Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимальная заработная плата

Поиск

 

Практика регулирования (корректировки) заработной платы в рыночных условиях предполагает установление минимальной заработной платы (МЗП), которая является базой для формирования заработной платы всех категорий работников с учетом низшей границы стоимости рабочей силы. Кроме того, она рассматривается как определенная социальная гарантия снижения уровня бедности трудящихся, испытывающих трудности на рынке труда, и поддержания их покупательной способности. В России она используется как нормативная величина для расчетов минимальных размеров выплат, не связанных с трудовой деятельностью (пособий, стипендий и др.), определения штрафов, государственных пошлин и сборов; сумм, подлежащих дифференцированному налогообложению и т.п. Например, при расчетах подоходного налога с физических лиц в сумму дохода, подлежащего налогообложению, не включается размер минимальной заработной платы.

Минимальная заработная плата может устанавливаться как законодательно (США, Франция, Испания, Нидерланды), так и в процессе переговоров между работодателем и профсоюзами при заключении тарифных соглашений или коллективных договоров (Бельгия, Греция)[31].

В статье 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации законодательно устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Причем в соответствии с Законом «О минимальном размере оплаты труда» (1992) предусматривался ежеквартальный его пересмотр. В реальной действительности такой пересмотр все же происходит крайне нерегулярно. Так, например, в течение достаточно длительного периода с июля 1994 г. по апрель 1995 г. минимальная заработная плата не пересматривалась и составляла 20 тыс. 500 рублей (неденоминированных).

Проблема состоит в обоснованности размера минимальной заработной платы. Например, в августе 1999 г. размер минимальной заработной платы составлял 83 руб. 49 коп. Существует несколько подходов к определению минимального уровня заработной платы. Так, например, в США определяется федеральный минимум заработной платы. Его величина составляет от 40 до 50% средней заработной платы, выплачиваемой рабочим обрабатывающей промышленности.

Наиболее известный и широко распространенный подход к определению минимальной заработной платы предполагает в качестве основы использование социальных нормативов, характеризующих уровень жизни.

Важнейшими социальными нормативами являются потребительские бюджеты населения. В систему потребительских бюджетов входят нормативные, минимальные, средние, рациональные, прогнозные и др. потребительские бюджеты.

Для определения минимальной заработной платы имеет значение минимальный потребительский бюджет, который устанавливает минимально необходимый уровень и структуру потребления материальных благ и услуг, следовательно, и размер доходов, в том числе заработной платы (пенсий, стипендий, пособий).

Существуют два вида минимального потребительского бюджета: прожиточный минимум и социальный (общественный) минимум, которые отличаются стандартами потребления.

Прожиточный минимум [32] - это стандарт потребления материальных благ и услуг, объем и структура которого являются достаточными для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека.

Социальный (общественный) минимум - это стандарт более высокого потребления по сравнению с прожиточным минимумом, который обеспечивает удовлетворение на минимальном уровне всех потребностей, ставших на данном этапе развития общества массовой потребностью.

В мировой науке и практике применяются два основных метода определения прожиточного минимума - нормативный и статистический.

Согласно первому - прожиточный минимум трактуется как абсолютная величина, которая характеризует неизменный объем потребительских благ для удовлетворения минимальных стандартов существования и измеряется путем экспертных оценок основных потребностей для разных социально-демографических групп населения. Реалистичность данного подхода зависит от того, насколько достоверно определен минимальный набор средств существования.

При втором методе прожиточный минимум рассматривается как относительная величина и определяется в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния, изменений жизненных стандартов, определяемых уровнем средней статистической характеристикой дохода. Для этого необходим анализ доходов и потребления населения и их сравнение с общим средним уровнем жизни. В этом случае прожиточный минимум периодически пересматривается вслед за ростом средних доходов. Во многих странах применяется комбинированный метод, объединяющий оба эти подхода.

