Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В истории развития общества можно выделить два этапа индустриального развития. Один связан с появлением и развитием машинного производства, другой - с автоматизацией и компьютеризацией.

Поиск

Начало машинному производству положил промышленный переворот конца ХVIII в. Главным содержанием этого поворотного этапа стало распространение поточно-конвейерных форм организации труда на основе использования машин, что привело, с одной стороны, к колоссальному росту производительности труда и насыщению рынка товарами сложившегося массового спроса, а с другой - к расчленению трудовых функций человека на узкоспециализированные операции, обеднению содержания труда, отупляющей монотонности трудовых процессов. Применение машин позволило передать функции физического труда человека (энергетическую и перемещающую) технике,
а технологическую функцию осуществлять при помощи машин и механизмов. В результате этого труд людей был облегчен и многократно возросла его производительность. Кроме того, уже в машинном производстве, на стадии комплексной механизации труда впервые появляются новые, более сложные функции по обслуживанию машин и, соответственно, новые профессии: наладчик, настройщик, электрослесарь и др., - труд которых хотя и является ручным, но требует высокой квалификации, специальной подготовки в объеме среднего специального образования, а в ряде случаев - высшего.

Однако на этой стадии развитие производства все еще мало зависело от качественных характеристик рабочей силы. Оно преимущественно опиралось на экстенсивные факторы - привлечение дополнительных ресурсов. В составе занятых доля квалифицированных рабочих и специалистов была невелика, и соответственно потребность в среднем и особенно высшем образовании - незначительна. Наука делала только первые шаги навстречу производству. Естественно, что в таких условиях многие потенциальные возможности человека оставались невостребованными, поскольку поточно-конвейерное производство обходилось без серьезной подготовки работника.

В то же время развитие машинного производства явилось предпосылкой для перехода к новому этапу индустриального развития, основу которого составляют процессы автоматизации, а затем электронизации и компьютеризации экономики, что, в свою очередь, подготавливает переход к постиндустриальному, информационному обществу. Большинство развитых стран находится на этапе становления именно такого общества[8].

Переход к автоматизации производства в корне изменил представление о роли и значении человеческого фактора. Если при машинном производстве показателями экономического развития являются преимущественно количественные характеристики ма-


териального производства, то при автоматизированном производстве приобретают значение интенсивные факторы развития, определяющие структурные сдвиги, которые невозможны, в свою очередь, без качественного совершенствования человеческого фактора и создания соответствующих условий для его развития. В этом коренное различие между двумя этапами индустриального развития.

На первый взгляд может показаться, что насыщение производства принципиально новыми средствами и видами энергии, постоянное обновление машинной техники еще более современной, в том числе автоматизированной, непрерывный рост фондовооруженности труда и т.д. отводят живому труду второстепенную роль, а в качестве основного фактора развития экономики выдвигается овеществленный труд. На самом деле постоянное обновление технических средств и применение современной технологии стало возможным прежде всего благодаря развитию самого человека, его способности к творческой деятельности и использованию научных открытий при совершенствовании технико-технологического базиса. А это, в свою очередь, обусловлено опережающим развитием такой сферы человеческой деятельности, как наука, где разрабатываются и создаются образцы новой техники и технологии, усилением ее связей с производством.

В автоматизированном производстве, функционирующем
с использованием вычислительных машин и другого информационного оборудования, к технике переходит практически полностью технологическая функция. Это не только многократно повышает производительность труда и, следовательно, сокращает спрос на выполняющих эти функции работников, но и принципиально изменяет содержание труда рабочего, его роль и место
в трудовом процессе. Поскольку функции непосредственного управления орудиями труда переходят к ЭВМ, то за человеком главным образом остаются функции общего контроля и принятия стратегических решений, а также функции обслуживания достаточно сложной техники. Эти функции представляют собой нестандартный процесс, требующий единства физических и умственных усилий, поскольку непосредственно на производстве многократно возрастает как объем, так и сложность средств производства, находящихся под контролем отдельного рабочего. Кроме того, в автоматизированном производстве по сравнению
с машинным неизмеримо выше потери в случае нарушения технологического режима и других погрешностей по вине рабочего. Это объясняется как высокой стоимостью оборудования, так
и спецификой технологического процесса, когда нарушение на одном участке производства приводит к остановке всего производственного комплекса или когда такие нарушения представляют опасность для жизни общества (например, атомные электростанции). Поэтому такие качества работника, как профессионализм и ответственность, способность быстро реагировать на нестандартную ситуацию, неукоснительно соблюдать дисциплину
и технику безопасности и т.п., определяют не только условия функционирования техники, но и сохранение своей и чужой жизни, становятся неотъемлемыми требованиями производства.

Таким образом, развитие науки и техники изменяют соотношение между физическим и умственным трудом в пользу последнего, происходит интеллектуализация труда.

