Тема 5. Методический инструментарий оперативного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Методический инструментарий оперативного



Ткаченко А.М., Бакута А.В.

 

 

Контроллинг

Учебное пособие

 

Для инностранных студентов

 

 

г. Днепр, 2016



УДК – 658.012.7 (075.8)

ББК – 65.290 – 2я73

 

 

Ткаченко, А.М., Бакута А.В. Контроллинг. Под общей редакцией А.М. Ткаченко, доктора экономических наук, профессора. – Днепр, 2016 – 203 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Контроллинг», которая входит в обязательный перечень курсов обучения инностанных студентов специальности «Менеджмент организаций и администрирования», «Финансы и кредит», «Экономика предприятия».

В учебном прсобии раскрыт комплекс вопросов, связанных с процессом управления деятельностью предприятия: организация службы контроллинга, классификация затрат и поведение затрат, планирование, разработка бюджетов, анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, разработка оптимальных управленческих решений.

Изложенный материал иллюстрируется примерами и расчетами.

Учебное пособие предназначено для инностранных студентов экономческих специальностей высших учебных заведений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….С. 6

ТЕМА 1. КОНТРОЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ…………………………………………………………….С.7

1.1 Сущность контроллинга и предпосылки его возникновения…………………С.7

1.2 Предмет, цели, функции и задания контроллинга………………………........С.11

1.3 Виды контроллинга…………………………………………………………….С.15

1.4 Контроллинг в системе управления предприятием…………………………..С.19

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...С.21

Практические задания……………………………………………………………...С.21

Тесты………………………………………………………………………………...С.22

ТЕМА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЛИНГА…………С.25 2.1 Сущность и классификация затрат………………………………………….…С.25

2.2 Центры ответственности и центры затрат: понятия, виды…………………..С.35

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...С.39

Практические задания……………………………………………………………...С.39

Тесты………………………………………………………………………………...С.42

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА………………………………………………………………..С.44

3.1 Управленческий учет как исходный элемент системы контроллинга………С.44

3.2 Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции……………С.51

3.3Современные системы управленческого учета………………………………С.54

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………..С.61

Практические задания……………………………………………………………...С.62

Тесты………………………………………………………………………………...С.63

ТЕМА 4. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………......С.65 4.1 Планирование как функция управления………………………………………С.65

4.2 Сущность и цели бюджетирования……………………………………………С.67

4.3 Система бюджетов на предприятии…………………………………………...С.71

4.4 Методика разработки сведенного бюджета: составление и заимосогласование системы бюджетов………………………………………………………………….С.74

4. 5 Контроль исполнения бюджетов и анализ отклонений. Гибкий бюджет…С.85

Вопросы для самоконтроля………………………………………………………...С.87

Практические задания……………………………………………………………...С.88

Тесты………………………………………………………………………………...С.89

ТЕМА 8. ОРГАНІЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА

НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………С.163

8.1 Формирование целевых функций и элементов системы контроллинга…………....С.163

8.2 Место службы контроллинга в организационной структуре предприятия………...С.164

8.3 Структура и состав службы контроллинга…………………………………………С.166

8. 4 Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга………………С.168

8.5 Внедрение контроллинга на предприятии…………………………………………..С.170

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………….С.176

Практические задания…………………………………………………………….С.176

Тесты……………………………………………………………………………….С.177

ТЕМА 9. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………………………………..С. 179

9.1 Классификация управленческих решений…………………………………..С.179

9.2 Характеристика подходов к принятию управленческих решений…………С.182

9.3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений……………...С.185

9.4 Критерии принятия управленческих решений………………………………С.186

9.5 Требования к критериям принятия управленческих решений………………С.88

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………….С.189

Практические задания…………………………………………………………….С.191

Тесты……………………………………………………………………………….С.193

ГЛОССАРИЙ……………………………….……………………………………С. 194

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………...С. 202

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях открытых рыночных отношений системы управления предприятиями отличаются достаточно высоким уровнем сложности и риска. Превращению современных предприятий в сложные информационно- технические системы способствует и научно-технический прогресс. Обеспечение управляемости таких систем нуждается в новых методах управления предприятием, которые отвечают сложности внутренней и внешней среды.

Одним из подходов к управлению предприятиями и организациями в современных условиях является использование системы контроллинга, которая связана с реализацией финансово-экономической функции менеджмента и направлена на прибыльную деятельность и информационное обеспечение управленческих решений.

