Характеристика подходов к принятию управленческих решений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика подходов к принятию управленческих решений



Все существующие подходы к изучению процесса принятия экономических решений можно условно изобразить в виде точек, расположенных на прямой между двумя полюсами; с одной стороны - абсолютная рациональность, ориентация преимущественно на математические категории, с другой - абсолютная иррациональность, сильный акцент на социальные или психологические категории (рис. 9.1) [18].

Иррациональность
Рациональностьь
Социологический, психологический подход
Эффективное управление по Питерсу, Уотермену
Классический (рациональный) подход
Принцип ограниченной рациональности
Теория конфигураций и инкременталистический подход к принятию решений

 


Рис.9.1- Классификация подходов к принятию решений[9, 15]

 

Процесс принятия решения с позиции классического подхода выглядит таким образом:

1) выявление проблемы;

2) определение цели и выбор критериев; установление значимости («веса») критериев;

3) поиск возможных альтернатив;

4) оценка альтернатив по выбранному критерию;

5) выбор наилучшей альтернативы.

Существует четыре наиболее распространенные ситуации, которые сигнализируют менеджеру о существовании проблемы:

- отклонения фактических результатов от плана;

- отклонения фактических результатов от прошлого опыта;

- уведомление сотрудников;

- информация о деятельности конкурентов.

Основные постулаты классического (рационального подхода):

1. Принятие решение является рациональным процессом, ориентированнымна достижениенаперед известной цели.

2. Существует стойкая, полная и непротиворечивая система преимуществ, которая делает выбор между альтернативами однозначным.

3. Все доступные альтернативы известны (то есть имеет место ситуация определенности или известен полный спектр событий и их достоверности).

4.Сложность процедуры принятия решения не принципиальна: главное - достижение правильного результата.

Роль контроллинга при рациональном подходе заключается в предоставлении максимально полной и точной количественной информации, расчете показателей, нахождении оптимума.

Внутри рационального подхода существует несколько теорий, которые разъясняют принятие управленческих решений: разработка стратегии (Swot-анализ), планирование стратегии (по Ансоффу), позиционирование (по Портеру).

Постулаты принципа ограниченной рациональности за Г Саймоном основываются на том, что “абсолютной рациональности” не бывает:

1. Информация, которая есть у менеджера о природе проблемы и возможные варианты ее решения явно неадекватна. Получить более точную и полную информацию невозможно (обычно из-за отсутствия денег или времени). Значительная часть имеющейся информации нерелевантная, а потому использование весьма упрощенных моделей действительности полностью оправданно.

2. Имеющаяся информация воспринимается искажено. Человеческая память способна удерживать лишь ограниченный объем информации. Способность человеческого ума к правильному выбору оптимального варианта действий ограничена.

3. Менеджер стремится не к максимальному, а к удовлетворительному результату. Ему могут быть известны не все альтернативы: достаточно, чтобы он был осведомлен хотя бы об одном приемлемом варианте.

Согласно принципа ограниченной рациональности основное задание контроллинга - рационализация процесса принятия управленческих решений на основе использования методов принятия решений в условиях неопределенности. Главное отличие этого подхода от предыдущего (классического рационального) заключается в концентрации контроллинга не столько на оптимизации, сколько на установлении ограничений, которые характеризуют приемлемые варианты.

Постулаты принципа эффективного управления по Питерсу и Уотермену основываются на том, что лишняя рациональность сковывает инновации, приводит к переоценке значимости финансов, не учитывает неэкономичные целые предприятия, поэтому руководитель должен:

- проявлять гибкость;

- делать все сразу;

- экспериментировать;

- действовать быстро;

- использовать слабо формализованные системы.

В пределах этого подхода внимание акцентируется на координирующей, интегрирующей роли контроллинга, здесь контроллинг использует преимущественно модели принятия решений в условиях неопределенности; повышается роль мониторинга; предварительного контроля, тогда как задача оптимизации как таковая перед контроллингом не ставится.

Социологический и психологический подходыосновываются на влиянии свидомости человека и человеческих отношений на процесс принятия решений. Социологи изучают процесс принятия решений как процесс группового взаимодействия. В пределах социологического подхода существуют три основных группы теорий, которые описывают принятие управленческих решений; теории политического взаимодействия, коллективной учебы, корпоративной культуры

Теория политического взаимодействия изучает процесс принятия управленческих решений с точки зрения баланса сил и интересов разных групп внутри коллектива предприятия и во внешней среде. Само управленческое решение рассматривается прежде всего как политический шаг, направленный на укрепление позиций определенной группы.

Теория коллективной учебы подчеркивает, что сложность и динамичный характер внутренней и внешней сред любого предприятия в сочетании с недостатком информации и опыта превращают процесс принятия управленческих решений в процесс непрерывной учебы для руководителя и всего коллектива предприятия. Таким образом, четкого предела между принятием управленческого решения и его реализацией не существуют: оба процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и протекают одновременно.

Теория корпоративной культуры говорит о том, что в принятии управленческих решений проявляется поведение коллектива сотрудников как единого целого. Таким образом, “животворной почвой” для любого управленческого решения будет корпоративная культура - совокупность общих для всех сотрудников предприятия убеждений и отношений.

Наука психология определяет принятие решений как процесс, который протекает в индивидуальном сознании руководителя, а решение - как концепции, которые формируются в индивидуальном сознании. Психологический аспект принятия решений важен для разработки структуры контроллинговой отчетности, для правильного выбора релевантной информации, для принятия управленческих решений, а также для разработки методов анализа этой информации.

Согласно научным представлениям психологии, процесс принятия решений разделяется на такие стадии:

- восприятие;

- формирование концепции (concept attainment);

- превращение концепции (рефрейминг).

На каждой из этих стадий возникают свои специфические проблемы.

На стадии восприятия руководитель воспринимает информацию, которая поступает с внешней и внутренней среды, как сигнал к действию (поскольку менеджер никогда не имеет полной и точной информации, он опирается на доступные сведения). Задание системы контроллинга на этой стадии - за табуном рутинных событий не оставить незамеченным важнейшего, иначе не будет осознанна необходимость принятия управленческого решения.

Синтезом всех представленных подходов стали предложенные в работах Минцберга, Квинна и других теория конфигураций и “инкременталистичый подход” к принятию решений. Согласно этого “синтетического" подхода принятия решений - это не одномоментное действие, а длинный процесс, осуществляемый шаг за шагом, в ходе которого руководитель часто советуется со своими сотрудниками, иногда преднамеренно затягивая стадию обсуждения, чтобы добиться поддержки и собрать нужную информацию, использует специально подготовленную и случайную информацию.

Планирование действий и сами действия могут идти параллельно. После накопления «критической массы » исходного материала принятия решений происходят скачкообразно, как переход из одного качественного состояния в другой. Инкременталистический подход к принятию решений помогает справиться с проблемами, вызванными особенностями человеческого мышления и памяти. Он поддерживает на предприятии атмосферу информационной откровенности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.014 с.)