О развитии этого процесса в нашей стране можно судить по данным переписей населения 1979 и 1989 гг. За этот период доля занятых умственным трудом увеличилась с 29,7 до 33,5%, а доля занятых физическим - упала с 70,3 до 66,5%. В то же время в США
к 1990 г. доля занятых преимущественно умственным трудом увеличилась почти до 57% по сравнению с 48% в 1970 г.

Интеллектуализация труда тесно связана с процессом гуманизации труда, который означает развитие производительных сил на основе изменений технологического способа производства и связанного с ним возрастания роли и значения человека на производстве. Положение человека изменяется таким образом, что он не только не утрачивает своих ведущих позиций, но и, наоборот, благодаря квалификации и образованию укрепляет их и расширяет свое влияние.

Образование способствует развитию экономической и социальной активности человека, обуславливает специфические связи и отношения между людьми, а также индивидом и обществом
в целом, регулирует его социальные перемещения, стимулирует творчество в труде, определяет уровень его культуры и нравственного развития. Социологические исследования показывают существенные потенциальные возможности работников с более высоким образовательным уровнем. Так, среди лиц с высоким уровнем образования больше тех, кто совмещает две и более специальности, имеет личную заинтересованность в повышении производительности труда, знаком с передовыми методами труда, участвует в управлении производством. В этой группе работников более развито стремление к самосовершенствованию и повышению квалификации[9].

Объективным требованием НТР становится опережающее развитие человека. Рост квалификации наряду с укреплением здоровья нации приобретают характер ключевых ресурсов современного производства.

Тенденция опережающего развития человека по отношению
к технико-технологической основе производства позволяет рассматривать социальную функцию образования и возрастание его значения в экономическом и социальном прогрессе как объективную закономерность, присущую практически всем развивающимся экономическим системам. Исключение могут составлять те периоды, когда поступательное развитие экономики нарушается
в результате различного рода кризисов.

Одной из особенностей развития образовательного потенциала России является опережающее его «накопление» по сравнению с возможностями использования в соответствии с требованиями производства. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в период 70-80-х годов. Работники со специальным образованием использовались в трудовой деятельности недостаточно рационально. Часть специалистов с высшим и средним образованием трудилась на рабочих местах, значительная доля тех, кто оканчивал вузы
и техникумы, работали не по специальности. Динамика образовательного потенциала России, который формируется в период 1990-1999 гг. (годы, приходящиеся на кризис), не является показательной и характеризуется сокращением выпуска специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Проявлением возрастания роли человека на производстве является также рост и совершенствование непроизводственной сферы, основным назначением которой является развитие и формирование профессионально подготовленного к жизни человека, поддержание его здоровья, организация отдыха и т.д. Развитие этой сферы становится показателем качественного совершенствования человека, его духовных и физических возможностей.

В развитых странах непроизводственная сфера по показателю численности занятых существенно превосходит производственную. В России также идет увеличение доли работников этой сферы, но основная масса труда все еще сосредоточена в производственных отраслях: в 1992 г. на материальное производство приходилось 70,6% занятых и 29,4% - на непроизводственные отрасли, в 1998 г. соответственно - 65,1 и 34,9%.

Особое значение среди отраслей непроизводственной сферы приобретают - наука, образование, здравоохранение. Общая мировая тенденция состоит в росте специалистов, занятых в этих областях экономической деятельности, что является отражением того факта, что экономика развитых стран все более ориентируется не только на удовлетворение материальных потребностей, но и потребностей, связанных с развитием человека и сохранением его здоровья. Для России, в которой в настоящее время престиж многих из этих сфер существенно снизился вследствие глубокого и всестороннего кризиса в стране, характерен отток занятых здесь работников или в лучшем случае поддержание занятости на прежнем уровне.

Так, в науке и научном обслуживании за период с 1992 по 1998 г. число занятых сократилось с 2,3 млн. до 1,4 млн. человек; образование, культура и искусство уменьшили свою численность незначительно - с 7,5 млн. до 7,4 млн. человек.

На пороге ХХI века неприемлема упрощенная оценка воздействия НТР на человека, акцентирующая внимание только на возрастании его роли на производстве, освобождении от тяжелого физического труда и т.п.

Научно-технический прогресс, рационализация производства, внедрение новейших методов организации труда, неся в себе объективно прогрессивные тенденции развития производительных сил, одновременно с этим существенно усложняют социальные, экономические и экологические проблемы, вызывают различного рода проявления дегуманизации труда (отчуждение труда, снижение квалификации, сокращение демократических прав и свобод и др.), противоречия и нестабильность развития (безработица, инфляция, периодически возникающие кризисы, загрязнение окружающей среды и т.п.).

Для России переходного периода особое значение имеет осуществление целенаправленного воздействия на различные направления НТП с целью сохранения уже ранее достигнутого уровня и одновременного продвижения вперед, следуя логике развития НТР, изменения положения человека не только на производстве, но и в обществе, создавая тем самым условия для формирования социально-экономических предпосылок для более прогрессивного развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.013 с.)