Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные работы - это временные, оплачиваемые работы, предоставляемые службой занятости безработным и незанятым.

Поиск

В России общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства лишившихся работы, особенно при массовой безработице. Среди всех основных видов общественных работ наиболее целесообразны для условий России: строительство дорог, ремонт и строительство объектов образования и здравоохранения, муниципального жилья, работа в сфере социальных услуг. Однако в настоящее время общественные работы не популярны среди безработных из-за низкой их оплаты и ограниченного круга предлагаемых работ, а у работодателей - из-за отсутствия средств на их проведение и невысокой их эффективности. Наибольшим спросом из предлагаемых работ пользуются сельскохозяйственные работы (28%), счетчики по микропереписи населения (12%), любые сравнительно хорошо оплачиваемые работы (16%) и др. В 1998 г. на общественных работах было занято свыше 359 тыс. человек, что почти в 1,4 раза больше чем в 1997 г.

В настоящее время среди приоритетных направлений совершенствования государственной службы занятости важное место занимает разработка и внедрение Автоматизированной системы государственной службы занятости населения России (АИС «Занятость»), которая позволит существенно улучшить качество обслуживания населения за счет сокращения периода поиска подходящей работы, повышения информированности граждан и работодателей об их правах и возможностях служб занятости, а также значительно расширить прием и передачу информации от всех 89 региональных центров занятости в результате введения новых каналов связи.

Программа АИС «Занятость» базируется на автоматизированных городских и районных центрах занятости населения. Такие центры в настоящее время созданы в 60 регионах России и насчитывают более 3,5 тыс. автоматизированных рабочих мест, которые позволяют выполнять все услуги - регистрацию, трудоустройство, назначение и выплату пособий, профконсультацию и подбор места переподготовки и другие в более короткие сроки.

Федеральная государственная служба занятости России финансируется за счет средств Фонда занятости, который представляет собой государственный финансовый фонд. Фонд занятости состоит из двух частей: федеральной и региональной (которая включает областной и местный уровни), пропорции между которыми устанавливают органы верховной власти. В 1999 г. на федеральную часть Фонда занятости приходилось 20 % имеющихся средств, а на региональную - 80 %.

Фонд занятости пополняется за счет нескольких основных источников: обязательных отчислений предприятий всех форм собственности; средств бюджета соответствующего уровня; обязательных страховых взносов с заработков работающих[75]. Дополнительными источниками могут быть добровольные взносы предприятий, общественных организаций, граждан и др.

Формирование каждой части фонда - федеральной и региональной - имеет свои особенности. Поступление средств начинается с Фонда местного уровня (город и район). Этот фонд помимо названных выше основных источников финансовых средств имеет ряд дополнительных - поступления в виде субсидий, субвенций и дотаций из вышестоящих (по уровню) фондов занятости (областного и федерального). Кроме того, местный фонд пополняется за счет доходов от размещения средств на депозитных счетах в банках и приобретения государственных ценных бумаг, а также доходов от кредитных вложений непосредственно работодателям на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест и др.

Фонд занятости на федеральном и областном (краевом и т.п.) уровнях формируется за счет отчислений фондов занятости нижестоящего уровня из той части, которая образовалась в результате страховых взносов работодателей и работающих граждан (для Фонда занятости областного, краевого и т.п. уровня с учетом перечисления части средств в федеральную часть фонда)[76].

Размеры обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также размеры ассигнований из бюджетов различных уровней не являются постоянными, они меняются по мере необходимости органами верховной власти в зависимости от масштабов и сложности решаемых проблем на региональном и федеральном уровнях. Так, первоначально страховые взносы предприятий всех форм собственности в Фонд занятости составляли 1% от фонда заработной платы работников, а в настоящее время - 1,5%.

Средства Фонда занятости идут на различные мероприятия службы занятости в соответствии с выполняемыми ею функциями.

