ТОП 10:

Понятие, сущность и классификация функций управления.



 

Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные, обособленные виды деятельности, обладающие единством цели, характера выполненных работ и операций. Как отмечают О.С. Виханский и А.И. Наумов: «Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь чётко выраженное содержание, разработанный процесс её осуществления и определённую структуру, в рамках которой завершается её организационное обособление»[1] (рис. 9.1).

 

Рис. 9.1 - Связь характеристик видов деятельности и критериев существования функций управления

 

Функции управления могут быть подразделены на составные части: работы, операции, элементы, которые столь же необходимы, как и сама функция. Для выполнения существующих функций создается аппарат управления. Аппарат управления представляет собою систему взаимосвязанных звеньев и отдельных работников, наделенных соответствующими обязанностями и правами для реализации поставленных целей. На основе состава и объема работ по функциям управления определяется состав звеньев управления и численность работников в них, разрабатываются документы организационного регламентирования.

Функции управления отличаются многообразными формами проявлениями и содержания, что обуславливает их классификацию по многим признакам.

Основополагающее значение имеет классификация функций, отражающая содержание цикла управления, его стадии: планирование; организация; мотивация; контроль.[2] Эти функции называются общими (основными). Они составляют процесс управления, который является динамичным, цикличным комплексом, который в литературе по менеджменту называют циклом менеджмента (рис. 9.2).

 

Рис. 9.2 - Цикл менеджмента

 

Планирование – это научно обоснованное установление темпов развития через систему количественных и качественных показателей. Планирование включает формулировку целей, намерений, определение общих направлений развития, составление планов. Планирование является важнейшей функцией в системе менеджмента и важнейшим инструментом реализации целей организации. Теорией и практикой управления создана система планирования в организации, объединяющая централизованное планирование в масштабе всей организации, планирование по отраслям, подразделениям и видам деятельности. По продолжительности планового периода различают оперативное, тактическое и стратегическое планирование.

Функция организации призвана обеспечить реализацию поставленных целей путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия. Функции организации обеспечивают заданное течение производственного процесса и выполнение всех функций в соответствии с программой.

Мотивация представляет собой комплекс условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека и направляющих его деятельность. Развитие мотивирования в теории и практике менеджмента в ретроспективе шло от предложения соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия до осознания, что внутреннее побуждение к действиям является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Функция мотивации является важнейшей в руководстве людьми в организациях в демократическом обществе

Функция контроля связана с непрерывным наблюдением, анализом, оценкой достижения поставленных целей и составлением на этой основе планов в следующем цикле управления. Сущность контроля проявляется в трех основных аспектах: установление параметров контроля; измерение и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; корректировке отклонений от первоначального плана путем его пересмотра.

Цикл менеджмента применим на различных уровнях менеджмента в организации (рис. 9.3).

 

Операционный уровень организации
Тактический уровень организации
Стратегический уровень организации

 

Рис. 9.3 - Циклы менеджмента в организации

 

По принадлежности к видам хозяйственной деятельности функции управления выделяют в связи со схемой кругооборота промышленного капитала[3], в соответствии, с которым отношение имеет место в трех стадиях: Д-Т (закупки необходимых средств производства); производство (соединение их с трудом); Т-Д – (реализация готовой продукции).

Первая стадия (подготовительная) условно делится на три этапа: технико-технологическая, экономическая и социальная подготовка производства. Выделяются конкретные для данной стадии производства функции управления: маркетингом; технической и технологической подготовкой производства; технико-экономическим планированием; материально-техническим снабжением; организацией оплаты труда; персоналом.

На стадии собственно производства непосредственное воздействие на процесс труда сочетается со вспомогательно-обслуживающей деятельностью. Все процессы этой стадии можно разделить на экономические и технические.

К функциям управления, благодаря которым определяется рациональность экономических процессов, относятся: управление организацией труда; управление производством, оперативное управление. На этой стадии выполняется частично материально-техническое снабжение, а также учет живого и общественного труда в денежной форме.

Технические процессы представляют собой виды производственного действия, посредством которых создается материальный продукт. К ним относятся: технологическое, ремонтное, тракторное, энергетическое обслуживание, производственная связь, капитальное и текущее строительство. Соответственно выделяются и конкретные функции.

На третьей стадии осуществляется реализация готового продукта. В соответствии с этим выделяются функции управления сбытом продукции.

Указанные функции характеризуют специализированное (функциональное) управление. Они обуславливаются конкретными стадиями процесса воспроизводства. Однако, для того чтобы обеспечить выполнение производственной программы, необходимо скоординировать действия этих функций, что достигается функциями линейного управления.

К функциям линейного управления относятся: общее руководство; управление финансовыми ресурсами и планово экономической деятельностью; управление бухгалтерским учетом и отчетностью; управление охраной труда и техникой безопасности, обеспечение прав предприятия и его работников (юридическое обслуживание).

С точки зрения технического обслуживания линейного и специализированного управления выделяются функции управления хозяйственным, культурно-бытовым обслуживанием, безопасностью и общим делопроизводством.

В указанных функциях отражается специфика управления в сфере производства. Определив состав функций можно описать содержание работ и операций по каждой из них, определить численность управленческих работников. Следовательно, классификация функций является основой формализации управленческого труда путем его унификации и стандартизации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.007 с.)