Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, задачи и функции контроллингаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Переход российской экономики на рыночные отношения привел к значительным изменениям в планировании, учете и контроле производственно-хозяйственной деятельности, трансформации системы управления в организациях. Совершенно иными стали цели производства, пути и формы их достижения, средства обеспечения. Все это не могло не сказаться радикально на системе планирования, учета и контроля. Методы экономического управления, базирующиеся на прежних методиках использования плановых инструментов, систем учета и анализа, не могут сегодня дать хороших результатов. Практика убеждает, что наилучшим инструментом преобразований всей деятельности организации в современных условиях является внедрение системы контроллинга, которая основывается на конкретных условиях рынка, учитывает его неопределенность, стихийный характер, быстрые изменения в ценообразовании и т.д. Контроллинг наряду с другими новейшими управленческими инструментами позволяет не только устоять в рыночных коллизиях, но и добиться ускоренного прогресса компании. Термин «контроллинг» зародился в Америке. Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. В 1950-1970 годы контроллинг перекочевал в Западную Европу, а затем, под влиянием учёных Германии, в начале 90-х годов и в Россию. В настоящее время в термин контроллинг специалисты вкладывают двоякий смысл: это один из инструментов менеджмента, функция управления; это система управления, философия менеджмента в условиях рыночных отношений. Как инструмент и функция управления контроллинг – это ориентированная на достижение целей интегрированная функция управления по информационно-аналитической и методической поддержке руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации. Как философия контроллинг представляет собой способ мышления руководителей, ориентированный на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе. Накопленный российский опыт убедительно свидетельствует, что применение контроллинга способствует оптимизации прибыли, сохранению рабочих мест, обеспечивает существование предприятия в самых сложных условиях. Наращивание прибыли, в свою очередь, позволяет найти средства для инноваций, активизировать творческую работу персонала, стимулирует повышение результативности труда, развитие системного мышления сотрудников, ведет к высокой продуктивности трудовой деятельности. Внедрение контроллинга – это гарантия повышения конкурентоспособности наших предприятий и уровня жизни в стране. Можно выделить три группы концепций контроллинга, связанные с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на бухгалтерский учет; концепции, ориентированные на информационное обеспечение; концепции, ориентированные на систему менеджмента в целом. О концепции с ориентацией на учет можно говорить в тех случаях, когда преследуются информационные цели, которые могут быть реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета. Внимание при этом концентрируется на показателях успеха в денежном выражении. Поэтому речь здесь идет, прежде всего, об обеспечении прибыли предприятия, несмотря на возможные различия в целях хозяйственных областей и отдельных сотрудников. Более широкую перспективу открывают концепции с ориентацией на информацию. Они выходят за рамки подхода ориентированного на бухгалтерский учет, и охватывают всю целевую систему организации. Наряду с бухгалтерской информацией, используется чисто количественная и качественная информация, причем ее источником являются непосредственно хозяйственные подразделения организации. Главная задача видится в координации получения и подготовки информации с потребностями в ней. Контроллинг в данном случае предстает в качестве инструмента интеграции и создания единой базы данных в организации, а также обеспечения коммуникаций между различными учетными системами, имеющими место в организации. Концепция с ориентацией на систему управления базируется на предположении о необходимости координации функциональных подсистем организации. Исходя из объема координационных задач, различают две разновидности концепции: разновидность, ориентированная на планирование и контроль, и на систему управления в целом. Механизм контроллинга основан на четырех принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования. Принцип движения и торможения в контроллинге требует создания условий для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом её специфики и возможностей. Принцип своевременности направлен на раннее выявление новых возможностей и рисков для организации. Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Принцип стратегического сознания означает необходимость оценки любого решения и действия в первую очередь с позиций их соответствия стратегическим программам. Принцип документирования требует закрепления всей необходимой информации о производственно-финансовой деятельности организации на различных носителях информации. Документирование позволяет установить посылающего и принимающего информацию, дату передачи и ее содержание, достоверность и полноту информации. Принцип документирования является инструментом для контроля соблюдения других принципов контроллинга. Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций контроллинга: мониторинг состояния экономики организации; обеспечение аналитической информацией для принятия управленческих решений; функция координации планирования, контроля и информационного обеспечения; контроль и анализ экономичности работы подразделений; подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация, а также контроль восприятия этой методологии руководством. Контроллинг включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг – это вид управленческой деятельности, который состоит из планирования, тестирования, реализации и мониторинга стратегий. Временной промежуток неограничен и равен периоду, на который разрабатывается стратегия. Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости организации и «отслеживание» движения организации к намеченной стратегической цели. Типичными целями являются: развитие существующих и будущих потенциалов успеха, доля рынка, а также (свободный) денежный поток. Стратегический контроллинг несет ответственность за анализ внутренней и внешней среды, обоснованность стратегических планов. Проверка стратегических планов включает в себя, прежде всего, проверку на реализуемость, полноту планов, их взаимную увязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля выполнения плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. Если выбранный вариант стратегического плана устраивает менеджмент, то для разработки системы следящего контроля достижения стратегических целей необходимо выбрать области контроля: стратегические цели (как качественные, так и количественные); критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов; узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана. При определении системы контролируемых показателей необходимо соблюдать следующие требования: объем показателей должен быть ограничен; показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям; показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных, как минимум, за пять лет); показатели должны иметь характер раннего предупреждения; показатели должны быть сопоставимыми (с прошлыми достижениями, с другими предприятиями отрасли и т.п.). Анализ контролируемых показателей включает в себя сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений, выявление причин и виновников отклонений, определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия, анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты. Стратегический контроллинг должен помогать организации эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников фирмы при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет с определенной периодичностью необходимую аналитическую информацию, ориентирующую руководство на процесс принятия управленческих решений. Оперативный контроллинг – это вид управленческой деятельности, который включает в себя установление целей, планирование и регулирование в краткосрочном или годовом временном горизонте. Цель оперативного контроллинга – создание управления достижением текущих целей организации, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. Его основными контролируемыми показателями являются: рентабельность капитала; производительность; степень ликвидности. Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. Среди основных задач анализа в системе оперативного контроллинга можно выделить: систематическое выявление уровня выполнения бюджетов, плановых показателей по центрам ответственности; определение и расчет влияния факторов изменения фактических показателей от запланированного уровня; систематизация позитивных и негативных причин отклонений; выработка экономически обоснованных вариантов корректирующих решений; своевременное предоставление управляющей системе полученной информации; разработка и реализация мероприятий по совершенствованию оперативного контроллинга на предприятии, повышению его эффективности. К объектам анализа оперативного контроллинга относятся: выполнение производственной программы; использование рабочего времени и персонала; расходы по оплате труда и материальному стимулированию работников; использование оборудования; обеспеченность производства материальными ресурсами; причины и виновники перерасхода материалов по центрам затрат (местам возникновения); состояние материальных запасов, незавершенного производства; качество труда исполнителей, причины и виновники брака продукции и работы; отклонения от норм по элементам затрат на производство; уровень переменных и постоянных затрат; многоступенчатая схема формирования сумм покрытий; состояние и использование оборотных средств; выполнение бюджета доходов и расходов и др. Охват анализом всего перечня перечисленных объектов – важнейшее условие достижения его комплексности. Комплексность в анализе позволяет при повседневном исследовании протекающих бизнес-процессов достаточно глубоко и всесторонне оценить изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, и найти оптимальный вариант корректирующих управленческих решений. Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что стратегический ориентирован на тенденции будущего, а оперативный, напротив, «смотрит» в настоящее. Кроме того, можно выделить следующие различия: · стратегический контроллинг ориентирован на потенциал (производственные мощности, материальные, трудовые ресурсы и т.д.), а оперативный контроллинг - на конкретный результат (например, повышение производительности труда, увеличение прибыли, снижение затрат и т.д.); · контроль предпосылок, успеха и результата имеет различное значение для обоих направлений контроллинга. Для текущего контроллинга это, например, производство продукции с целью получения прибыли от ее реализации, для стратегического – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления взаимодействия с окружающей средой; · объекты планирования и контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом они не идентичны (например, прибыль для текущего контроллинга – это объект планирования и контроля; для стратегического – объектами контроля будут освоения новых производств, состояние внутренней и внешней среды); · в оперативном контроллинге доминирует контроль со стороны (чаще всего со стороны отдела контроллинга), а в стратегическом – самоконтроль; · для текущего и стратегического контроллинга различны масштабы цели. Для текущего - это экономическая эффективность, рентабельность, производительность труда, для стратегического – обеспечение длительного существования организации. Оперативный и стратегический контроллинг – это не противостоящие, а взаимодополняющие элементы единой системы контроллинга в организации, которые тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализации функций менеджмента.
