Контроль исполнения бюджетов и анализ отклонений. Гибкий бюджет.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль исполнения бюджетов и анализ отклонений. Гибкий бюджет.



Сведенный бюджет отображает показатели, которые должны быть достигнуты предприятием. Но в процессе хозяйственной деятельности могут возникать отклонения [7].

Отклонения (Variance) – это разница между бюджетными и фактическими показателями. Для своевременного выявления отклонений и соответствующего реагирования на них осуществляют бюджетный контроль.

Бюджетный контроль(Budgetary Control) – процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа и внесения необходимых корректив.

Бюджетный контроль осуществляют с помощью отчета о выполнении бюджета, который составляется бухгалтером-аналитиком и предоставляется менеджеру, который отвечает за принятие соответствующих решений.

Отчет об исполнении бюджета (Performance Report) это отчет, который содержит сравнения запланированных и фактических показателей и расчет отклонений с указанием их причин.

Отчет об исполнении бюджета готовят регулярно, по большей части ежемесячно.

Отклонения от бюджета, отображенные в отчете, могут быть благоприятными (позитивными) или неблагоприятными (негативными).

Неблагоприятными (негативными) (Unfavorable Variances) являются отклонения, при которых фактический доход меньше запланированного или фактические затраты больше бюджетных.

Соответственно благоприятными (позитивными) (Favorable Variances) являются отклонения, при которых фактический доход превышает запланированный, а фактические затраты меньше бюджетных.

Реакция менеджера на отклонения зависит от размера отклонений и причин их возникновения.

Если отклонения незначительные, менеджер может их игнорировать, то есть не исследовать причины этих отклонений.

В зависимости от причины возникновения, отклонения делят на две группы: отклонения вследствие планирования и отклонения вследствие деятельности.

Отклонения вследствие планирования (Planning Variance) — отклонения от бюджета, связанные с ошибками и просчетами в процессе составления прогнозов, определения функций затрат и доходов, калькуляции плановой себестоимости и цен.

Отклонения вследствие деятельности (Operational Variance) являются результатом действий персонала или определенных событий (изменение спроса, колебание цен и т.п.).

В случае наличия значительных отклонений, в зависимости от причин их возникновения возможны альтернативные управленческие решения:

1) корректировка или пересмотр бюджета, если результаты контроля свидетельствуют, что выполнять его в дальнейшем нецелесообразно;

2) внесение соответствующих корректировок действия для обеспечения достижения запланированной цели.

Отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь, обращая внимание менеджера на значительные отклонения от ожидаемых результатов и дает возможность осуществлять управление по отклонениям.

Следует отметить, что отчет об исполнении бюджета обеспечивает возможность контроля лишь при условии корректного сопоставления фактических и бюджетных показателей [38]. Дело в том, что сведенный бюджет является статическим или постоянным бюджетом, поскольку он составлен для одного уровня будущей деятельности. Поэтому термин «статический (постоянный) бюджет» и сведенный бюджет применяют как синонимы.

Статический бюджет отображает доходы и затраты, рассчитанные с учетом ожидаемого объема деятельности (или другого фактора).

Поскольку доход и часть затрат зависит от изменения объема деятельности, то в случаях, когда фактический объем деятельности отличается от запланированного, отклонения от статического бюджета теряют контрольное значение.

Поэтому для обеспечения эффективного контроля с помощью отчета об исполнении бюджета, следует сопоставить фактические результаты с бюджетом, скорректированным с учетом фактического объема деятельности. Такой бюджет называют гибким бюджетом или динамичным бюджетом. Он может быть составлен как в процессе планирования, так и на стадии контроля.

Гибкий бюджет, подготовленный на стадии планирования – этобюджет, составленный для нескольких возможных объемов деятельности в пределах релевантного диапазона. На практике трудно точно предположить объем реализации, поэтому большинство компаний составляют гибкие бюджеты для фактического объема деятельности.

Таким образом, гибкий бюджет – это бюджет, составленный на основе бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предполагаемой деятельности.

Гибкий бюджет затрат основывается на формуле:

 

ПБЗед × ФОП + ОПЗ,

где ПБЗед – переменные бюджетные затраты на единицу;

ФОП – фактический объем производства или реализации;

ОПЗ – общие постоянные затраты.

Гибкий бюджет реализации рассчитывают в зависимости от той цены, которая применяется:

БЦед ×ФОР

или

ФЦед ×ФОР,

где БЦед - бюджетная цена за единицу;

ФЦед - фактическая цена за единицу;

ФОР - фактический объем реализации.

Использование гибкого бюджета дает возможность распределить общее отклонение на отклонение от гибкого бюджета и отклонение за счет объема деятельности.

Отклонения от гибкого бюджета – это разница между фактическими результатами деятельности и показателями гибкого бюджета.

Отклонения за счет объема деятельности – это разница между показателями гибкого и статического бюджетов.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое планирование?

2. Какие основные принципы планирования?

3. Какие основные методы планирования?

4.Какие виды планов вы знаете по их содержанию и в зависимости от сроков, на которые они составляются?

5. Какое планирование различают в зависимости от сроков, на которые составляются планы?

6.Какое планирование выделяют по содержанию плановых решений?

7. Дайте определение понятию «бюджетирование».

8. Что является продуктом бюджетирования?

9. Дайте определение экономической сущности понятия «бюджет».

10.Назовите направления бюджетирования производственной деятельности предприятия и виды бюджетов.

11. Что принято понимать под понятием «бюджетирование» в настоящее время?

12. По каким признакам классифицируются бюджеты?

13.Дайте определение понятию «бюджетный период».

14.Какие виды операционных бюджетов вы знаете?

15.Что отображают финансовые бюджеты?

16.Что такое непрерывное бюджетирование?

17. В чем разница между бюджетированием через наращивание и бюджетированием «с нуля»?

18.Какие основные подходы к организации бюджетирования вы знаете?

19. Охарактеризуйте благоприятные и неблагоприятные отклонения от бюджета.

20. Что такое гибкий бюджет?

21. Чем отличается статический бюджет от гибкого бюджета?

22. Дайте определение генерального бюджета.

23. Дайте определение операционным и финансовым бюджетам.

24. Дайте определение отклонениям вследствие планирования.

25.Что собой представляет отчет об исполнении бюджета?

 

Практические задания

Задача 1. На основании бюджета продаж предприятия на первое полугодие 2016 года (табл. 4.17) составить бюджет закупки сырья и бюджет производства на I квартал 2017 года. Запасы готовой продукции планируются в размере 30 % от объема реализации .

На 1 января 2016 года на складе было 1800 единиц готовой продукции.

Для производства единицы продукции необходимо 8 кг сырья, запас которой поддерживается в объеме 20% производственной необходимости в следующем месяце.

Таблица 4.17



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.009 с.)