Контроллинг координирует, интегрирует и направляет деятельность всей системы управления предприятием на достижение стратегических и текущих целей. Выполняя функцию управления, контроллинг одновременно является синтезом планирования (бюджетирования), учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков.

Контролинг – это не только подход к управлению бизнесом, а принципиально новая концепция информации и управления, применение которой обеспечивает поддержку экономического баланса предприятия путем формирования информации о затратах и доходах как основе для принятия эффективных управленческих решений.

В системе контролинга становится возможным сотрудничество менеджмента с исполнительными подразделениями, а система показателей оценки вклада каждого подразделения превращается в действенный инструмент управления и контроля.

Как информационная система, контроллинг широко применяется в практике стран с рыночной экономикой и приносит весомые результаты. Относительно управления деятельностью отечественных предприятий нужно отметить, что они нуждаются в применении системы контроллинга, но часто эта потребность остается не удовлетворенной в виду недостаточного уровня подготовки специалистов этой отрасли.

Целью изучения дисциплины «Контроллинг» является формирование у будущих менеджеров комплексного видения системы управления, и прежде всего, одного из более важных блоков этой системы – формирования информации о затратах и ресурсах предприятия или организации с целью выработки альтернативных вариантов управленческих решений; решения проблем, связанных с организацией и методологией построения системы контроллинга, содействия повышению качества менеджмента, обеспечению стабильного развития предприятий и организаций.

Использование учебного пособия в процессе изучения дисциплины даст возможность повысить общий уровень экономических знаний, овладеть базовыми знаниями по вопросам сущности, функций и видов контроллинга; организации движения информационных потоков на предприятии с целью получения информации, необходимой для принятия управленческих решений как по центрам управления, так и по предприятию в целом. Позволит овладеть методологией оперативного и стратегического контроллинга, методологией проведения диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятий и организаций, ознакомиться и разобраться с вопросами организационно- методологического построения системы контроллинга на отечественных предприятиях и в организациях.

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

1.1 Сущность контроллинга и предпосылки его возникновения

1.2 Предмет, цели, функции и задания контроллинга

1.3 Виды контроллинга

1.4 Контроллинг в системе управления предприятием

Виды контроллинга

Контроллинг - один из основных элементов, которые формируют систему управления предприятием. При этом современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные) а значит, контроллинг как система включает два основных аспекта (подсистемы) стратегический и оперативный.

Краткосрочный
Результаты: - прибыль; - рентабельность; - ликвидность.
Оперативный контроллинг Способы достижения целей и решения заданий  
Стратегический контроллинг Выработка целей и заданий
Потенциалы успеха: - доля рынка - рост рынка
Средне – и долгосрочный
Часовой горизонт
Показатели
Стратегический контроллинг: «Делать правильное дело» Оперативный контроллинг: «Делать дело правильно»  

 

 

 


Рис.1. 4. Разграничение стратегического и оперативного контроллинга [15, 16, 40]

В большинстве литературных источников, посвященных вопросам стратегического и оперативного контроллинга, очень лаконично определяется сущность каждого из рассматриваемых аспектов контроллинга (рис. 1.4):

- «Делать правильное дело» - стратегический контроллинг;

- «Делать дело правильно» - оперативный контроллинг.Таким образом, можно утверждать, что стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать потенциалы успешной деятельности в перспективе.

Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и заданий.

Она предоставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.

Основная задача оперативного контроллинга - оказание помощи менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных показателей уровней рентабельности, ликвидности или прибыли.

Стратегический контроллингопределяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки. Оба рассматриваемых направления контроллинга отличаются по охватываемому временному горизонту.

Оперативный контроллинг реализует свои функции на краткосрочном отрезке времени: до года, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Стратегический контроллинг в современном менеджменте не привязан жестко к временным рамкам, хотя чаще всего речь идет о средне- и долгосрочном периодах.

Использование методологии стратегического и оперативного контроллинга в качестве инструмента поддержки деятельности менеджеров может существенно повысить эффективность функционирования системы управления организацией (предприятием).

В организациях, различающих и признающих важность как оперативного, так и стратегического менеджмента, как правило, выделяют в самостоятельные организационные единицы подразделения оперативного и стратегического контроллинга.

Рассмотрим основные понятия, задачи и отличия стратегического и оперативного контроллинга.

Стратегический контроллинг - процесс координации функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

Целевая задача стратегического контроллинга заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Следует исследовать новые существующие потенциалы успеха.

