Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведенческие аспекты контроляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поскольку основным объектом контроля является деятельность подчинённых, то при осуществлении контроля менеджер, в первую очередь, должен принимать во внимание особенности поведения людей. Дуглас МакГрегор, профессор Массачусетского технологического института, в своем главном труде «Человеческая сторона предприятия» характер контроля деятельности подчинённых связывает с их отношением к труду. По этому признаку он разделил подчинённых на две группы и, соответственно, описал два типа контроля, которые назвал «Теория Х» и «Теория Y». В соответствии с «Теорией Х», которая представляет собой традиционное видение управления и контроля, характер контроля деятельности людей Д. МакГрегор объясняет их врожденными пороками: · средний индивид обладает врожденной неприязнью к работе», поэтому «руководство должно неким образом совладать с врожденной человеческой склонностью уклоняться о работы; · поскольку люди не любят работать, необходимо принуждать, контролировать, направлять и запугивать большую их часть, что вынудит их внести свой посильный вклад в достижение целей организации», «заставить работать людей может лишь внешнее принуждение и контроль; · средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он страшится ответственности, не обладает особыми амбициями и ищет, прежде всего, защищенности. «Теория Х» фактически сводит человека к уровню животного: «Человек – это животное, постоянно испытывающее те или иные желания, - как только удовлетворяется одна из его нужд, ее место тут же занимает некая новая потребность. Этот процесс бесконечен. Он длится с рождения и до смерти. Человек постоянно пытается – работает, если хотите, - удовлетворить свои потребности …».[14] Основные положения «Теории Y», представляющей собой концепцию интеграции индивидуальных и организационных целей, в части обоснования характера контроля имеют следующие доводы: · расходование физических и психических сил в ходе работы столь же естественно, как игра или отдых», поэтому работа для среднего человека может представляться или источником удовлетворения или наказанием «в зависимости от подконтрольных ему условий; · внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами направления индивидуальных усилий в русло решения организационных задач; · работники, разделяющие организационные цели, проявляют самоуправление и самоконтроль, т.к. это «исполняет функцию вознаграждения, ассоциируясь с достижениями; · средний человек имеет склонности, при подходящих условиях, не только принимать, но и искать ответственности; · проявлять достаточно развитое воображение, изобретательность и творческие дарования при решении проблем организации обладает не узкий, но весьма и весьма широкий круг лиц.[15] Идея Д. МакГрегора широко используется в настоящее время в организациях, которые уделяют внимание формированию нового типа менеджеров-предпринимателей вместо менеджеров-администраторов. Если во главе организации стоит руководитель современного типа, который занимает активную позицию, развивает творчество у подчиненных ему людей, то отношения между руководством и подчиненными строятся на доверии, уважении и терпимости к неудачам, которые всегда могут иметь место в бизнесе, протекающем в условиях неопределенности и повышенного риска. Система контроля в таких организациях поддерживает высокую степень доверия к работникам. Контроль со стороны руководства ограничен и направлен на результаты. Предпочтение отдается самодисциплине и самоконтролю.[16] Руководитель в этом случае должен демонстрировать в своём поведении следующие качества: уважение к людям; терпимость и терпеливость; вежливость; знание основ психологии человека; принципиальность. При осуществлении контроля, выборе методов и средств менеджеру необходимо помнить о том, что у подчиненных, которые знают о контроле со стороны руководства и увязывают его с размерами вознаграждения и возможным наказанием, возникают далеко не всегда положительные эмоции, что может вызвать негативную ответную реакцию. Западные ученые называют такую реакцию поведением, ориентированным на контроль. Д.Р. Хемптон, Ч.Е. Саммер и Р.А. Уэббер отмечают следующую реакцию людей на контроль их поведения: «Сам факт измерения результатов влияет на поведение людей, работу которых обследуют. Когда начальство измеряет результаты работы подчиненных, оно тем самым включает цепочку познавательных и мотивационных эффектов. Подчиненные стремятся интерпретировать эти измерения как процессы, которые определяют важнейшие аспекты их работы. Они реагируют на это, пытаясь зафиксировать измерения на уровне, который подлежит вознаграждению».[17] Такая психология подчиненных ориентирует их не на достижение стратегической цели организации, а на внешнее проявление преданности компании и декларирование выполнения служебных обязанностей. Их интересы ограничены рамками инструкций и должностных обязанностей. Такие работники не способны на проявление инициативы и принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях. В целях снижения негативного влияния контроля деятельности подчиненного персонала практика менеджмента и ведущие ученые в этой области выработали достаточно простые, но эффективные рекомендации по организации контроля: · устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками: имеется ввиду, что должностные инструкции, планы и нормативы должны быть объективными, научно обоснованными – только такие стандарты большинство подчиненных воспринимают искренне и стремятся их выполнять; · устанавливайте двухсторонние отношения: это означает, что должностные инструкции, планы и нормативы должны быть обсуждены с подчиненными в целях их совершенствования и недопущения двусмысленных трактовок; · избегайте чрезмерного контроля: мелочный контроль вызывает раздражение подчиненных, снижает качество и производительность труда; · устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты: научно обоснованные планы и нормативы должны реальными и взаимоувязаны с мотивационными ожиданиями подчиненных – нереальные стандарты, как завышенные, так и ненапряженные, вызывают чувство несправедливости и падение мотивации к труду; · вознаграждайте за достижение стандарта - выполнение планов и нормативов и вознаграждение должны быть тесно взаимоувязаны.[18] В процессе организации контроля руководителю необходимо владеть современным инструментарием статистического контроля и эффективно использовать его (диаграмма Парето, диаграммы Ишикавы, диаграммы рассеивания, контрольные карты, гистограммы, стратификация и др.). Результаты контроля во многом зависят от личности конкретного менеджера, его профессионализма, практического опыта, умения работать с людьми, мобилизовать их на реализацию утвержденных стандартов, в конце концов - просто от наличия таланта управлять людьми. Руководитель, который хочет превратить контроль в действенный и эффективный инструмент управления подчиненным персоналом, должен, прежде всего, контролировать самого себя. Вышеизложенное позволяет предложить ряд следующих практических рекомендаций: · цель контроля заключается не в наказании провинившихся, а в достижении поставленных целей организации и плановых задач на каждом рабочем месте; · тотальный и мелочный контроль ведет к снижению инициативы подчинённых, к обратному делегированию и, в конце концов, порождает небрежность и ошибки («жираф большой – ему видней»); · скрытый контроль вызывает скрытое противодействие, а неэтичные методы контроля часто являются причинами нарушения дисциплины; · в процессе контроля за работой подчиненных не должно быть «избранных» подчиненных, особенно по признаку «преданности начальнику»: как правило, это ведёт к тому, что наиболее «преданные» в связи с недостаточным контролем за их деятельностью и делают самые непоправимые ошибки; · контроль входит в должностные обязанности руководителя и его отсутствие означает некомпетентность; · контроль должен быть объективным, честным и гласным; · ошибки подчиненных – это, в первую очередь, ошибки руководителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.011 с.) |