В России с 1 января 1998 г. действует Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», где определены величина, состав, целевое назначение и источники финансирования для обеспечения прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально в стоимостном выражении на основе данных о потребительских ценах и определяется в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособные граждане, пенсионеры, дети, мужчины, женщины и т.п.).

Прожиточные минимумы для всего населения, трудоспособного населения, для детей и пенсионеров приведены в табл. 2.

Таблица 2

1999 г., месяц Все население (руб. в месяц) В том числе:
    Трудоспособное население пенсионеры дети
I        
II        
III        
I кварт.        

 

В его состав включаются продукты питания, непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы. Так, доля «продовольственной корзины» в прожиточном минимуме составляет 68,3%, непродовольственных товаров – 19,1 %, услуг – 7,4 %, налогов – 5,2 %. Состав прожиточного минимума зависит от природно-климатических условий, национальных традиций и особенностей потребления различных социально-демографических групп населения.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для характеристики уровня жизни населения
и разработки социальной политики, различных социальных программ, а также для обоснования на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, трудовых пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом после консультаций с профсоюзами и объединениями работодателей в соотношении с прожиточным минимумом для соответствующих социально-демографических групп населения, исходя из реальных экономических возможностей.

Финансирование минимального размера оплаты труда производится для работников предприятий и организаций бюджетных отраслей за счет ассигнований соответствующих бюджетов, а для работников других предприятий и организаций за счет собственных финансовых средств.

В настоящее время в России не сложились благоприятные условия для определения минимальных размеров оплаты труда
и пенсий на уровне прожиточного минимума, поскольку с учетом темпов роста потребительских цен, например, в 1994 г. для этого потребовалось бы дополнительно в расчете на месяц 6-7 трлн. руб. из федерального бюджета. По мере экономической стабилизации, предполагается поэтапно приблизить минимальную оплату труда к величине прожиточного минимума.

Данные, приведенные в таблице 3, показывают какую часть минимальная заработная плата составляет от прожиточного минимума.


Таблица 3

Соотношение среднемесячной заработной платы,
минимальной заработной платы и прожиточного минимума трудоспособного населения [33]

  Год Месяц
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
К прожиточному минимуму:   - среднемесячная заработная плата (раз)   - минимальная зарплата (%)           2,4 1,62 1,96 2,13 1,36       2,5 1,55 1,94 2,09 1,32       2,6 1,64 1,84 2,20 1,45       2,8 1,64 1,80 2,14 1,42       2,6 1,68 1,93 2,14 1,43       2,6 1,74 1,94 2,29 1,44       2,4 1,81 1,98 2,25 1,45       2.4 1.8 1,98 2,08 1,48       2.5 1.96 2,0 1,79 1,47       2.5 1.96 2,08 1,74           2.4 1.9 2,1 1,67           2.9 2.0 2,1 1,84      

2.6.3. Номинальная и реальная заработная плата.
Методы корректировки заработной платы при росте цен

Различают два вида заработной платы - номинальную
и реальную. Номинальная заработная плата представляет собой заработную плату, выраженную в денежной форме.
Так, например, в апреле 1999 г. номинальная среднемесячная заработная плата одного работника составляла 1370 руб. Если бы цены на товары и услуги оставались постоянными, то динамика номинальной заработной платы указывала бы на увеличение или уменьшение реального объема приобретаемых благ. Но цены
в рыночной экономике подвергаются значительным колебаниям. В результате этого одна и та же величина номинальной заработной платы в разные периоды времени и в разных условиях выражает различный объем жизненных средств, на которые она может быть обменена на рынке. Это явление отражает реальная заработная плата. Реальная заработная плата - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести при данном уровне цен. Реальная заработная плата прямо пропорциональна изменению номинальной заработной платы и обратно пропорциональна изменению цен на товары, входящие в «потребительскую корзину». Так, например, номинальная средняя заработная плата
в апреле 1999 г. возросла по сравнению с апрелем 1998 г. на 31%, за этот же период индекс потребительских цен увеличился в 2,1 раза, а реальная заработная плата составила 61,5% к апрелю 1998 г.

