Понятие и основные типы организационных структур управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные типы организационных структур управления



 

Организационная структура управления отражает внутреннее строение управления. Для каждой организации существует своя организационная структура управления, отличная от других, которая придает ей неповторимость, уникальность и своеобразие. Конкретное выражение структура управления в организации находит: в схеме организационной структуры управления; штатном расписании и составе работников; документах организационного регламентирования. В организациях имеют место одновременно формальная и неформальная структуры. Формальная структура отражает официально установленное правовое положение каждого звена и работника в системе управления, официальные обязанности каждого работника в ней, определяемые соответствующими, распоряжениями руководителя и. т.д. Неформальная структура отражает отношения, выражающие цели и потребности, которые по определенным причинам не декларируются. Она в значительной мере основана на личных отношениях, симпатиях и. т. п.

В настоящее время существует два основных направления в подходах к определению организационной структуры управления: морфологический и функциональный. Первый сводится к тому, что структуру определяют через набор элементов, из которых она состоит: организационная структура управления - это совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. Функциональный подход рассматривает структуру не столько с точки зрения составляющих ее элементов, сколько рассматривает взаимодействие между ними, ведущими к образованию целого. Ведь именно в связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы. Под организационной структурой управления здесь понимается совокупность устойчивых, упорядоченных связей по управлению между различными звеньями управления, обусловленных разделением труда в организации и обеспечивающих её целостность. Познание интегративных свойств структуры имеет основополагающее значение при изучении системных объектов. В этой связи функциональный подход представляется более продуктивным и репрезентативным.

Организационная структура управления по вертикали расчленяется на ступени управления, по горизонтали – на звенья управления.

Под ступенью управления понимается совокупность звеньев управления, находящихся на определенном уровне иерархии, отражающей последовательность их подчинения сверху вниз. В качестве звеньев управления в организациях выступают все организационно обособленные подразделения. Выделяют следующие основные звенья управления: коллегиальные (собрания, советы, комиссии, правления и т.п.); линейные (дирекция, администрация цеха, отделения, руководство бригадой и т.п.); функциональные (отделы, службы специалистов по управлению); производственные (цеха, отделения, бригады, др.). Характеристиками звеньев управления как элементов организационной структуры являются: центральность, заменимость, адаптивность.

Центральность отражает степень зависимости других звеньев управления от функционирования и развития данного звена. Как правило, она проявляется в заинтересованности всей организации в выживании данного организационного подразделения.

Заменимость подразумевает наличие альтернативы для отдельного звена управления, определенный уровень ущерба для эффективности функционирования и развития организации при его ликвидации.

Адаптивность означает способность звена управления в условиях неопределенности адекватно реагировать на различные изменения внутренней и внешней среды организации.

Организационная структура управления, в широком смысле, представляет собой устойчивые формы коммуникаций. Выделяются два вида формальных связей: связи субординации, подчинения и горизонтальные, характеризующие отношения организационно связанных между собой звеньев одного уровня. В свою очередь вертикальные связи подразделяются на линейные и функциональные, а горизонтальные – на кооперационные, координационные, договорные, консультационные и методические.

Линейные (административные) связи устанавливают обязательное подчинение нижестоящих звеньев управления вышестоящим по всем вопросам, решаемым вышестоящим звеном управления.

Функциональные связи определяют подчиненность звеньями управления по иерархии структуры в рамках определенного вида работ или одной функции управления.

Кооперационные связи возникают в результате разделения труда и специализации производства для обеспечения совместных действий работников в процессе производства и управления им.

Координационные связи – это связи, обусловленные разделением труда, расчленением организации на отдельные подразделения в соответствии с выполняемыми задачами и вытекающей из этого необходимостью согласования деятельности различных подразделений и работников для достижения целей организации.

Договорные связи – это связи соглашения нескольких субъектов об установлении, изменении или прекращении гражданских либо хозяйственных прав и обязанностей.

Консультационные связи – это связи, обусловленные усложнением решаемых вопросов и необходимостью их разрешения специалистами.

Методические связи – это связи по специальным вопросам, характерные для деятельности функциональных служб, особенно экономической и бухгалтерской по отношению к техническим, технологическим и хозяйственным службам.

Горизонтальные и вертикальные связи взаимообусловлены. Вертикальные как бы задают то, что должны делать горизонтальные. Вместе с тем горизонтальные связи определяют реализацию вертикально заданных параметров. Так, приказ или распоряжение вышестоящего начальника выполняется через всю горизонталь подчиненных ему людей. Но качество его реализации всецело определяется порядком, который царит среди исполнителей. В своем единстве действие горизонтальных и вертикальных связей во многом обеспечивает меру упорядоченности организации.

