность. Концепция В - "американская ключевая концепция контроллинга". Контроллинг - это весь учет и отчетность без дополнительных функций. Служба контроллинга выполняет задания, ориентированные на результат и задания информационного обеспечения. Концепция С - "немецкая концепция контроллинга''''. Контроллинг - это внутренний учет и отчетность а также ряд дополнительных функций. При организации службы контроллинга осуществляется распределение задач на внутренние и внешние. Концепция Д - "немецкая ключевая концепция контроллинга". Контроллинг - это внутренний учет и отчетность без дополнительных функций. Концепции А, В, С, Д могут меняться в зависимости от организационных факторов, то есть служба контроллинга будет исполнять функциональные обязанности в зависимости от задач, которые положены на нее. Знание исторического развития идеи, философии и форм воплощения в практике контроллинга помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике отечественных предприятий [16]. XV в. - введение должности «count roll our» (Великобритания) -первая попытка решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга. 1778 г. - законодательно учреждено ведомство «Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts» (США), в задачи которого входит управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств. 1880 г. - созданиие системы «Atchison, Topeka & Sania Fe Railway System» (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом. 1892 г. - компания «General Electric Company» (США) - первая из индустриальных предприятий вводит должность контроллера. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа - Общее собрание акционеров и Совет директоров (Board of Directors). Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль. Отсутствие специфического управляющего органа, наряду с другими причинами (например, сильными позициями президента, величиной предприятия), считалось важнейшим поводом для введения должности контроллера. Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х гг. XX в. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. В 1931 г. основан институт «Controller's Institute of America» как профессиональная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в «Financial Executives Institute» (FEI)). В 1934 г. создан журнал «The Controller» (сегодня - «The Financial Executive»). С 1944 г. существует исследовательский институт «Controllership Foundation» (в настоящее время - «Financial Executives Research Foundation»). В Германии в 40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга. В период 1970-х гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в последние десятилетия связано с изменениями в окружающем предприятия мире и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий. Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования в крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты, не годились. Во-вторых, в начале 1980-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что обусловило необходимость улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечение специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Рис. 1.2. Причины возникновения и развития контроллинга на современных предприятиях [15]
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. С 1971 г. частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров. В 1975 г. основан Союз контроллеров. Следующей важной вехой на пути внедрения идей и философии контроллинга стало основание журнала «Controller» (1989 г.). Основные причины возникновения и развития контроллинга на современных предприятиях изображены на рисунке1.2. В Украине интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х годов, когда в экономике юридически и фактически окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены: - создание системы управленческого учета; - разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования; - развитие концепции и методов контроллинга.
1.2 Предмет, цели, функциии и задания контроллинга Контроллинг является новым, эффективным методом управления в рамках современного менеджмента. На современном этапе существуют разные толкования сущности контроллинга, возложенных на него заданий и функций, например [20, 40]: - контроллинг - локальная функция в рамках управления предприятием и поддержка управления благодаря информации, которая включает процессы обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной информации), планирование, ориентированное на общие цели, а также контроль их достижения и производные управленческие меры; - контроллинг - сбор информации и ее использование в планировании, финансировании, создании отчетов, оценке и консультировании, то есть контроллинг - это овладение ситуацией, управление и регулирование хозяйственных процессов; - контроллинг - это управленческий инструмент, который поддерживает внутрфирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно систематизировать по двум основным группам (табл. 1.1). К ним относятся производственные ресурсы, хозяйственные процессы и результаты. Цели контроллинга как направления деятельности непосредственно вытекают с целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации по заданному уровню ликвидности. Таблица 1.1 Характеристика объектов, раскрывающих содержание предмета контроллинга
Основная цель контроллинга состоит в объективной оценке хозяйственных ситуаций для принятия обоснованных управленческих решений по обеспечению прибыльности и ликвидности предприятия путем выявления причинно-следственных связей при сопоставлении выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат, а также применение мероприятий по регулированию отклонений, которые возникли, и оптимизации соотношения " затраты-прибыль". Цели контроллинга реализуются в стремлении обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе через: - адаптацию стратегических целей к условиям внешней среды, которые меняются; - согласование оперативных планов со стратегическим ориентиром развития предприятия; - координацию и интеграцию оперативных планов по разным бизнес-процессам; - создание системы обеспечения менеджеров информацией для разных уровней управления в оптимальные промежутки времени; - адаптацию организационной структуры управления предприятием для повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на изменения внешней среды. С точки зрения методического построения контроллинг выступает как определенный набор инструментов. Используя основные показатели деятельности (оборот, затраты, прибыль и т.п.), каждый отдельный инструмент должен повлиять на эффективность управления и в интеграции с другими содействовать повышению эффективности деятельности предприятия в целом, реализации достижения поставленных целей. Узловыми составляющими концепции контроллинга являются: - ориентация на эффективную работу предприятия в относительно долгосрочной перспективе - философия доходности; - формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей; - создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления; - мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - деление задач контроллинга на циклы, обеспечивающее интерактивность планирования, контроля за выполнением и принятия корректирующих решений. Философия доходности означает: - преобладающую ориентацию мышления и действий работников предприятия на рентабельность; - четкое понимание контроля затрат и мероприятий по их снижению как беспрерывного процесса; - гармоничное объединение ориентации на клиентов и на доход; - связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия; - синхронизацию целей предприятия и личных целей; - рост суммы активов предприятия как одной из возможных мер достижения стратегических целей; - беспрерывную оценку клиентов по критерию доходности, то есть знание того, сколько предприятие заработало благодаря конкретному клиенту. Целевая задача контроллинга состоит в системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия. Цели системы контроллинга определяют его основные функции. Среди специалистов, занимающихся проблемами контроллинга, нет четкого и единого мнения по данному вопросу. Так, например, Штрайт Б., Петрик Е. придерживаются той точки зрения, что контроллингу присущи функции планирования, контроля, регулирования и информационная функция. Профессор Ивашкевич В.