При росте цен разрыв между номинальной и реальной заработной платой можно компенсировать, используя для этих целей методы корректировки номинальной заработной платы (и других видов доходов населения). Основные из них - индексация, фиксированное компенсационное повышение заработной платы, адаптация фиксированных доходов.

Индексация как метод корректировки заработной платы основан на изменении номинальной заработной платы по мере изменения индекса цен на товары и услуги. Основными элементами механизма индексации являются: индекс цен, степень компенсации дохода, периодичность.

В одних случаях берется общий национальный индекс цен, в других - локальный индекс цен, который, как известно, в большей мере отражает уровень стоимости жизни, сложившейся в том или ином регионе. Общие национальные и локальные индексы потребительских цен рассчитываются на фиксированный набор товаров и услуг («потребительскую корзину»), состав которого периодически пересматривается. Общие национальные и локальные индексы дополняются частными индексами стоимости жизни для определенных социально-демографических групп населения.

По степени компенсации заработной платы индексация может быть полной или частичной. Более широкое применение в мировой практике имеет частичная компенсация, а также комбинация полной и частичной индексации. В одних случаях заработная плата может индексироваться лишь в части, которая соответствует гарантированному минимуму, в других - минимум или другая фиксированная часть заработной платы (доля в процентах к заработной плате) компенсируется полностью, а остальная часть - лишь на какой-то процент роста цен (или в фиксированной сумме). Возможна индексация, которая проводится в соответствии со средним ожидаемым ростом цен на товары и услуги.

В странах с развитыми партнерскими отношениями между наемными работниками и работодателями в сфере труда корректировка номинальной заработной платы методом индексации проводится на коллективно-договорной основе в форме соглашений на уровне фирмы (отрасли). При этом действует особый механизм индексации заработной платы - «скользящая шкала», суть которой заключается в том, что основные тарифные ставки заработной платы автоматически пересматриваются
в зависимости от динамики официально принятого индекса цен (показателя изменения цен за определенный период времени).
Основанием для пересмотра ставок заработной платы служит так называемый «порог», то есть заранее устанавливаемый уровень цен, при достижении которого заработная плата повышается.

Применение «скользящей шкалы» предусматривает также либо единый процент пересчета заработной платы для всех категорий работников и всех секторов экономики, либо дифференцированный процент пересчета заработной платы в зависимости от сектора экономики и категории работников. Очевидно, что использование единой «стоимости» процентного пункта индекса цен приводит к эрозии дифференциации заработной платы, искажает реальные пропорции в оплате труда различных категорий занятых. С тем чтобы при осуществлении индексации заработной платы как меры социальной защиты не разрушить до конца стимулы к достижению лучших результатов труда, выполнению более квалифицированной работы, обеспечению занятости на интенсивных участках производства и т.п., применяется дифференцированный процент пересчета заработной платы.

В мировой практике, как правило, используется в среднем 65-70%-ный уровень компенсации, а минимальные доходы компенсируются почти полностью. Так, в Болгарии некоторое время применялась дифференцированная система индексации заработной платы: минимальная заработная плата подлежала 100%-ной компенсации; заработная плата в размере трех минимальных - 60%-ной; заработная плата в размере 4-4,5 минимальных - не более чем 20%-ной компенсации. В Румынии применяется система дифференцированных компенсаций в зависимости от размера и вида дохода, определяемых ежеквартально на базе ожидаемого роста прожиточного минимума.

В Законе РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (1991) предусматривается определенный порядок индексации, который заключается в следующем. Полностью индексируется первая часть дохода, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, т.е. на индекс цен. Следующие полторы величины минимальной оплаты труда увеличиваются на 50% индекса цен. Законом определено, что фиксированные законодательством доходы индексируются при темпах ежемесячного роста потребительских цен, превышающих 6%. Это так называемый “порог”, с которого начинается индексация заработной платы[34].

