Обычно мотивация рассматривается как совокупность устойчивых стремлений к достижению поставленной цели удов-летворения тех или иных потребностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обычно мотивация рассматривается как совокупность устойчивых стремлений к достижению поставленной цели удов-летворения тех или иных потребностей.



Что касается мотива, то он трактуется как побуждение к действиям по удовлетворению потребностей или как выбор направленности действий. Поскольку мы говорим о субъектах рынка труда, то нас интересуют те мотивы, с которыми они вступают
в рыночные отношения.

Какие мотивы приводят человека на рынок труда? Выявление этих побудительных сил предполагает анализ трудовой мотивации, которая в социологии связывается с именем А. Маслоу как создателя иерархической теории потребностей[26]. Он классифицировал потребности людей на базисные и метапотребности. Если последние равнозначны и потому не имеют иерархии (потребность в справедливости, идеале, благополучии, упорядоченности и т.д.), то базисные располагаются в иерархическом порядке. Первый уровень потребностей образуют физиологические и сексуальные - в пище, одежде, жилище, отдыхе, в индивиде другого пола. Второй - экзистенциальные потребности, которые включают безопасность существования, уверенность (в том числе в будущем) и стабильность жизнедеятельности, гарантию занятости, страхование от несчастных случаев и т.д. Эти два уровня являются первичными или врожденными потребностями, и именно они составляют исходную основу для мотивов на рынке труда.

Третий уровень - это потребности социальные - в принадлежности к коллективу, наличии общения, заботе о других, внимании к себе, привязанности, участии в совместном труде. Четвертый - это престижные потребности - в уважении со стороны других, служебном росте, статусе, признании и высокой оценке своего труда или профессии. И, наконец, самый высокий уровень - это духовные потребности, связанные с самовыражением человека через творчество.

Эти идеи до сих пор служат базовой основой для современных моделей мотивации труда и, несмотря на критику, сохраняют свою значимость для исследования поведения людей на рынке труда.

Более того, подход к мотивам труда через потребности позволяет проследить процесс их возвышения и перспективы, к которым непременно будет стремиться человек после удовлетворения первичных потребностей. Если удовлетворены исходные потребности, то начинается перебор возможных вариантов, которые приобретают для индивида первостепенное значение. Это могут быть социальные, духовные, престижные потребности, которые выходят на первый план. Например, интерес к служебному росту или участие в творческом труде, в том числе и непосредственно не связанном с рынком.

В условиях кризисной и дезорганизованной экономики нарушается последовательность процесса удовлетворения потребностей, а, следовательно, мотивация субъектов приобретает специфические черты. Так, человек, уже познавший удовлетворение от творческого высококвалифицированного труда теряет в силу объективных и субъективных обстоятельств стремление к удовлетворению высших потребностей и все свое внимание сосредоточивает на обеспечении низших потребностей, включая желание выжить, обеспечить себя самым необходимым. Так, по данным ИСПИ РАН, 44% опрошенных в конце 1994 г. причислили себя
к тем, кто с трудом обеспечивает себя самым необходимым и у которых весь или почти весь бюджет уходит на продукты питания.

Таким образом, отдельные мотивы под влиянием ситуации актуализируются, становятся неотложными и более важными в связи с чем может измениться мотивация деятельности человека.

Мотивация не является однородным процессом, единообразно пронизывающим все поведение. На разных этапах осуществления человеческой деятельности мотивация выступает как качественно специфический процесс, выполняющий особую функцию во внутренней регуляции поведения человека. Прежде всего мотивация определяет приоритетный вариант восприятия ситуации и действий.

На рынке труда его участники начинают осознавать уровень возможной безработицы и устойчивость всей экономики. Так, советские люди, которым никогда не угрожала безработица (хотя она нередко существовала в скрытом виде), попали в новые условия рынка. В 1994 г. от 40 до 65% из них высказывали озабоченность в связи с возможной потерей работы. Новая экономическая реальность пропускается через себя, примеряется возможность изменения трудовой жизни.

От мотивации зависит ориентация на выработку и постановку цели, наиболее адекватной для данного человека в данной ситуации. В условиях рынка работник своим поведением стремится или закрепиться на работе, или сменить ее на новую, или, что не так уж редко, предоставляет себя стихийному течению рыночных отношений[27].

Кроме того, мотивация предполагает отбор личностных потенций (навыков, знаний, умений, способностей) для достижения поставленных целей. Иначе говоря, человек ради цели мобилизует все те резервы, которыми он располагает как специалист, чтобы доказать свою необходимость на рынке труда. В этом смысле рынок активизирует созидательные силы человека, вскрывает ранее не использованные возможности, мобилизует на конкретное участие по достижению желаемой цели. Даже первые итоги сопоставления поведения людей в условиях государственной и частной собственности демонстрируют более полное использование возможностей человека в рамках последней.

И, наконец, мотивация характеризуется интенсивностью и упорством в осуществлении поставленной цели. В наиболее явном виде это можно обнаружить в деятельности предпринимателей и менеджеров, поскольку их благополучие и будущее напрямую связаны с эффективностью их работы.

Таким образом, мотивы и их реальное воплощение и сочетание в процессе мотивации являются важнейшей движущей силой поведения субъектов рынка, той внутренней побудительной причиной, которая приводит - нередко стихийно - в соответствие потребности личных устремлений работников и рыночных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.007 с.)