Если предприятие может обеспечить более эффективное (чем у конкурентов) решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем клиентов, то это означает его способность генерировать новые потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают созданные и используемые на предприятии потенциалы.

Потенциалы успеха можно разделить также на внешние и внутренние. Внешние потенциалы зависят от успешной комбинации «продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих видов: информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и т.д.

Таблица 1.2

Сравнительная характеpистикa оперативного и стратегического контроллинга

Признаки Оперативный Стратегический
Ориентация - Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия - Внешняя и внутренняя среда предприятия
Уровень управления - Тактический и оперативный Стратегический
Цели - Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия - Обеспечение выживаемости. - Проведение антикризисной политики, недопущение возникновения банкротства. - Поддержка потенциала успеха
Главные задачи - Руководство при планировании и разработке бюджетов (текущее и оперативное планирование) - Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления - Определение всей совокупности подконтрольных показателей согласно установленным текущим целям - Сравнение плановых и фактических показателей подконтрольных результатов и расходов с целью выявления причин, виновников и следствий отклонений - Анализ влияния отклонений на исполнение текущих планов - Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений     - Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия - Ответственность за стратегическое планирование - Разработка альтернативных стратегий - Определение критериев внешних и внутренних условий, которые лежат в основе стратегических планов - Определение узких и поиск слабых мест - Определение основных подконтрольных показателей согласно установленным стратегическим целям - Сравнение плановых и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и следствий данных отклонений - Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов - Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)

 

Оперативный контроллинг - процесс координации процессов оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.

Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.

В отличие от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллинга принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллинга.

Сравнительная характеристика признаков стратегического и оперативного контроллинга представлена в таблице 1.2 [16, 17, 20].

Таким образом, основные различия между стратегическим и оперативным контроллингом заключаются в следующем:

- стратегический контроллинг ориентирован на потенциал, а оперативный контроллинг - на конкретный результат;

- контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга;

- объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны;

- в оперативной области доминирует контроль со стороны (чаще всего со стороны отдела контроллинга), а в стратегической - самоконтроль.

Отличительные особенности оперативного планирования в сопоставлении со стратегическим планированием приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение котроллинга, расскройте его экономическую сущность.

2. В чем заключается основная цель контроллинга?

3. Дайте определение понятию «управление».

4. В чем отличие американской и немецкой концепций контроллинга?

4. Дайте характеристику основным концепциям контроллинга.

6. Что является предметом конроллинга, назовите его объекты.

7. Какие функции присущи контроллингу?

8. Что собой представляет информационно-аналитическая функция?

9. Дайте определения сервисной (аналитической) функции.

10. Функция планирования и управления - это?

11. В чем назначение учетно-контрольной функции?

12. Какие цели организации (предприятия) вы знаете?

13. Какие задачи выполняет контроллинг?

14. Какие основные этапы развития контроллинга?

15. Какая разница между стратегическим и оперативным контроллингом?

16. Назовите основные задания стратегического контролинга.

17. Назовите основные задания оперативного контролинга.

18. Охарактеризуйте контроллинг в системе управления предприятием.

19. Как вы считаете, может ли современный бизнес обойтись без контроллинга?

20. Можно ли поставить знак равенства между тпонятиями «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяфйственный учет»?

21. Дайте определение (понятие) централизованной службы контроллинга.

22. Назовите особенности децентрализованной службы контроллинга.

23. Какие особенности развития контроллинга в Западной Европе и странах американского континента?

24. Почему контроллинг считают одним из способов, инструментов и одновременно составляющей частью управления?

25. Какие необходимы предпосылки для внедрения контроллинга в деятельность отечественных предприятий и организаций?

 

Практические задания

 

Задание 1. Дайте определение таким понятиям:

- контроллинг;

- оперативный контроллинг,

- стратегический контроллинг;

- финансовый учет;

- поставщики информации.

- пользователи информации;

Задание 2. Ситуации и мысли.

1) Какую работу должен выполнять отдел контроллинга на предприятии?

2) Как вы думаете, какой вид учета важнее для предприятия: финансовый или управленческий?

3) Кому, по вашему мнению, нужно платить более высокую заработную плату: руководителю финансовой или управленческой бухгалтерии (отдел контроллинга)? Ответ аргументировать.

4. В разных странах контроллинг называют по-разному. По вашему мнению, какое название вы считаете правильным и почему?