Инструменты контроллинга Для нахождения, выбора и формулировки стратегий разработано большое количество инструментов. Поэтому контроллер и другие лица, которые хотят поддерживать процесс разработки стратегии, должны обдумать, какие наборы методов и инструментов они хотят выбрать для своей организации. Стратегические инструменты используются, прежде всего, для выявления и улучшения будущих шансов и рисков организации, то есть для поиска, расширения и сохранения потенциала успеха. К стратегическим целям (потенциалам успеха) относятся: разработка новых продуктов и предложение новых услуг, создание новых и расширение имеющихся мощностей, внедрение новых технологий, обучение персонала, завоевание новых рынков, улучшение организационных структур, создание новых рынков сбыта и т.д. Инструментарий стратегического контроллинга достаточно разнообразен. К основным методам относятся следующие: портфельный анализ, анализ потенциала, кривая опыта, анализ сильных и слабых сторон, стратегические разрывы, разработка сценариев и др. Прежде чем приступить к выбору инструментов стратегического контроллинга, необходимо подробно проанализировать процесс стратегического управления в организации. Каждый из этапов стратегического процесса предполагает использование определенных аналитических инструментов и алгоритмов (табл. 13.1).
Таблица 13.1 - Модель стратегического процесса: этапы и инструменты
При помощи SWOT-анализа организация может выявить собственные сильные и слабые стороны, на базе которых будут разработаны новые стратегии. В рамках этих стратегий и должны быть устранены слабые стороны организации. SWOT-анализ также помогает выявлению потенциала успеха (возможностей) и угроз внешней среды. Многогранным инструментом в сфере стратегического менеджмента является портфолио-анализ. Портфельный анализ расширяет возможности стратегического планирования в организации. Этот метод предполагает анализ стратегий организации в долгосрочном плане. В концепции портфолио организация рассматривается как совокупность стратегических хозяйственных центров (СБЕ). На практике часто в качестве стратегических бизнес-единиц принимают продукты, продуктовые группы или наборы услуг. Стратегические бизнес-единицы действуют (позиционируются) в стратегических сегментах бизнеса (бизнес-сегментах, стратегических зонах хозяйствования). Организация состоит из отдельных стратегических сегментов бизнеса, которые анализируют с учетом их взаимовлияния. Различные стратегические бизнес-единицы с разными конкурентными позициями и различной привлекательностью рынка требуют различных стратегий. Путем образования стратегических бизнес-единиц должны создаваться независимо планируемые продуктовые группы, представляющие собой потенциал успеха организации. При образовании СБЕ у организации появляются следующие преимущества, повышающие ее конкурентоспособность: разгружаются руководители; делегируются специальным менеджерам ответственность и полномочия на управление СБЕ; развивается сотрудничество функциональных служб организации при принятии рыночных решений; повышается гибкость вследствие децентрализации продуктово-рыночных решений; усиливается мотивация менеджеров посредством привлечения их к разработке стратегий; повышается ответственность менеджеров за достижение запланированных результатов; сохраняются функциональные организационные формы; улучшаются планирование, контроль и регулирование на предприятии. Показатели рыночной доли и рыночного роста хорошо подходят в качестве критериев для анализа отдельных продуктовых групп организации. Портфельная матрица «доля рынка - рост рынка», более известная под названием матрицы «Бостонской консалтинговой группы» (матрицы БКГ), позволяет проводить простой анализ продуктов организации для разработки в последующем специфических стратегий. Матрица БКГ позволяет организации классифицировать каждое из своих СБЕ по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица выделяет четыре типа СБЕ: «звезды», «дойные коровы» (мешки с деньгами»), «трудные дети» («вопросительные знаки») и «собаки» и предполагает стратегии для каждого из них (рис. 13.1). При помощи портфельного анализа можно лучше и точнее решить вопрос об инвестициях при управлении финансами. Для портфельных категорий приведенной матрицы должны осуществляться следующие виды инвестиций: «звезды» – инвестиции в рационализацию; «вопросительные знаки»– инвестиции в расширение; «мешки с деньгами» – инвестиции в рационализацию; «бед-
Рис. 13.1 - Портфельная матрица «доля рынка – рост рынка»
