Роль стимулов на рынке труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль стимулов на рынке труда



 

Если исходить из прямого перевода латинского слова, то «стимул» - это заостренная палка, шест, которым подгоняли быков в упряжке. Применительно к области трудовых отношений стимул означает воздействие на поведение человека через его мотивацию и его ценностные ориентации.

Стимул применяется наряду с такими формами воздействия, как приказ, задание, распоряжение и др. Стимулирование предназначено для того, чтобы заинтересовать работника, вовлечь его сознание в творческий поиск, поощрить за новаторство, интенсивный труд, смекалку, постоянный рост умений и навыков.

Стимулирование может выступать в виде материального вознаграждения за количество и качество труда и морального поощрения (выражения благодарности, поддержание авторитета, знаки внимания в различных формах). В большинстве случаев эти виды стимулирования сочетаются, соединяются, взаимодополняют друг друга. Однако в условиях перехода к рынку материальный стимул становится преобладающим, ибо он в первую очередь характеризует социальное положение человека в обществе, престижность его профессии и квалификации, успех в обществе. Дезорганизующим моментом в использовании материального стимула являются значительные различия в оплате труда на предприятиях различных форм собственности.

Что касается перспектив стимулирования труда, то оно нацелено на то, чтобы интересы работника и производства в наибольшей степени сочетались. Однако при этом взаимодействии возможны различные деформации, например, под влиянием безработицы и других негативных факторов.

Итак, стимулирование в первую очередь связано с воздействием на работника через его мотивы, которые напрямую связаны с потребностями. Создается система или разрабатываются меры, позволяющие учитывать в процессе стимулирования те предпочитаемые человеком потребности, которые он непременно хочет удовлетворить. Как показывают социологические данные, актуализируются такие мотивы, как стремление обеспечить себя и свою семью всем необходимым, избежать инфляционного воздействия на свои доходы, а также создать резервы на будущее. В современных условиях чрезвычайно распространилось желание передать по наследству накопленное личное богатство (квартиру, дачу, товары длительного пользования, ценные бумаги), т.е. все то, что позволяет наследникам иметь определенную материальную и финансовую базу для успешного вхождения в общественную жизнь.

Кроме того, стимулирование в условиях рынка предполагает поощрение не только индивидуального работника, но и трудового коллектива (бригаду, лабораторию и т.д.) за достижение более высокого качества продукции, ее конкурентоспособности.

Очень большое значение для стимулирования приобретает понимание перспектив развития потребностей людей. Общеизвестен хрестоматийный пример о деятельности основателя автоиндустриальной империи Генри Форда. Понимая, что нужно создавать рынок будущих потребителей автомобиля, и то что, если держаться прежних установок в оплате труда, этот рынок никогда не возникнет, и его компания попадет в жесточайший кризис перепроизводства, он в 1925 году пошел на резкое увеличение оплаты труда, что было связано не только с повышением производительности, но и прогнозом на будущее.

Для обоснованной и взвешенной системы мер по стимулированию труда имеет значение учет и ориентация на ценности работника, на то, чего он хочет добиться в жизни, что ему важно сохранить, что является его поддержкой в личной и общественной жизни.

В условиях рынка на первый план выходят индивидуальные устремления, такие ценности, как семья, здоровье, личное благосостояние, возможности отдыха и свободного времяпрепровождения. Многие молодые люди считают, что сегодня уже нет честных и нечестных способов «делать деньги», а есть только легкие и трудные пути. Меркантилизация ценностей стала очевидной, и закрывать глаза на это, как и на индивидуализацию поведения, не стоит. При всей спорности некоторых ориентаций надо учитывать, что это, во-первых, неизбежно в условиях становления рынка, во-вторых, это могут быть временные ориентиры до периода стабилизации экономики, в-третьих, они могут замещаться ситуативными устремлениями. Важно, чтобы они имели в целом положительную направленность и стимулировали позитивные ориентации в труде, препятствуя появлению антигуманистических, эгоистических устремлений, попирающих честь и достоинство других людей.


Понятия и термины

Субъект Экономическое сознание Мотивация Мотивы Потребности Ценностные ориентации Интересы Экономическое поведение Стимул Стимулирование труда

 

Вопросы и задания

 

1. Какие побудительные факторы обеспечивают в настоящее время рост эффективности и производительности труда?

2. В чем плюсы и минусы оплаты по количеству и качеству труда, широко применяемой до реформ в России?

3. Что общего и специфического в экономическом поведении предпринимателей и менеджеров?

4. Какие мотивы трудовой деятельности являются наиболее важными для: а) рабочего, б) работодателя, в) самостоятельного предпринимателя?

5. Какие изменения в стимулировании труда происходят в условиях рыночных отношений?

6. Дайте характеристику и сравнительный анализ систем поощрения и стимулирования: а) в системе поощрения рыночной экономики; б) в различных формах собственности.

7. Попытайтесь выделить типы экономического поведения работников на Вашем предприятии, в Вашем городе, районе, в Вашей отрасли.

8. В чем проявляется сопряженность экономического и политического поведения в условиях перехода к рынку?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.007 с.)