5. Составьте перечень основных своих доходов и расходов и на его основе оцените уровень своего благосостояния в прошлом и текущем году. Попытайтесь их сравнить. Какие проблемы возникли у вас при этой оценке? Как вы их решили. Считаете ли вы, что оценка сделана правильно? Если нет, то почему?

6. Как сотрудник отдела кадров разработайте анкету, которая должна быть заполнена претендентами на вакантную должность специалиста:

- по финансовому учету;

- по управленческому учету;

- по контроллингу.

 

Тесты

1. Контроллинг - это:

а) внутрихозяйственный учет;

б) анализ хозяйственной деятельности;

в) контроль;

г) планирование;

д) синтез элементов учета; анализа, контроля, планирования.

2. Котроллинг возник в:

а) Англии;

б) Франции;

в) Германии;

г) США.

3. Контроллинг – это система:

а) управления предприятием;

б) управление будущим;

в) управления прибылью;

г) эффективного управления предприятием, его будущим для обеспечения длительного существования.

4. Контроллинг ориентируется на:

а) будущее;

б) соввременное;

в) прошлое и современное;

г) настоящее и будущее.

5. Для котроллинга является характерным:

а) системное, комплексное решение проблем;

б) узкое, ортодоксальное мышление управленцев;

в) обеспечение максимальной прибыли;

г) решение заданий, направленных на «выживание предприятия.

6. Наибольшая отдача контроллеров обеспечивается:

а) вхождением их в менеджмент;

б) выполнению роли стратегов фирмы;

в) подчинению директору или члену совета директоров фирмы;

г) наличием специального отдела «Контроллинг».

7. Основная цель контроллинга:

а) обеспечение ликвидности предприятия;

б) обеспечение конкурентоспособности предприятия;

в) обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

г) обеспечение прибыльности предприятия.

3. Контроллинг ориентирован прежде всего на:

а) планирование деятельности предприятия;

б) принятия управленческих решений;

в) информационную поддержку процессов принятия управленческих решений;

г) прогнозирование деятельности предприятия.

8. К функциям контроллинга относятся:

а) учет;

б) контроль и регулирование;

в) аналитическая;

г) управление;

д) планирование;

е) анализ;

ж) координация.

9. К основным причинам появления и развития контроллинга относятся:

а) переход Украины к рыночным отношениям;

б) нестабильность внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия;

в) необходимость изучения спроса на товары (работы, услуги);

г) увеличение объема информации, необходимой для управления;

д) осложнения предметного содержания информации, необходимой для управления;

е) функционирования предприятий на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

10. К задачам оперативного контроллинга относятся:

а) определение финансового результата;

б) сравнение плановых и фактических результатов;

в) изучение спроса на товары (работы, услуги);

г) мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений;

д) разработка альтернативных стратегий;

е) анализ экономической эффективности инвестиций.

11. К задачам стратегического контроллинга относятся:

а) руководство при планировании и разработке бюджетов;

б) участие в установлении количественных и качественных целей предприятия;

в) анализ экономической эффективности инвестиций;

г) определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;

д) определение "узких" и поиск слабых мест.

 

12. Основная цель оперативного контроллинга:

а) обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия;

б) обеспечение финансовой независимости предприятия;

в) обеспечение прибыльности;

г) обеспечение доходности и ликвидности.

13. Основная цель стратегического контроллинга:

а) обеспечение выживания предприятия;

б) проведение антикризисной политики недопущения банкротства;

в) обеспечение доходности и ликвидности;

г) обеспечение прибыльности;

д) обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия.

14. Образование ведущих контроллеров базируется на широких академических знаниях:

а) по маркетингу, менеджменту и обработке данных;

б) основ счетоводства и управлпения производственными процессами;

в) основных философских дисциплин.

15. Контроллинг можно использовать в Украине вначале как систему:

а) сравнения фактических данных с плановыми;

б) оперативного управления финансовыми результатами деятельности;

в) контроля за производственными затратами;

г) сопоставления (соотношения) выторга с затратами.

 

 

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

2.1 Сущность и классификация затрат

2.2 Центры ответственности и центры затрат: понятия, виды

Вопросы длясамоконтроля

1. Дайте определение предмета контроллинга.

2. Назовите основные объекты контроллинга.

3. Дайте определение затрат в соответствии с П(С)БУ.

4. Какие затраты относятся к затратам операционной деятельности?

5. Какие затраты относятся к себестоимости реализации?

6. Какова основная цель классификации затрат?