ные собаки» – дезинвестиции. К аналитическим инструментам оперативного контроллинга относятся: план-факт-анализ, SWOT-анализ, метод расчета сумм покрытия, расчет точек безубыточности, АВС- и XYZ-анализ и их комбинация, анализ структуры объема заказов, анализ «узких» мест и другие инструменты анализа. Одной из важнейших задач контроллинга является управление прибылью организации, поэтому в фокусе внимания контроллинга находятся затраты: их виды, места возникновения и принципы управления ими. За размеры затрат отвечают руководители различных служб и подразделений. Поэтому важнейшими объектами контроллинга являются «затраты» и «центры ответственности». Выбор способа деления организации на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования: в каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов; в каждом центре должен быть ответственный; степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким; желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми; на центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать; поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы. Деление организации на центры ответственности и классификация затрат являются фундаментом для создания системы управленческого учета, представляющей собой важнейший элемент всей системы контроллинга. Зачастую само понятие контроллинга ассоциируется с понятием управленческого учета. Но это не совсем верно: основная задача управленческого учета – предоставление релевантной информации для приятия управленческих решений; функции контроллинга шире, они включают в себя не только управленческий учет, но и планирование, контроль, координацию, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Довольно часто система учета в организациях имеет следующие недостатки: ориентирована на бухгалтерию; не дает нужной информации; служит больше для последующего оправдания, чем для обоснования при принятии решений; расчет затрат занимает центральное место, в то время как расчету выручки уделяется мало внимания. Устранение этих недостатков возможно при преобразовании системы учета в ориентированную на управление систему учета, или в управленческий учет. В отличие от классической системы учета, последний включает также плановые и контрольные расчеты. На первом плане стоит поддержка руководства в принятии решений, а не документирование прошлого. Осуществление управленческого учёта осуществляется в следующей последовательности: определяются цели системы учета; выясняется вопрос о приемлемой системе расчета затрат и объемов производства. Рекомендуется применять четко структурированные методики; производится расчет инвестиций; осуществляется расчет экономической эффективности; исполняется финансовый расчет. Его целевым показателем является не «экономическая эффективность», а «ликвидность». Поэтому часто на практике финансовый расчет организационно отделен от контроллинга. На рассмотренных этапах выбираются и стандартизируются методы. В дальнейшем определяется входная информация, позволяющая методам «работать». Анализ существующих методов учета затрат показывает, что наиболее подходящими для целей контроллинга являются системы учета по плановой себестоимости (стандарт-костинг) в сочетании с различными вариантами учета по усеченной себестоимости, поскольку именно эти системы обеспечивают максимум информации для принятия управленческих решений. Использование вышеуказанных методов учета затрат не даст должного эффекта в управлении затратами, если в организации не будет создана система разработки бюджетов, которая позволит не только определить плановые затраты каждого подразделения, но и оценить выполнение плана. Обучение сотрудников завершает план работ. Управленческий учет можно сравнить с хорошо настроенным роялем, который будет бесполезным, если: он не обслуживается хорошим пианистом (контроллером); с его помощью создается музыка (информация), которую никто (руководство) не хочет слушать; он не вливается гармонично в оркестр и не действует согласованно с другими инструментами (планирование, контроль). Оперативный контроллинг опирается на систему бюджетов, позволяющую руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития организации и избежать кризисной ситуации. Бюджет – это выраженный в экономических показателях результат оперативного планирования, требующий действий и управления. Бюджет следует тенью за планированием – где планирование, там и бюджет. В основе бюджетирования лежат следующие принципы: целесогласования; приоритетности; причинности; ответственности; постоянства целей. Бюджет составляется с учетом большого количества предположений и сценариев будущего развития. Различные виды бюджета создаются для различных подразделений и видов деятельности. Они требуют различных форм, образа действия и предоставления результата. Исходным пунктом для бюджетирования является, как правило, план сбыта. Из него вытекают так называемые базовые планы и соответствующие им виды бюджета: производство, закупки, запасы, производственные мощности, персонал, инвестиции. Базовые планы и бюджеты служат основой для формирования планов по прибыли, финансам и ликвидности. Существуют различные подходы к разработке бюджетов: гибкие; фиксированные (от достигнутого («приростные»), анализом