В настоящее время индексация как метод корректировки номинальных доходов подвергается критике западными и отечественными экспертами. Очевидно, что применение индексации заработной платы направлено прежде всего на поддержание жизненного уровня работников в условиях инфляционного роста цен. Индексацию номинальной заработной платы следует рассматривать как меру социальной защиты, которая носит компенсационный характер, однако не может в полной мере решить проблему резкого падения уровня доходов. В то же время индексация заработной платы таит в себе ряд отрицательных моментов. Прежде всего, она существенно ослабляет стимулирующую функцию заработной платы и, как правило, ведет к демотивации трудовой деятельности, которая проявляется в снижении производительности труда.

При использовании индексации частично утрачивается наиболее важный рычаг кадровой политики - дифференцированное воздействие на материальные интересы работников. Тем самым ослабляется воздействие заработной платы на рациональное использование способностей работников, затрудняется внесение необходимых изменений в оплату труда, исходя из требований развития производства. Заработная плата выходит из-под контроля не только на уровне предприятия, но и отрасли.

Общей для многих промышленно развитых стран с начала 80-х годов стала политика дерегулирования рынка труда
и переход на принципы гибкой заработной платы,
которая на уровне предприятия проявляется двояко в зависимости от индивидуальных качеств и заслуг работников (индивидуализация заработной платы), а также от результатов деятельности предприятия.

Таким образом, индексация утратила гарантированный, автоматический характер, прибавки стали предоставляться только в случае достижения определенных производственных результатов и прежде всего повышения эффективности производства в отрасли или на предприятии. В настоящее время индексация применяется в небольшой группе стран, причем ее границы практически сужаются до рамок строго адресной социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения в формах: выплаты гарантированного минимального дохода после проверки нуждаемости; периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий, минимальных ставок заработной платы и т.д. По данным МОТ, в США 40% коллективных соглашений, ранее содержавших положение о «скользящей шкале» заработной платы, теперь ее не имеют. Существенно снизилась степень компенсации потерь от инфляции (до 40-50% роста цен). Во Франции «скользящая шкала» постепенно упраздняется, ее место занимает политика заработной платы, основанная на том, чтобы уравнять рост фонда заработной платы, исчисляемый с учетом индивидуализации заработка, с ростом производительности труда.

В практике регулирования заработной платы применяется также фиксированное компенсационное повышение заработной платы (и других видов доходов).

Первый опыт фиксированной компенсации всех видов доходов в России связан с единовременным повышением цен в апреле 1991 г. В централизованном порядке была повышена заработная плата работников науки, народного образования, здравоохранения, культуры, а также некоторых других отраслей. Компенсационное повышение оплаты труда в отраслях материального производства происходило за счет средств самих предприятий, а в непроизводственной сфере - за счет бюджета.

В первом полугодии 1991 г. рост цен по сравнению с декабрем 1990 г. был компенсирован увеличением дохода на 80%. Во втором квартале рост денежных доходов населения превысил на 5% дополнительные затраты населения на приобретение товаров
и услуг по новым ценам. Компенсационные выплаты составили более 84% дополнительных затрат населения, вызванных ростом цен на товары и услуги. При этом надо отметить, что физический объем покупок и услуг после апреля 1991 г. снизился. Компенсация всем на уровне удорожания прожиточного минимума привела к резкому сокращению дифференциации доходов. Ее коэффициент по заработной плате сократился с 3,3 до 2,2, а по доходам на душу населения - с 3,2 до 2,4. Единовременная фиксированная компенсация (1991) заработной платы на некоторое время смягчила удар первой волны свободных цен по жизненному уровню населения.

Последующая индексация доходов в России привела сначала
к стремительному развитию уравнительности, а затем резкой дифференциации и поляризации доходов населения. Сравнительно быстро были разрушены сложившиеся пропорции между оплатой разных видов труда, а также соотношения между средней заработной платой и средней пенсией, стипендией и пособиями. Пенсии увеличились в среднем в 35 раз, а доходы работников бюджетных отраслей - в 24 раза.

