Реализация функций управления в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация функций управления в организации



Функция управления является, прежде всего, научной категорией. В хозяйственной практике современной России при заключении трудового договора или контракта на занятие вакантной должности руководителя или специалиста, выполняемые функции управления находят своё выражение в трудовой функции - обязанностях, правах и ответственности работников управления.

Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетентности, называется должностью. Любая должность в организации имеет своё наименование, которое отражает содержание и характер работы и фиксируется в штатном расписании. Это наименование состоит из базового элемента и дополнительных сведений о сфере деятельности, её содержании, месте и времени осуществления. Например: «бухгалтер-ревизор»; «заведующий отделом стандартизации»; «начальник смены». Организация вправе самостоятельно определять наименования должностей. Однако, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям связано предоставление льгот или наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждённых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Трудовая функция работника определяется с учётом специальности, квалификации и должности, которые оговариваются при заключении трудового договора. Так же, как и место работы, трудовая функция остается, как правило, неизменной на все время действия трудового договора. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. В установленной законом стабильности трудовой функции находит выражение принцип определённости трудовой функции. Принцип определённости трудовой функции следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: во-первых, как определённость поручаемой работы (обязанностей) и, во-вторых, как определённость места её применения.

Достигнутое при заключении трудового договора соглашение о трудовой функции предопределяет комплекс прав и обязанностей работника, поскольку законодательство связывает с ней продолжительность рабочего времени, отпусков, размер оплаты труда, различного рода льготы и преимущества. Должностные обязанности служащих, как составная часть трудовой функции, описаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Поэтому трудовая функция служащего при заключении трудового может быть определена, например, следующим образом: экономист по финансовой работе, начальник финансового отдела и т.д.

Должностные права являющиеся важнейшим ресурсом выполнения возложенных на менеджера обязанностей. Должностные права могут рассматриваться в объективном и субъективном смысле. Права в объективном смысле – это законодательные и нормативные акты, которые регламентируют деятельность менеджмера; права в субъективном смысле – это конкретные возможности, требования и притязания, которые возникают на основе и в пределах этих законодательных и нормативных актов. Таким образом, права в субъективном смысле – это гарантированная действующим законодательством и нормативными актами организации мера возможных действий менеджера, важнейший элемент его должностного статуса, который определяет его место и роль в управлении организацией.

Должностной статус менеджера представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей, прав и ответственности. Он, прежде всего, характеризуется сферой деятельности, определяемой границами объекта управления, на состояние, функционирование или использование которого этот менеджер может оказать влияние.

Ответственность - такая же объективная необходимость при реализации функций управления, как обязанности и права. Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. При этом под обязательством понимается то, что от менеджера ожидается выполнение конкретных обязанностей, когда он занимает определенную должность в ор­ганизации. Ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Ответственность связана с самостоятельностью. Когда решения принимаются единолично, то на него ложится и вся ответственность. При этом ответственность девальвируется в группе. Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности менеджера является ответственность за бездействие. Он должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, что он не сделал, хотя и должен был сделать.

Ответственность может рассматриваться в двух аспектах - негативном (ретроспективном) и позитивном (проспективном). Для нормального функционирования организации важны оба эти аспекта. Первый предполагает ответст­венность за уже совершенные действия или бездействия, повлекшие ущерб для организации. Такая ответственность - форма принудительного ли­шения человека определенных благ, применение к виновному предусмотренных зако­ном и (или) нормативными актами организации санкций. Под позитивным аспектом ответственности подразумевается ответст­венность за надлежащее исполнение своих функций, обязанностей, по­рученного дела, за добросовестное поведение, ответственность перед обществом, государством, коллективом, семьей, окружающими. Позитивная ответственность отражает не что иное, как чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания.

Позитивная ответственность менеджера предшествует негативной; последняя наступает лишь тогда, когда не срабатывает первая. Оба аспекта должностной ответственности тесно взаимосвязаны, гак как выступают разновидностями единой должностной ответствен­ности личности и играют важную роль в обеспечении эффективности функционирования и устойчивого развития организации.

Ответственность может быть различных видов. Различают административную, уголовную, дисциплинарную, имущественную, материальную, гражданскую, нравственную ответственность.

Административная ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях к организациям за совершенные административные правонарушения.

Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершение преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в виде уголовного наказания, мера которого определяется судом.

Имущественная ответственность – это юридическая обязанность субъекта, виновного в причинении вреда или убытков, возместить или компенсировать ущерб, нанесенный собственнику либо законному владельцу имущества.

Материальная ответственность – самостоятельный вид ответственности, возлагаемый на правонарушителя. Основаниями её применения признаются вред, ущерб или убытки, причинённые виновным субъектом, которые приводят к обязанности виновного компенсировать ущерб в установленных законодательством размерах.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении обязательных для всех работников правил поведения, определенных в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителям установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера: возмещение убытков; уплата неустойки; возмещение вреда.