Б. останавливается лишь на трех основных, по его мнению, функциях контроллинга: информационной, контрольной и функции управления [17]. Ни с одной, ни с другой точкой зрения, на наш взгляд, нельзя согласиться в полной мере, поскольку главным аргументом при выделении комплекса функций системы контроллинга является суть концепции и цель системы Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным нуждам должностных лиц, которые принимают решение, то есть в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и предоставление системной управленческой информации и формирование взаимосвязи между другими отдельными функциями управления — планированием, координированием, контролем, учетом и анализом. Исходя с определения системы контроллинга, сущностью которого является интеграция отдельных элементов функций управления (учета, анализа, контроля, планирования и т.д.), вытекает, что данной системе (системе контроллинга) свойственны такие функции современном понимании контроллинг представляется как руководящая функция менеджмента, он формирует (рис.1.3) [15]. Специалистов, которые реализуют функции контролинга на предприятии обычно называют контроллерами. Они выполняют такие функции: - разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия; - организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных форм, а также внутренней и внешней информации, прямо или непрямо связанной с видами деятельности предприятия; - структуризация организационных систем и бизнес-процессов; - координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
Рис. 1.3 – Функции и задания контроллинга [15,17, 40] - обеспечение прозрачности, понятности, и объективной интерпретации полученных результатов; - формирование интегрированной концепции управления предприятием и инфраструктуры, адекватной современным требованиям менеджмента: рыночно- ориентированных оргструктур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия. Высокий динамизм и неопределенность внешней среды требуют от контроллеров выполнения консультационных функций для высшего руководства по подготовке и принятию управленческих решений. Контроллеры в идеале - это навигаторы руководителей для достижения целей, внутренние консультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, а также - системные координаторы и интеграторы бизнес-процессов. В условиях ухудшения экономического положения предприятий, проявляющегося в снижении уровня ликвидности и рентабельности, от служб контроллинга ожидают в большей степени координации планов, анализа причин отклонения планов от факта, а также рекомендаций по обеспечению выживания предприятия на ближайшую перспективу [40]. Виды контроллинга Контроллинг - один из основных элементов, которые формируют систему управления предприятием. При этом современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные) а значит, контроллинг как система включает два основных аспекта (подсистемы) стратегический и оперативный.
Рис.1. 4. Разграничение стратегического и оперативного контроллинга [15, 16, 40] В большинстве литературных источников, посвященных вопросам стратегического и оперативного контроллинга, очень лаконично определяется сущность каждого из рассматриваемых аспектов контроллинга (рис. 1.4): - «Делать правильное дело» - стратегический контроллинг; - «Делать дело правильно» - оперативный контроллинг.Таким образом, можно утверждать, что стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и заданий. Она предоставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения. Основная задача оперативного контроллинга - оказание помощи менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных показателей уровней рентабельности, ликвидности или прибыли. Стратегический контроллингопределяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. Оба рассматриваемых направления контроллинга отличаются по охватываемому временному горизонту. Оперативный контроллинг реализует свои функции на краткосрочном отрезке времени: до года, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг в современном менеджменте не привязан жестко к временным рамкам, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периодах. Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров может существенно повысить эффективность функционирования системы управления организацией (предприятием). В организациях, различающих и признающих важность как оперативного, так и стратегического менеджмента, как правило, выделяют в самостоятельные организационные единицы подразделения оперативного и стратегического контроллинга. Рассмотрим основные понятия, задачи и отличия стратегического и оперативного контроллинга. Стратегический контроллинг - процесс координации функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения. Целевая задача стратегического контроллинга заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Следует исследовать новые существующие потенциалы успеха. Если предприятие может обеспечить более эффективное (чем у конкурентов) решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем клиентов, то это означает его способность генерировать новые потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают созданные и используемые на предприятии потенциалы. Потенциалы успеха можно разделить также на внешние и внутренние. Внешние потенциалы зависят от успешной комбинации «продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих видов: информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и т.д. Таблица 1.2 Сравнительная характеpистикa оперативного и стратегического контроллинга
Оперативный контроллинг - процесс координации процессов оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы. Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде. В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллинга принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллинга. Сравнительная характеристика признаков стратегического и оперативного контроллинга представлена в таблице 1.2 [16, 17, 20]. Таким образом, основные различия между стратегическим и оперативным контроллингом заключаются в следующем: - стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат; - контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга; - объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны; - в оперативной области доминирует контроль со стороны (чаще всего со стороны отдела контроллинга), а в стратегической - самоконтроль. Отличительные особенности оперативного планирования в сопоставлении со стратегическим планированием приведены в таблице 1.3. Таблица 1.3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.014 с.) |