7. Какие затраты называют релевантными?

8. На какие виды делятся затраты относительно объема производства?

9. На какие виды делятся затраты по возможности отнесения на определенный объект калькуляции?

10. На какие виды делятся затраты в зависимости от степени регулируемости?

11. Охарактеризуйте поведение постоянных, переменных и смешанных затрат на единицу продукции в зависимости от изменения объема производства?

12. Как изменяются постоянные затраты в долгосрочном периоде?

13. Что такое "центр ответственности"?

14. Для чего необходимо выделение центров ответственности в пределах предприятия?

15. Назовите основные типы центров ответственности и охарактеризуйте их.

16. Дайте характеристику основным принципам выделения центров ответственности.

Приведите примеры.

 

Практические задания

Задача 1. В системе учета затрат компании регистрируются следующие затраты: 1.Стоимость смазочных материалов для станков.

2. Стоимость приобретения лицензий.

3. Сумма амортизации машин и оборудования.

4. Стоимость химикатов, используемых в лаборатории.

5. Комиссионные сборы, выплачиваемые персонала по сбыту.

6. Зарплата секретаря директора.

7. Торговые скидки.

8. отпускные операторов станков.

9. Зарплата охране склада сырья.

10. Плата за рекламу.

11. Арендная плата за склад готовой продукции.

12. Зарплата сотрудника лаборатории.

13. Страховка помещений.

14. Зарплата контролера цеха.

14. Стоимость лент для пишущих машинок в главном корпусе.

16. Стоимость специальной защитной одежды для операторов.

нужно:

Расположите указанные затраты по категориям:

- производственные накладные затраты;

- затраты на реализацию продукции;

- административные накладные затраты;

- затрты на научные исследования.

Задача 2. Укажите, к постоянным или переменным относятся такие затраты предприятия:

1. Сырье и материалы.

2. Амортизация машин и оборудования.

3. Заработная плата производственного персонала;

4. Отопление и освещение цехов и заводоуправления;

5. Затраты на гарантийное обслуживание и ремонт;

6. Амортизация;

7. Топливо и электроэнергия на технологические цели;

8. Затраты на рекламу;

9. Затраты на упаковку продукции.

Задание 3. Если фактический выпуск продукции ниже, чем запланированно, какая, по вашему мнению, из перечисленных ниже категорий затрат также будет ниже запланированных?

а) совокупные переменные затраты;

б) совокупные постоянные затраты;

в) переменные затраты на единицу продукции;

г) постоянные затраты на единицу продукции.

Задача 4. Ознакомьтесь с категориями затрат п. 1-9 и определите, к какой категории относятся затраты, перечисленые ниже:

1) безвозвратные;

1) инкрементные (приростные)

3) переменные;

4) постоянные;

5) полупеременные;

6) полупостоянных;

7) регулируемые;

8) нерегулируемые;

9) вменено;

1. Фирма рассматривает вопрос о продаже устаревшего станка. Остаточная стоимость станка - 20000 грн. Решая, продавать или не продавать станок за 10000 грн. вы должны отнести разницу в расчет как затраты....................

2. В дополнение к устаревшему станку фирма может арендовать новый. Он будет обходиться ей в 3000 грн. При анализе динамики роста затрат плата за аренду рассматривается как затраты.....................

3. Для того чтобы обеспечить эксплуатацию оборудования, возможны два альтернативных направления действия (два варианта оплаты труда):

- первый вариант: оператору выплачивается основная зарплата или небольшая сумма в зависимости от количества произведенной продукции. В этом случае стоимость работы оператора является затратами.........................

- второй вариант: фирма может выплачивать операторам одинаковые оклады. При этом она будет использовать один станок - при низком объеме производства, два станка - при увеличении объема производства, три станка - если объем производства достигает пика.

Эти затраты относятся к......................

Задача 5. Определите вид затрат, указанных в табл. 1 статей.

Таблица 2.3

Тесты

1. Предметом контроллинга чявляются:

а) макроэкономические процессы в стране;

б) микроэкономические процессы на предприятии;

в) микроэкономические процессы и явления на предприятии и макроэкономические процессы в стране, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;

г) коммерческая деятельность.

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

3.1 Управленческий учет как исходный элемент системы контроллинга

3.2 Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции.

3.3Современные системы управленческого учета.