Происходит постепенная переориентация в их использовании с расходов, связанных с созданием служб занятости, укомплектованием кадрами и техническим оснащением, на финансирование мероприятий политики содействия занятости. Так, в 1998 г. более 70% всех расходов Фонда занятости направлялось на: пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий; развитие системы профориентации и переобучения; общественные работы; сохранение и создание дополнительных рабочих мест для неконкурентоспособных групп населения; самозанятость и частное предпринимательство; компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках и т.п.

Наряду с государственной службой занятости сложились и активно действуют на рынке труда в России негосударственные организации и фирмы, оказывающие посреднические услуги населению в трудоустройстве, работодателям в подборе кадров на коммерческой основе или за счет своих учредителей-организаций, заинтересованных в функционировании данной конкретной службы. Многие из них специализируются на работе либо с молодежью, женщинами, инвалидами, военнослужащими, отдельными профессиональными группами, либо с теми, кто желает получить работу за границей, в частном секторе, на совместных предприятиях, постоянную, временную или работу по совместительству и т.п. Одни из них занимаются посреднической деятельностью по трудоустройству населения в качестве основной, другие - наряду с основной деятельностью. Среди негосударственных служб содействия занятости хорошо известны такие организации, как «Триза», «Рекрут», «Биржа труда для инвалидов», «Молодежная биржа труда» и др.

Негосударственные службы содействия занятости населения официально действуют с разрешения местных органов исполнительной власти, которые выдают лицензии на право заниматься такого рода коммерческой деятельностью, и под контролем государственной службы занятости.

 

Пособие по безработице

 

Одной из форм защиты интересов трудящихся в случае потери работы является выплата пособия по безработице.

Пособие по безработице позволяет в какой-то степени на недлительное время избежать резкого снижения индивидуального потребления, сохранить покупательную способность населения. Пособие по безработице как компенсационная мера смягчает последствия структурных преобразований в экономике для работников тех отраслей, которые прежде всего им подвержены, а также уменьшает сопротивление проводимым реформам, что является наиболее важным для стран, включая Россию, переживающих кризис, связанный с переходом к рыночной экономике.

Согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице (ст. 28, п. 1).

Пособие по безработице предоставляется только тем гражданам, которые зарегистрировались в службе занятости и имеют статус безработного. Начисление и выплата пособия проводится с первого дня признания гражданина безработным, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. По данным Федеральной службы занятости, на 01.04.99 г. пособие по безработице получали 89% безработных.

В практике работы служб занятости применяется приостановка выплаты пособия на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в службе занятости, при увольнении работника с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также при необоснованном отказе в период безработицы от двух вариантов подходящей работы.

В структуре пособия по безработице различают базовую и дополнительную части. Базовая часть пособия по безработице определяется двумя способами: в процентном отношении к средней заработной плате для тех, кто имеет трудовой стаж не менее определенного срока, и в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным законом, для ищущих работу впервые и для имеющих длительный перерыв в работе (более года).

При определении базовой части пособия в процентном отношении к средней заработной плате могут применяться различные понижающиеся шкалы. Размер пособия, как правило, снижается по мере увеличения периода безработицы. Например, в настоящее время первые три месяца выплачивается 75% средней заработной платы по последнему месту работы за три последних месяца, следующие четыре месяца - 60% и оставшееся время - 45%[77].

В определенных случаях базовая часть пособия по безработице увеличивается за счет дополнительной части. Например, если безработный имеет иждивенцев, то размер дополнительной части пособия определяется в процентном отношении к минимальной заработной плате. Так, при наличии иждивенцев размер базовой части увеличивается на половину минимальной оплаты труда на каждого.

Однако практика показала, что ориентация только на официальный заработок при определении размера пособия недостаточна. Граждане могут иметь довольно большие доходы, не затрачивая труда и оставаясь незанятыми или работая в коммерческих структурах без соответствующего оформления документов. Поэтому, например, в Белоруссии и на Украине учитываются не только заработная плата, но и иные доходы, когда решается вопрос о признании безработным и назначении ему пособия. Так, в Законе
«О занятости населения», принятом в Белоруссии, сказано, что гражданин для получения пособия по безработице должен быть признан безработным в связи с отсутствием работы и заработка, а также не иметь «иных законных источников средств к существованию»[78]. Каждый безработный обязан заполнить декларацию о доходах, иначе служба занятости может отказать ему в назначении пособия. Однако и в этом случае учет доходов только по декларации, заполненной безработным, не всегда может оказаться достоверным. Очевидно, что службе занятости в этом случае необходимо предоставить право на получение соответствующих сведений о доходах через налоговые инспекции, обследования домашних хозяйств и т.п.