Кроме индексации и фиксированного компенсационного повышения заработной платы для корректировки номинальных доходов может применяется метод адаптации фиксированных доходов [35].

Адаптация - как постоянная мера поддержания соотношений в уровне доходов разных слоев населения, не допускающая относительного обнищания лиц с фиксированными заработками и доходами (пенсионеры, студенты) при повышении заработков основной массы занятых и росте жизненных стандартов в обществе.

Поскольку оплата труда на частных, кооперативных, акционерных и других предприятиях и в отдельных отраслях экономики не регулируется государством (оно определяет рост зарплаты только в госсекторе), то темпы роста средней заработной платы неизбежно подстегиваются как ростом цен на продукцию этих предприятий и производств, так и общими темпами инфляции.

Метод адаптации фиксированных доходов предполагает периодическое повышение заработков занятых в бюджетных организациях, а также пенсий, стипендий и пособий на процент роста средней заработной платы. Этот метод позволяет сохранить сложившиеся соотношения в доходах различных социальных групп населения и тем самым не допускает уравнительности. В отличие от индексации метод адаптации фиксированных доходов не только сохраняет реальное содержание доходов, но
и обеспечивает их повышение в том случае, если темп роста средней заработной платы, как основной показатель изменения фиксированных доходов, будет выше темпа инфляционного роста цен. Если же рост средней номинальной заработной платы будет ниже темпа роста цен и, следовательно, реальные доходы снизятся, то это снижение в той же пропорции затронет население в целом.

В арсенале средств, направленных на регулирование заработной платы, определенное место занимает проводившаяся во многих странах мира «политика доходов».

В разных странах «политика доходов» трактуется и проявляется по-разному, но в любом случае она включает различные элементы контроля государства за уровнем оплаты труда и доходов предпринимателей, а также прямое воздействие на изменение распределения национального дохода (вплоть до семей и предприятий) наряду с косвенным воздействием через бюджетную, налоговую и кредитно-денежную политику. Существуют различные типы «политики доходов». Основные из них заключаются:

- в замораживании цен и заработной платы на короткий срок для разрешения острого кризиса и своего рода отсрочки для выработки долгосрочных мер;

- в использовании налоговых санкций по отношению к работодателю, или наемному работнику, если оплата труда превышает установленную норму;

- в действии «социального контракта» в качестве официального правительственного курса, который предполагает установление главных ориентиров или норм труда и оплаты, а также контроля за их осуществлением.

Например, в Великобритании в 1975-1978 гг. действовал «социальный контракт», согласно которому профсоюзы соглашались на временный отказ от повышения номинальной заработной платы, которое могло бы опережать рост стоимости жизни, а работодатели шли на некоторое сдерживание роста цен.

Суть «политики доходов», применяемой в США, состояла в ограничении темпов роста номинальной заработной платы и цен путем установления определенных пределов допустимого их повышения. «Политика доходов» опиралась на такие элементы, как правительственные «ориентиры» допустимого роста заработной платы, с одной стороны, и «ориентиры» роста цен - с другой. Ориентиры представляют собой набор показателей для определения цен и заработной платы.

Основной «ориентир» в установлении заработной платы состоит в том, что ставки номинальной заработной платы во всех отраслях должны были бы увеличиваться в соответствии с ростом уровня производительности труда во всей экономике в целом. В основе применения этого «ориентира» лежит следующая зависимость: прирост удельных трудозатрат (т.е. издержки труда на единицу выпуска) приблизительно тождествен разнице между приростом номинальных ставок заработной платы и увеличением производительности труда. Тогда согласно выбранному «ориентиру» приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, будут по своему характеру неинфляционными, т.е. удельные издержки работодателей на работников останутся без изменений и у них как производителей не будет стимулов к повышению цен. Очевидно также, что в некоторых отраслях рост производительности труда будет превосходить, а в некоторых отставать от общего или среднего прироста производительности в целом. И в тех отраслях, где производительность повышается медленнее, чем в целом в экономике, удельные издержки на рабочую силу возрастут, и они окажутся в менее выгодных условиях.