 

Содержание функций управленческого учета

Функция Содержание
  Прогнозная - Учетно-информационное обеспечение перспективного планирования и направление развития на достижение стратегических целей. Формирование прогнозов по основным объектам учета - доходам, расходам, финансовым результатам
    Информа­ционная - Обеспечение руководителей всех уровней информацией для текущей уставной деятельности по выполнению планов на основе учета доходов, затрат и калькуляции себестоимости, контроля за ними, оптимизации расчетов с партнерами, полученных данных по разным сегментам
    Аналитичесекая - Информационное обеспечение анализа отклонений фактических показателей от запланированных в разрезе центров ответственности на основе аналитического учета и отчетов менеджеров структурных подразделений
  Контрольная - Контроль (регулирование) выполнения планов и оценка деятельности менеджеров и сотрудников в выполнении принятых решений
  Коммуникацион-ная - Обеспечение прямой и обратной связи между уровнями управления, функциональными и структурными подразделениями, внутренней и внешней средой, для согласованности действий

Заслуживает также внимания и практического приложения в отечественной практике круг заданий системы управленческого учета, которые выделяет О. О. Терещенко [32]:

- обеспечивать распределение затрат в разрезе «реализованная продукция -

товарно-материальные запасы», «постоянные - переменные затраты», «прямые - непрямые затраты»;

- способствовать выявлению проблемных вопросов в сфере затрат и разработке альтернативных решений для их решения;

- делать возможным использование современных методов управления затратами (стандарт-костинг, директ-костинг, АВС-анализ, бенчмаркинг, СVР-анализ);

- обеспечивать бюджетный контроль (анализ причин отклонений фактических показателей затрат от плановых);

- давать возможность объективно оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных мероприятий, операций) в плановом периоде, в целом на предприятии и в разрезе отдельных центров ответственности.

Управленческий учет в контроллинге является инструментом управления деятельностью предприятия, объединяя практически все функции управления – учет, планирование, контроль, анализ, принятие решений.

Информация, которую предоставляет управленческий учет, ориетирована на удовлетворение потребностей как стратегического, так и текущего управления, на оптимизацию использования ресурсов, обеспечение объективной оценки деятельности подразделений и отдельных менеджеров. Управленческий учет является составляющей процесса управления.

Взаимосвязь и взаимодействие учетной функции управленческого учета с другими функциями управления приведены на рис.3.1.

Поиск резервов уменьшения затрат до объемов, которые обеспечивают получение целевой прибыли  
Учет и создание информационой базы для принятия управленческих решений
Анализ затрат и оценка факторов, которые их формируют
Обоснование объема затрат на плановый период  
Расчет прогнозной суммы затрат  
Определение минимального и максимально допустимого объема затрат при прогнозируемом объеме валового дохода и целевом размере прибыли  
Отвечает ли прогнозная величина заданным ограничениям?  

Да Нет

Принятие решения об объеме и уровне затрат  


Рис. 3.1. Взаимосвязь и взаимодействие учетной функции управленческого учета с другими функциями управления в процессе принятия решений

 

Рассматривая роль управленческого учета в хозяйственной деятельности предприятия, нужно отметить, что исторически он часто имел второстепенное значение после финансового учета. Однако расширение предприятий, изменения в технологиях производства, государственная регуляция экономики, а также повышение образовательного уровня управленческого персонала за последние десятилетия ускорили развитие управленческого учета и привели к его широкому применению. Именно поэтому внедрение управленческого учета на предприятиях является необходимой предпосылкой их успешной работы, создания оптимальной рыночной инфраструктуры, выживания предприятий в условиях свободной конкуренции и роста их экономического потенциала.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему в современных условиях хозяйствования изменились требования к бухгалтерскому учёту?

2. Что относится к информации, которая обеспечивает принятие управленчиских решений, соответсвующих управленичиским звеньям предприятия?

3. Почему управленческий учёт включает систему разных экономических дисциплин и что включает метод управленческого учёта?

4. Что относится к особенностям управленческого учёта как отправного элемента системы контроллинга?

5. Как вы считаете, функции контроллинга шире, чем функции управленческого учёта? Обоснуйте свою мысль.

6. Назовите одно из определений экономической сущности управленческого учета

7. В чем особенности формирования информации в управленческом учете с целью обеспечения системы контроллинга на предприятии?

8. Назовите основные отличия управленческого и финансового учета.

9. С чем согласовываются основные принципы управленческого учета? Назовите их.

10. Какие функции управленческого учета? Каково содержание этих функций.

11.Какие основные задания управленче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.223 с.)