Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация служб занятости населения

Поиск

 

Службы занятости стали активно создаваться в 20-е годы ХХ столетия после организации в 1919 г. Международной организации труда (МОТ) и принятия Конвенции №2 о безработице, где был поставлен вопрос о системе бесплатных государственных бюро по занятости. В 1948 г. в МОТ специально рассматривался вопрос об организации и финансировании государственных служб занятости, основной обязанностью которых является организация рынка труда для достижения и поддержания занятости. Службы содействия занятости в разных странах организованы с учетом исторического и национального развития, влияния научно-технического прогресса, сложившейся системы социально-трудовых отношений.

В России в 1991 г. на базе прежней системы по трудоустройству населения была создана Федеральная государственная служба занятости населения. Ее структура, функции и механизм аккумуляции финансовых средств для оказания помощи в трудоустройстве, поддержки безработных и функционирования всей системы имеют свои особенности, которые связаны с формированием и реализацией политики занятости в условиях перехода
к рыночной экономике и становления рыночной инфраструктуры, а также специфики административно-территориального деления России и структуры управления.

В своей деятельности служба занятости опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», КЗОТ и ряд других законов и положений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Федеральная государственная служба занятости населения как организационно-самостоятельная социальная служба просуществовала до августа 1996 года. С августа 1996 года ее работу возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий министерство имеет территориальные органы службы занятости - республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, автономные, а также центры занятости в Москве и Санкт-Петербурге, городах и районах, которые в совокупности охватывает три уровня управления – федеральный, региональный и местный.

Для выработки решений и организации согласованных действий на рынке труда на федеральном и местном уровнях создаются координационные комитеты, в состав которых входят представители профсоюзов, ассоциаций предпринимателей (работодателей), органов государственной власти, службы занятости и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 1998 г. центров занятости в России насчитывалось около 3 тысяч, из них: центры занятости в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных округах составляли 3,5%, городские центры (бюро) занятости - 15,4%, районные центры - 73,7%, межрайонные - 7,4%. Численность специалистов в службе занятости превысила 35 тыс. человек. Специалисты, работающие на приеме граждан, финансисты и работники, занятые выплатой пособий по безработице, составляют ядро службы занятости. На их долю приходится более 30% общего числа занятых в службе работников. Более 50% работающих имеют высшее образование, из них 27% - юридическое, 6% - экономическое.

В таких городах, как Москва, Калуга, Тольятти, Энгельс, при поддержке зарубежных специалистов созданы модельные центры занятости, на базе которых проводится повышение квалификации работников служб занятости России, отработка новых технологий сбора, обработки и передачи информации и оказания услуг населению и работодателям[74].

В Законе РФ «О занятости населения» определены права граждан и основные гарантии в области занятости (право на трудоустройство, профподготовку, получение информации, гарантии бесплатного содействия в подборе работы, бесплатного обучения новой профессии, получения пособия по безработице и др.), а также обязанности (функции) служб занятости по регулированию и организации содействия занятости.

К основным функциям служб занятости относятся:

- анализ и прогноз рынка труда, информация о его состоянии;

- учет свободных рабочих мест (вакансий);

- регистрация и учет незанятого населения, включая безработных;

- оказание помощи населению в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе, необходимых работников;

- назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным;

- организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных;

- организация общественных работ для безработных и незанятых;

- разработка и реализация федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости;

- консультация населения и работодателей по вопросам труда, занятости, состояния рынка труда.

Перечисленные функции являются основными, базовыми для всех уровней системы служб занятости. В настоящее время правительством России на службу занятости возложены дополнительные функции: участие в профессиональной реабилитации инвалидов и профессиональной адаптации военнослужащих и возвращение их к труду в различных отраслях экономики; содействие развитию малого бизнеса; трудоустройство подростков; организация профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников; участие в реорганизации предприятий путем содействия профессиональной подготовке и переподготовке их кадров; участие в решении различных региональных проблем рынка труда.

Вся деятельность службы занятости проходит на основе специально разрабатываемой на короткий срок (1-2 года) Федеральной программы содействия занятости населения, основными целями которой являются создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, возвращение их к активному труду через повышение эффективности работы служб занятости с населением и работодателями, развитие системы обучения кадров; смягчение последствий долговременной безработицы путем организации целевой материальной поддержки потерявшим работу, а также оказание социально-психологической помощи обратившимся в службу занятости.

Подбор подходящей работы является важнейшей функцией служб занятости. Подходящей работой считается такая, которая удовлетворяет ряду требований, таких как: профессиональная пригодность работника с учетом его профессиональной подготовки и состояния здоровья; транспортная доступность работы; соответствие условий труда правилам и нормам охраны труда; оплата труда не ниже среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе, где проживает гражданин. За 1998 г. центрами занятости трудоустроено свыше 2,6 млн. человек (в 1,4 раза больше чем в 1997 г.).

Другим важным направлением в деятельности служб занятости является профориентация и профессиональное обучение безработных и незанятых. В течение 1998 г. по направлению служб занятости было подготовлено и переподготовлено 305 тыс. человек. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения осуществляется более чем по 800 профессиям и специальностям.

Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе - еще одно важнейшее направление деятельности служб занятости. В рамках общей концепции развития малого и среднего бизнеса центры занятости проводят консультирование, подготовку
и переподготовку, оказывают финансовую помощь обратившимся по вопросам самозанятости.

В практике регулирования рынка труда во многих странах применяются общественные работы для безработных как средство смягчения социальной напряженности при высокой безработице, которые известны со времен Великой депрессии 1929-1933 гг. в США.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.006 с.)