Основной «ориентир» в установлении цен заключается в необходимости изменения цен таким образом, чтобы они могли компенсировать изменения удельных издержек на рабочую силу. Это означает, что в тех отраслях, где темп роста производительности труда равен среднему по экономике в целом, цены остаются также практически без изменения. В тех отраслях, где производительность труда растет более медленными темпами, чем
в среднем по народному хозяйству, цены на товары и услуги могут увеличиваться настолько, чтобы покрыть возникший рост удельных издержек на рабочую силу.

Выводы

 
 


1. Номинальная заработная плата представляет собой заработную плату, выраженную в денежной форме.

2. Реальная заработная плата представляет собой количество товаров и услуг, которое работник может приобрести на свою денежную заработную плату.

3. В острых кризисных ситуациях требуется корректировка номинальной заработной платы с тем, чтобы компенсировать снижение реальной заработной платы.

4. Масштабы, методы и формы корректировки заработной платы и других видов доходов различаются по странам и учитывают особенности социально-экономического, политического и исторического развития.

5. В практике регулирования заработной платы в рыночной экономике используются разные методы: установление минимальной заработной платы, правительственные «ориентиры», налоговая система и т.п.

6. Организация оплаты труда на предприятиях преследует цель соблюдения пропорций в заработной плате путем изменения размеров тарифных ставок и окладов в зависимости от экономической конъюнктуры, социальных и политических условий.

7. В странах рыночной экономики для дифференциации заработной платы применяются различные тарифные системы.

8. Для увязки результатов труда с заработной платой используются повременная и сдельная заработная плата и различные их системы.

9. В условиях перехода к рыночной экономике главное назначение минимальной заработной платы состоит в защите интересов трудящихся с низким уровнем оплаты труда, испытывающих трудности на рынке труда.

10. Минимальная заработная плата устанавливается на основе прожиточного минимума.

11. Дифференциация заработной платы объясняется различиями в уровнях квалификации и способностях отдельных групп работников, условиях труда, отклонениями от условий конкуренции (ограниченная мобильность работников).

Понятия и термины

Заработная плата Номинальная заработная плата Реальная заработная плата Индексация заработной платы «Скользящая шкала» Полная индексация заработной платы Частичная индексация заработной платы Правительственные «ориентиры» Тарифная система Тарифно-квалификационный справочник Тарифная сетка Тарифная ставка Тарифный коэффициент Тарифный разряд Диапазон тарифной сетки Единая тарифная сетка Повременная заработная плата Сдельная заработная плата Коллективная система заработной платы Индивидуальная заработная плата Минимальная заработная плата Система потребительских бюджетов Прожиточный минимум Социальный (общественный) прожиточный минимум

Вопросы и задания

1. Объясните, что такое заработная плата.

2. Расскажите, как устанавливается уровень средней заработной платы на рынке труда.

3. Раскройте содержание номинальной и реальной заработной платы.

4. Объясните, что такое минимальная заработная плата и какое значение она имеет.

5. Объясните, как определяется минимальная заработная плата.

6. Расскажите о системе потребительских бюджетов.

7. Объясните, что такое прожиточный минимум.

8. Объясните, как связаны между собой прожиточный минимум и минимальная заработная плата.

9. Расскажите о методах корректировки заработной платы при росте цен.

10. Расскажите о применении «скользящей шкалы» при индексации заработной платы.

11. Раскройте содержание повременной оплаты труда.

12. Раскройте содержание сдельной оплаты труда.

13. Объясните, что такое тарифная система и каково ее значение.

14. Объясните, в чем сходство и в чем различие в системах оплаты труда работников бюджетных отраслей (непроизвод-ственная сфера) и отраслей производственной сферы.

15. Расскажите о государственном регулировании заработной платы.

16. Назовите основные причины, которые вызывают дифференциацию в оплате труда.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.012 с.)