Нравственная (моральная) ответственность – добровольно взятое или предписываемое обществом (коллективом, руководителем, другой личностью) обязательство выполнять определенные нравственные нормы, получившие идейное обоснование. Наступает в форме духовного воздействия (общественные оценки, одобрение, осуждение).

Все виды ответственности имеют общие черты. Это выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступления для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды ответственности по воспитанию нарушителей, наличие определенного процессуального характера применения санкций и нормативно-правовой базы.

Ответственность – это форма объективной зависимости людей и коллективов друг от друга в условиях общественного разделения труда. В системе управления на основе анализа необходимо каждый узел сотрудничества увязать с интересами определенного субъекта. Для каждого субъекта необходимо создать условия (экономические, юридические и др.) деятельности, которые, с одной сто­роны, обеспечивали бы отождествление его интересов с целями сотрудничества и, с другой — позволили эффек­тивно (действенно) управлять данным сотрудничеством. При этом согласование деятельности смежных субъектов осно­вывается на сбалансированности их прав и обязаннос­тей. Это должно происходить как по горизонтальным, так и вертикальным линиям взаимосвязей.

По горизонтали стыкуется деятельность независимых, равноправных субъектов хозяйственного процесса. Эффективное со­трудничество здесь дол­жен обеспечить вышестоящий менеджер на следующем уровне управления.

По вертикали стыкуется деятельность связанных иерархией подчинения субъектов. Основной задачей вы­шестоящего субъекта управления должно быть не диспетчерское управление деятельностью нижестоящих субъектов, а создание усло­вий работы подчиненных, обеспечивающих, с одной стороны, соответствие их деятельности общим интересам всей совокупности и, с другой стороны, свободную реализацию узких интересов каждого субъекта в рамках созданных условий.

Эффективный механизм реализации ответственности и, следовательно, согласования альтернатив действия отдельных субъектов характеризуется комплексностью, системностью и действенностью.

Комплексность означает, что системой ответствен­ности охвачены все субъекты и стороны (узлы, элемен­ты) сотрудничества. Если оставить вне рассмотрения от­дельные элементы (субъекты, стороны) сотрудничества, то это повлечет с собой несогласованные действия дан­ных элементов и сделает результат сотрудничества не­предсказуемым.

Системность механизма реализации ответственности означает, что его составляющие части в местах стыков­ки интересов отдельных субъектов должны представлять интересы всей системы и балансировать частные стрем­ления. Системность механизма реализации ответственности означает также оптимальные размеры и сбалансирован­ные соотношения стимулов или санкций. Размер ответ­ственности определяется экономической оценкой последствий отклонения по конечным результатам сотрудни­чества.

Санкции за нежелательные отклонения и стимулы за положительные изменения должны соответствовать ко­нечному эффекту изменения сотрудничества. Данное требование обеспечит оптимальные соотношения отдельных целей сотрудничества. Если штрафы или премии превы­шают экономически оптимальные размеры или их со­отношения не сбалансированы, то они выводят интере­сы работников и (или) субъектов хозяйствования из обоснованного равно­весия.

Действенность механизма реализации ответственнос­ти означает, во-первых, что стимулы и санкции должны доходить до каждого отдельного человека, участвующе­го в процессе сотрудничества и оказывающего влияние на его результаты. Во-вторых, влияние стимулов и санк­ций должно быть со стороны субъектов хозяйствования познано как требующее учета при формировании своей деятельности (выбора альтернатив действия). Действенность является предпосылкой достижения комплексности и системности механизма реализации ответственности: все комплексные и системные связи должны быть действенными.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое функция управления?

2. Какие критерии могут быть положены в основу классификации функций управления?

3. Раскройте сущность и содержание основных функций управления.

4. Перечислите основные конкретные функции управления.

5. Дайте определение должности и трудовой функции.

6. Раскройте значение и содержание обязанностей, прав и ответственности менеджера.

 

Глава 10. Разработка и реализация перспективных и текущих планов

10.1 Сущность и содержание планирования

 

В условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям, интеграции экономики возрастает объективная необходимость планирования. Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определения средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития (рис. 10.1).

 

 

Рис. 10.1 - Концепция и определение планирования

 

Основной целью планирования является реализованное событие. Основной задачей - выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Формулировка проблемы, принятие планового решения, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

Планирование в условиях рыночных отношений имеет следующие характеристики.

1. Планирование – это всегда предварительное принятие решений, направленное на достижение определенных результатов в перспективе.

2. Система планирования должна быть гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям, как объекта управления, так и внешней среды.

3. Процесс планирования всегда направлен на достижение желаемого состояния и предполагает как предотвращение ошибочных действий, так и сокращение числа неиспользованных возможностей.

4. Роль планирования не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

Менеджеры при формировании, обосновании и организации разработки плановых документов должны руководствоваться определёнными принципами планирования (табл. 10.1).

