Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В истории развития общества можно выделить два этапа индустриального развития. Один связан с появлением и развитием машинного производства, другой - с автоматизацией и компьютеризацией.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало машинному производству положил промышленный переворот конца ХVIII в. Главным содержанием этого поворотного этапа стало распространение поточно-конвейерных форм организации труда на основе использования машин, что привело, с одной стороны, к колоссальному росту производительности труда и насыщению рынка товарами сложившегося массового спроса, а с другой - к расчленению трудовых функций человека на узкоспециализированные операции, обеднению содержания труда, отупляющей монотонности трудовых процессов. Применение машин позволило передать функции физического труда человека (энергетическую и перемещающую) технике, Однако на этой стадии развитие производства все еще мало зависело от качественных характеристик рабочей силы. Оно преимущественно опиралось на экстенсивные факторы - привлечение дополнительных ресурсов. В составе занятых доля квалифицированных рабочих и специалистов была невелика, и соответственно потребность в среднем и особенно высшем образовании - незначительна. Наука делала только первые шаги навстречу производству. Естественно, что в таких условиях многие потенциальные возможности человека оставались невостребованными, поскольку поточно-конвейерное производство обходилось без серьезной подготовки работника. В то же время развитие машинного производства явилось предпосылкой для перехода к новому этапу индустриального развития, основу которого составляют процессы автоматизации, а затем электронизации и компьютеризации экономики, что, в свою очередь, подготавливает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Большинство развитых стран находится на этапе становления именно такого общества[8]. Переход к автоматизации производства в корне изменил представление о роли и значении человеческого фактора. Если при машинном производстве показателями экономического развития являются преимущественно количественные характеристики ма- териального производства, то при автоматизированном производстве приобретают значение интенсивные факторы развития, определяющие структурные сдвиги, которые невозможны, в свою очередь, без качественного совершенствования человеческого фактора и создания соответствующих условий для его развития. В этом коренное различие между двумя этапами индустриального развития. На первый взгляд может показаться, что насыщение производства принципиально новыми средствами и видами энергии, постоянное обновление машинной техники еще более современной, в том числе автоматизированной, непрерывный рост фондовооруженности труда и т.д. отводят живому труду второстепенную роль, а в качестве основного фактора развития экономики выдвигается овеществленный труд. На самом деле постоянное обновление технических средств и применение современной технологии стало возможным прежде всего благодаря развитию самого человека, его способности к творческой деятельности и использованию научных открытий при совершенствовании технико-технологического базиса. А это, в свою очередь, обусловлено опережающим развитием такой сферы человеческой деятельности, как наука, где разрабатываются и создаются образцы новой техники и технологии, усилением ее связей с производством. В автоматизированном производстве, функционирующем Таким образом, развитие науки и техники изменяют соотношение между физическим и умственным трудом в пользу последнего, происходит интеллектуализация труда. О развитии этого процесса в нашей стране можно судить по данным переписей населения 1979 и 1989 гг. За этот период доля занятых умственным трудом увеличилась с 29,7 до 33,5%, а доля занятых физическим - упала с 70,3 до 66,5%. В то же время в США Интеллектуализация труда тесно связана с процессом гуманизации труда, который означает развитие производительных сил на основе изменений технологического способа производства и связанного с ним возрастания роли и значения человека на производстве. Положение человека изменяется таким образом, что он не только не утрачивает своих ведущих позиций, но и, наоборот, благодаря квалификации и образованию укрепляет их и расширяет свое влияние. Образование способствует развитию экономической и социальной активности человека, обуславливает специфические связи и отношения между людьми, а также индивидом и обществом Объективным требованием НТР становится опережающее развитие человека. Рост квалификации наряду с укреплением здоровья нации приобретают характер ключевых ресурсов современного производства. Тенденция опережающего развития человека по отношению Одной из особенностей развития образовательного потенциала России является опережающее его «накопление» по сравнению с возможностями использования в соответствии с требованиями производства. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в период 70-80-х годов. Работники со специальным образованием использовались в трудовой деятельности недостаточно рационально. Часть специалистов с высшим и средним образованием трудилась на рабочих местах, значительная доля тех, кто оканчивал вузы Проявлением возрастания роли человека на производстве является также рост и совершенствование непроизводственной сферы, основным назначением которой является развитие и формирование профессионально подготовленного к жизни человека, поддержание его здоровья, организация отдыха и т.д. Развитие этой сферы становится показателем качественного совершенствования человека, его духовных и физических возможностей. В развитых странах непроизводственная сфера по показателю численности занятых существенно превосходит производственную. В России также идет увеличение доли работников этой сферы, но основная масса труда все еще сосредоточена в производственных отраслях: в 1992 г. на материальное производство приходилось 70,6% занятых и 29,4% - на непроизводственные отрасли, в 1998 г. соответственно - 65,1 и 34,9%. Особое значение среди отраслей непроизводственной сферы приобретают - наука, образование, здравоохранение. Общая мировая тенденция состоит в росте специалистов, занятых в этих областях экономической деятельности, что является отражением того факта, что экономика развитых стран все более ориентируется не только на удовлетворение материальных потребностей, но и потребностей, связанных с развитием человека и сохранением его здоровья. Для России, в которой в настоящее время престиж многих из этих сфер существенно снизился вследствие глубокого и всестороннего кризиса в стране, характерен отток занятых здесь работников или в лучшем случае поддержание занятости на прежнем уровне. Так, в науке и научном обслуживании за период с 1992 по 1998 г. число занятых сократилось с 2,3 млн. до 1,4 млн. человек; образование, культура и искусство уменьшили свою численность незначительно - с 7,5 млн. до 7,4 млн. человек. На пороге ХХI века неприемлема упрощенная оценка воздействия НТР на человека, акцентирующая внимание только на возрастании его роли на производстве, освобождении от тяжелого физического труда и т.п. Научно-технический прогресс, рационализация производства, внедрение новейших методов организации труда, неся в себе объективно прогрессивные тенденции развития производительных сил, одновременно с этим существенно усложняют социальные, экономические и экологические проблемы, вызывают различного рода проявления дегуманизации труда (отчуждение труда, снижение квалификации, сокращение демократических прав и свобод и др.), противоречия и нестабильность развития (безработица, инфляция, периодически возникающие кризисы, загрязнение окружающей среды и т.п.). Для России переходного периода особое значение имеет осуществление целенаправленного воздействия на различные направления НТП с целью сохранения уже ранее достигнутого уровня и одновременного продвижения вперед, следуя логике развития НТР, изменения положения человека не только на производстве, но и в обществе, создавая тем самым условия для формирования социально-экономических предпосылок для более прогрессивного развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.013 с.) |