дополнительных вариантов, «с нуля»). При формировании бюджета подразделений желательно использовать бюджетирование «с нуля»: бюджет составляется не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий. Контроллер отвечает за процесс формирования бюджета. Он заботится о том, чтобы бюджет планировался систематически. Контроллер несет ответственность за подготовку и проведение процесса бюджетирования. Он следит, чтобы использовались единые методики и выдерживались временные рамки. Собственно планирование разделов бюджета проводит менеджер. Менеджер – не контроллер – несет ответственность за принятые решения: он определяет, какие цели, какими средствами и какими способами нужно достичь. Контроллер разрабатывает для менеджера способы и методы решений, заботится об их ясности для всех сотрудников организации. С точки зрения контроллера бюджет должен отвечать следующим требованиям: бюджет должен быть напряженным, но достижимым; право на существование имеет только действительный бюджет. Теневой или аварийный бюджет недопустимы. При нескольких бюджетах ни один не является правильным. бюджет является обобщающим планом в натуральных и денежных единицах; ответственный за бюджет должен принимать участие при его разработке для того, чтобы со всей ответственностью отнестись к составлению бюджета; бюджет является своеобразной инструкцией к записи по счетам. Он требует равенства планируемых и фактических данных; бюджет остается неизменным во время бюджетного периода. Одной из важных задач контроллинга деятельности организаций является расчет и анализ отклонений фактических результатов от значений, зафиксированных в бюджетах. Отклонения рассчитывают отдельно по каждому центру затрат и по каждой группе затрат. Различают следующие виды отклонений: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном разрезе. В задачу контроллера не входит тотальный анализ всех возникших отклонений. Необходимо выявить, является ли данное отклонение случайным или регулярным. В случае, если отклонение носит разовый характер и не играет значительной роли относительно достижения целевой прибыли, то выполнять анализ бессмысленно. Кроме этого, возникающие отклонения должны взвешиваться по определенным критериям: оценка по допустимым пределам; оценка отклонений по влиянию на прибыль. При анализе отклонений следует различать контролируемые и неконтролируемые причины. Как правило, неконтролируемые причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде. При выявлении причин отклонений следует использовать следующие методы анализа: регрессионный, корреляционный, факторный или кластерный. Контроллер должен не только определять значение и причину отклонения, но и вырабатывать рекомендации по его устранению (если оно нежелательно) или усилению (если оно благоприятно). Расчет отклонений используется не только для оценки текущей деятельности предприятия; он также может быть применен для анализа долгосрочных стратегических программ развития организации, связанных с инвестированием.
Прикладной контроллинг Следует отметить, что контроллинг охватывает все функциональные сферы деятельности: контроллинг закупок, контроллинг инвестиций, контроллинг инноваций, контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг производства, контроллинг финансов, контроллинг персонала, контроллинг знаний и т.д. В сферу деятельности контроллинга закупок входит организация и информационное обеспечение процесса приобретения производственных факторов. Контроллинг закупок призван предоставить подразделениям по закупкам всю информацию о закупаемых материалах, необходимую для принятия решений о покупке, а также определить верхний предел цен на покупаемые материалы. Далее, контроллинг закупок должен провести анализ того, какие материалы могут стать критическими для предприятия и какими мерами эти узкие места могут быть устранены. Контроллинг должен обеспечить руководство подразделения по закупкам информацией, чтобы оно оптимально закупало необходимые материалы в соответствии с потребностями предприятия. В обязанности контроллинга закупок входит также расчет эффективности работы подразделений по снабжению. К инструментам контроллинга закупок можно отнести: исследование рынков закупаемых товаров и анализ поставщиков; АВС-анализ; анализ возможных ситуаций прерывания процесса производства; определение верхних границ цен; контроль. Основная задача контроллинга инвестиций – это информационно-аналитическая поддержка руководства по достижению целей предприятия в сфере инвестиционной деятельности. К числу приоритетных направлений деятельности инвестиционного контроллинга следует отнести: планирование и координацию инвестиционной деятельности в рамках стратегического и оперативного планирования; организационное и методическое сопровождение процессов реализации инвестиций; контроль реализации инвестиций, включающий текущие проверочные расчеты