 

Таблица 10.1 - Характеристика принципов планирования

Принцип планирования Содержание
Научность Плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий, достижений НТП и других наук.
Единство (системность) В процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.
Участие Участником плановой деятельности становится каждый член организации, независимо от должности и выполняемых функций (планирование, основанное на данном принципе, называют партисипативным).
Непрерывность Процесс планирования должен осуществляться постоянно, в связи с неопределенностью внешней среды, изменениями в самом объекте планирования, что делает необходимым постоянную корректировку планов. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.
Гибкость (адаптивность) Предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям, как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.
Точность (адекватность) План должен составляться с заданной степенью точности, адекватной неопределенности внешней среды. Это означает, что планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности экономического субъекта.
Комплексность В процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.
Оптимальность Означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.
Ограниченность ресурсных возможностей Ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.
Преемственность стратегического и текущего планов Означает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегических планов. Краткосрочные планы более детализированы (число плановых показателей в краткосрочных планах больше, чем в планах стратегических). Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы.
Социальная ориентация Предусматривает решение, наряду с техническими, технологическими, экономическими проблемами, проблем обеспечения соответствия международным требованиям экологии, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также социального развития коллектива.
Ранжирование объектов планирования Необходимо осуществлять упорядочивание объектов планирования по важности для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, в случае направления ресурсов на повышение конкурентоспособности, приоритет имеет продукт, имеющий наибольшую долю в производственной программе предприятия, при прочих равных условиях.
Согласованность Согласованность плана с параметрами внешней среды достигается с помощью анализа динамики этих параметров и исследования их влияния на плановые показатели.
Вариантность Обеспечивается разработкой не менее трех вариантов достижения одной и той же цели и выбором оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами.
Сбалансированность Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по основным сферам деятельности субъекта хозяйствования. Предусматривается создание резерва по важнейшим показателям.
Экономическая обоснованность Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация систем планирования Принцип, требующий применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, ее единство и изменения по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу лицу, принимающему решение.
Обеспечение обратной связи Предполагает возможность лица-потребителя планов («выход» системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработчику.

 

Процесс планирования состоит из четырёх этапов(табл. 10.2).

 

Таблица 10.2 - Характеристика этапов процесса планирования

Этап Стадия Процедура планирования
  Определение цели планирования Цели планирования – решающий фактор при выборе форм и методов планирования. Осуществляют как разработку общих целей, так и определение конкретных, детализированных целей на заданный период.
Формулирование и анализ проблемы Определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
  Поиск альтернатив Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации выбираются наиболее приемлемые.
Прогнозирование Формируется представление о развитии планируемой ситуации.
Оценка Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
  Принятие планового решения Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
  Реализация и контроль достижения поставленных целей Проводится сопоставление плановых показателей с фактическими и осуществляется корректировка целей.

 

В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных вида планирования.

1. Реактивизм (ориентация на прошлое). План формируется, исходя из достигнутых в прошлом результатов. Процедура планирования идет по схеме снизу вверх, а руководство и управление этим процессом – сверху вниз. Достоинства данного подхода: учет прошлого опыта, преемственность, сохранение традиций.

2. Инактивизм (ориентация на настоящее). При разработке планов стремятся сохранять существующее положение дел на как можно более продолжительный период времени. Негативная сторона данного подхода – отсутствие инноваций, неспособность приспосабливаться к изменениям среды, ограничение самостоятельности и творческого потенциала персонала.

3. Преактивизм (ориентация на будущее). Планирование заключается в прогнозировании будущего и подготовке к нему. Достоинства преактивного подхода к планированию: стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования; максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования. Недостатки – слабое использование накопленного опыта; чрезмерное увлечение методами исследования будущего.

4. Интерактивизм (ориентация на взаимодействие). Методология планирования основана на «проектирование» желаемого будущего и изыскании путей его построения. Здесь, в отличие от преактивизма, будущее считается не фатумом, а продуктом созидательной деятельности. Поэтому такое планирование сосредоточивается на повышении результативности, его цель – максимизировать свою способность обучаться и развиваться. Интерактивное планирование основано на таких основополагающих принципах, как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция.

Результатом процесса планирования является план. План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам. Планы имеют конкретные числовые параметры (плановые показатели), отражающие конечные цели социально-экономического развития хозяйствующего субъекта, промежуточные результаты и затраты ресурсов для их достижения. Выделяют следующие группы плановых показателей: утверждаемые, индикативные (рекомендуемые) и расчетные; интегральные и индивидуальные;количественные и качественные; натуральные и стоимостные; абсолютные и относительные.