Следует отметить, что в отдельных случаях кооперационные, координационные, договорные, консультационные и методические связи могут возникать и между иерархически расположенными звеньями управления.

Общие, присущие всем целостным объектам сущностные свойства внутреннего строения и связей элементов, имеющие устойчивый и повторяющийся характер, отражают законы структуры. Законы структуры универсальны. Их действию подчиняется структура любой системы.

Все системы по своему внутреннему устройству подчинены закону субординации. Он показывает на иерархичность, главенство, как определенных элементов структуры, так и связей и отношений между ними. Сущность закона субординации сводится к установлению порядка в связях и отношениях компонентов, последовательности их взаимодействия, передачи информации и обмена энергией. Он характеризует вертикальные связи системы и определяет зависимости между более главными и менее главными ее компонентами. В организациях он проявляется в отношениях между начальниками и подчиненными, отражая складывающийся между ними комплекс зависимостей.

Законом структуры систем является закон координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта. Его основное предназначение состоит в согласовании и приведении в соответствие действия всех связей и отношений, имеющих место в системе. Отображая взаимодействия составных частей объекта в пространстве, он характеризует его в горизонтальной плоскости.

К закону координации близко примыкает закон совместимости элементов системы. Его смысл состоит в согласованности и взаимодополняемости функционирования разнородных и разнопорядковых элементов. Благодаря совместимости обеспечивается стабильность функционирования всей системы. Совместимость элементов целостного образования проявляет себя двояким образом. С одной стороны, она означает совместимость элементов между собой, а с другой совместимость элементов с целым. Любое её нарушение приводит к сбоям функционирования системы или ее гибели.

Важным законом структуры является закон специализации элементов системы. Каждый элемент выполняет строго определенные функции и операции. Действие одного из элементов затрагивает другой элемент. Единичный элемент в этом случае выступает как относительно самостоятельный, но в то же время являющийся причиной движения всей цепочки связей и отношений, имеющихся в системе. Изъятие из системы любого из них приводит к нарушению функционирования всех элементов и вызывает глубокие изменения в качественных характеристиках объекта.

Суть закона строго определенной пространственно-временной расположенности компонентов системы заключается в том, что все части целого расположены в заданном для них порядке и последовательности в конкретные временные промежутки. Этим обеспечивается пространственно-временная локализация систем.

Организационные структуры управления классифицируют по ряду критериев.

1. Наиболее распространенной является классификация организационных структур управления, отражающая характер соподчиненности работников и звеньев управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. Производными от данных организационных структур являются линейно-штабные структуры.

2. Рассматривается деление организационных структур управления по признаку ступенчатости: двух-; трех-; четырех ступенчатости, смешанные.

3. По взаимодействию с внешней средой выделяются механические и органические организационные структуры. Предполагается, что механические структуры спроектированы наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. Она характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. Организация с такими характеристиками может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Термин «органический» как бы придает организационной структуре качества живого организма. Структура характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

4. По взаимодействию с человеком выделяют индивидуалистские и корпоративные организационные структуры. Различие между ними порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Главным субъектом в корпоративной организации является сама организация. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый приматом целей организационных над индивидуальными. Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организационной структуры. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях - это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации.

5. В зависимости от особенностей организационного построения звеньев управления выделяют три наиболее известных типа организационных структур: традиционный, дивизиональный или отделенческий и матричный.

Традиционная организационная структура является комбинацией линейной и функциональной департаментизации. Такая структура создаёт возможность для оптимального разделения управленческого труда. С точки зрения взаимодействия с внешней средой, традиционные схемы во многом строились на механистическом подходе к организационному проектированию.

 

 

 

Рис. 11.2 - Традиционная организационная структура управления

 

Сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений способствовало образованию дивизиональных (отделенческих) организационных структур. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли. В целом дивизиональная организационная структура позволяет организации продолжать свой рост и эффективно осуществлять управ­ление разными видами деятельности и на разных рынках. Руководи­тели производственных отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории осуществляют деятельность по руководству. Этим создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество. Вместе с тем, может проявляться избыток согласования, дублирование решений

 

Рис. 11.3 - Дивизиональная организационная структура управления

Матричная организационная структура характеризуется наличием связей непосредственного подчинения как по вертикали, так и по горизонтали. Матричная департаментизация всегда является комбинацией двух организационных альтернатив, обычно - функциональной и продуктовой (проектной). Таким образом, появляются две формальные схемы структур в матричной организации. Основной задачей руководства в этих условиях становится поддержание баланса между двумя центрами руководства.

.

 

Рис. 11.4 - Матричная организационная структура управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.024 с.)