эффективности, а также контроль бюджета инвестиционного проекта. Стратегический инвестиционный контроллинг должен помочь обеспечить использование будущих шансов при снижении рисков путем приспособления к изменениям в окружающем мире. Для этого необходимо сформулировать системную, согласующуюся с общим стратегическим планированием концепцию долгосрочного инвестиционного планирования. Важной задачей инвестиционного контроллинга является проведение подготовительных работ перед приобретением новых предприятий. Проводится предварительный отбор потенциальных кандидатов, определяется ранг предприятия и приемлемая цена приобретения. Для проведения подобных работ должны быть разработаны соответствующие методы. Перспективное и текущее планирование инвестиций должны быть согласованы со стратегическим и оперативным финансовым планированием. Контроллинг инвестиций поддерживает процесс принятия решений по выбору предпочтительных проектов на этапах поиска и оценки. В области контроля контроллинг инвестиций отвечает за создание целенаправленной системы контроля реализации проектов. Проводится текущий периодический контроль сроков поставки материальных ресурсов и текущих платежей, а также инвестиционных выплат. С помощью финансового плана проекта сравниваются фактические и плановые показатели инвестиционного бюджета. В ходе реализации инвестиционного проекта необходимо иметь информацию о том, достигаются ли поставленные цели. Задачей контроллинга является создание целеориентированной системы текущего контроля эффективности реализации инвестиций. Для оценки альтернативных инвестиционных проектов и выбора оптимального контроллинг должен предложить подходящую концепцию инвестиционных расчетов. В настоящее время известны следующие группы концепций инвестиционных расчетов: статические методы (сравнение издержек и результата, расчет стоимости машино-часа, сравнение уровней рентабельности, статическое сравнение сроков окупаемости); динамические методы (метод приведенной величины дохода, метод аннуитета, метод внутренней нормы доходности, метод динамического срока окупаемости); анализ рисков; функционально-стоимостной анализ. Контроллинг инноваций обеспечивает информационно-аналитическую поддержку руководителей в сфере управления нововведениями. Инновации, в особенности технологические и продуктовые, в наибольшей степени сопряжены с рисками значительными объемами инвестиций. Прежде всего, речь идет о следующих видах рисков: технические; временные, экономические (финансовые). Инновации в организации можно рассматривать как отдельные проекты, так как налицо все его признаки: инновации сопряжены с новизной, нерегулярностью, неопределенность; инновациям присущи риски, комплексность и слабая структурированность; инновации имеют четко выраженную цель, определены по содержанию, ограничены по времени реализации и направлены на изменения; бюджет инноваций ограничен; инновационный процесс можно расчленить по фазам с промежуточными целями и задачами. Для управления инновациями может быть использована методология «Project management” (управление проектами). Основная задача проект-контроллинга заключается в надзоре за ходом реализации проекта, контроле и информационной поддержке руководителя проекта для повышения эффективности управления проектом. Основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов. Контроллинг в области маркетинга участвует в процессах планирования, координации и контроля, связанных с рыночной активностью организации, идет ли речь об изменении сбытовой политики, либо выходе на новые рынки, либо расширении ассортимента продукции и услуг и т.д. В концепцию контроллинга маркетинга входит разработка методов и процедур планирования, учета и контроля результатов маркетинговых мероприятий, но не пути и методы их реализации. Различают задачи стратегического и оперативного контроллинга маркетинга. Стратегический контроллинг маркетинга включает в себя: информационную и методическую поддержку процессов стратегического планирования и контроля маркетинговых мероприятий; анализ стратегического портфолио; методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта; координацию стратегических планов. Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение следующих задач: формирование и контроль ценовой политики; формирование и контроль сбытовой политики; формирование и контроль коммуникационной политики. К основным инструментам контроллинга маркетинга можно отнести: GAP-анализ, анализ жизненного цикла, портфолио-анализ, расчет маржинальной прибыли, АВС-анализ и др. Задачей контроллинга логистики является текущий контроль экономичности процессов складирования и транспортировки материальных ресурсов. Контроллинг должен обеспечить руководство организации информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также проводить согласован
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.019 с.) |