В практической деятельности используются различные виды планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени. При осуществлении процесса планирования должны определяться долгосрочные цели, затем – среднесрочные и краткосрочные, необходимые для достижения целей долгосрочных. Наличие лишь одного (перспективного или оперативного и др.) плана в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности планирования в целом. Наиболее разумным является применение всей системы планов, различающихся по своим срокам и целям. Все виды планов должны быть скоординированы и непротиворечивы. Приоритет имеют стратегические и более долгосрочные планы.

По целевой направленности планов выделяют оперативное, тактическое и стратегическое планирование. Оперативное планирование предполагает выбор средств решения задач, которые поставлены, заданы или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для организации, например, распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Тактическое планирование предусматривает планирование отдельных операций, направленных на достижение стратегических целей и определение ресурсов для их реализации; осуществляется в краткосрочном и среднесрочном периоде времени. Это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей (стратегическое планирование определяет, что должно быть сделано). Стратегическое планирование – особый вид плановой деятельности, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

По методам реализации планы могут подразделяться на директивные и индикативные. Директивныепланы предназначаются для безусловного исполнения, например, планы для производственных подразделений предприятия. Индикативныепланы представляют собой ориентиры экономического развития и экономической политики. Экономические индикаторы планов могут варьироваться в зависимости от условий.

По времени упреждения(глубине планирования – промежуток времени в будущем, на который разрабатывается план)выделяют долгосрочное (более 5 лет) среднесрочное планирование (1–5 лет) и краткосрочное планирование (до 1 года) планирование.

Важную роль в разработке и обосновании планов играют методы планирования. Методы планирования это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. Методы планирования подразделяются на три основные группы (рис. 10.1).

 

 

Рис. 3.1 - Методы планирования

 

Методы предплановых исследований, используются на прогнозно-аналитической стадии планирования. Общие методы предплановых исследований определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. Конкретные методы предплановых исследований называют методами получения и анализа исходной плановой информации.

Балансовый метод в планировании означает, что план производства продукта, ресурса, организации в целом обосновывается составлением балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей. В общей системе экономических балансов выделяются балансы материальные, трудовые и финансовые.

Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения науки и важнейшие цели развития экономики.

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений, сущность которого в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта.

В процессе обоснования, разработки и контроля над ходом реализации плановых документов широко используются математические методы, позволяющие повысить научную обоснованность и оптимизацию планов использованием в планировании экономико-математических моделей и вычислительной техники.

В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разработки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы; при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования. Соотношение между различными методами разработки планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед организацией, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей.

 

Стратегическое управление

 

Возрастающая сложность социально-экономических систем, скорость изменений, в первую очередь во внешней среде функционирования экономических субъектов обусловливают возникновение и практическое использование методологии стратегического управления.

Стратегическое управление представляет собой процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством установления взаимодействия организации с её внешним окружением и создания, таким образом, конкурентных преимуществ. Основой построения системы стратегического управления являются рынок, информация и персонал. Стратегическое управление обеспечивает организации выживание в долгосрочной перспективе путём постоянного осуществления изменений. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации – это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения. Это, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем в конкурентной борьбе. Это не детальный план, а скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента.

Методологическую основу стратегического управления составляет стратегическое планирование. Стратегическое планирование представляет собой комплексную систему, которая базируется на прогнозировании внешней окружающей среды и выработке способов и методов адаптации организации к ее постоянным изменениям. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе. Для стратегического планирования характерны следующие особенности: основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства организации, проводимых ежегодно; годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана; за стратегическое планирование отвечают плановый отдел организации и отделы в ее стратегических хозяйственных подразделениях (основные организационные элементы, обеспечивающие реализацию стратегического плана, имеющие конкретную ориентацию, точный целевой рынок, одного из руководителей предприятия во главе, контроль над своими ресурсами, собственную стратегию, четко обозначенных конкурентов и явное отличительное преимущество).

Главная задача стратегического планирования заключается в обеспечении гибкости и нововведений в деятельности организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, и формирование стратегической организационной культуры.

Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы.

Адаптация к внешней среде представляет собой действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с её окружением..

Координация и регулирование хозяйственных процессов. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри организации с учетом её сильных и слабых сторон. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является важнейшим фактором планирования.

Стратегическая организационная культура предполагает систематическое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля управления, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Стратегическое планирование имеет свою технологию и реализуется последовательно по этапам: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.

Анализ среды обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий, позволяющих организации выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды.

Формирование миссии и установление целей организации приводят к тому, что становится ясно, для чего она функционирует и к чему стремится.

На этапе выбора стратегии принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Определение стратегии – это сколько составление плана действий, принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п. По форме стратегия – это разновидность управленческих документов, представленных в виде графиков, таблиц, описаний. По содержанию – модель действий, инструмент достижения целей организации. Выделяют базовые стратегии, отражающие подходы к росту предприятия и связанные с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение организации внутри отрасли, технология (табл. 10.3).

 

Таблица 10.3 - Характеристика стратегий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.076 с.)