Опыт развитых стран свидетельствует, что максимальные и минимальные размеры пособия могут быть фиксированными или нефиксированными («плавающими»).

В России установлены «плавающие» (нефиксированные) максимальный и минимальный размеры пособия по безработице. Так, размер пособия устанавливается в пределах не ниже минимального размера заработной платы, но не выше средней заработной платы, сложившейся в том или ином регионе (республике, крае, области, г. Москве, г. Санкт-Петербурге и др.). Минимальная и средняя заработная плата в регионах периодически изменяются и образуют «плавающий» (нефиксированный) минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в регионах. Так, в апреле 1999 г. минимальный размер пособия по безработице составлял 83 руб. 49 коп., а максимальный - 1370 рублей, более половины безработных получают минимальное пособие по безработице.

«Плавающие» максимальный и минимальный размеры пособия по безработице имеют ряд преимуществ. Во-первых, они дают возможность избежать постоянных подсчетов максимального и минимального пособия. Во-вторых, они выступают в роли своеобразного механизма индексации пособий. В то же время необходимо отметить, что нефиксированный («плавающий») максимальный размер пособия во время кризисов уменьшает размеры среднего пособия по безработице, тем самым сокращая совокупный платежеспособный спрос населения.

В тех странах, где выплата пособий представляет собой часть страховой системы, срок, в течение которого выплачивается пособие, ограничен рядом факторов, среди которых возраст, трудовой стаж, стаж выплаты страховых взносов и др.

В России продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Практически это означает, что безработный получает пособие 12 месяцев подряд, а затем наступает 6-месячный перерыв, после которого в случае отсутствия подходящей работы выплата пособия может быть возобновлена, но уже в размере минимального пособия. Общий период выплаты пособия по безработице может быть продлен сверх установленных 12 месяцев тем безработным, которые не достигли пенсионного возраста, но общий трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии. В этом случае продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Для этой категории безработных общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным, у которых истек срок выплаты пособия, а также членам семьи безработных, находящимся на их иждивении, оказывается материальная помощь в денежной форме или в форме перечисления средств на оплату счетов или иных платежных документов предприятий (организаций, учреждений), предоставивших соответствующие услуги (коммунальные, транспортные, медицинские, образовательные и др.) [79]. Материальная помощь может носить периодический (ежемесячный) либо единовременный (разовый) характер. Размеры ежемесячной материальной помощи не должны превышать минимального размера заработной платы в месяц, а единовременной - ее двукратной величины.

 

4.10.5. Система контроля за условиями
труда на предприятиях

 

Социальная защита трудящихся предполагает в качестве одного из звеньев формирование системы контроля за условиями и охраной труда, поскольку это не только важнейший элемент качества трудовой жизни, но и сфера активной социальной политики государства.

За годы проведения экономических реформ в России действующая ранее система управления охраной труда, надзора и контроля за ней претерпела значительные разрушения: законодательная и нормативная база существенно устарела и уже не соответствует новым трудовым отношениям; полностью отсутствуют какие-либо стимулы для работодателей, заинтересовывающие их в создании благоприятных и безвредных условий на производстве; ликвидированы службы охраны труда на предприятиях, сокращена численность работников этих служб; не проводится независимая (государственная) экспертиза техники и оборудования на соответствие правилам и нормам техники безопасности и гигиены труда; не определяются предельно допустимые уровни химических, физических и биологических факторов окружающей среды на рабочих местах и т.п. В результате этого в течение нескольких лет не обеспечиваются социальные гарантии работникам в области охраны труда. Сфера безопасности и охраны труда на предприятиях находится в кризисном состоянии.

Главные причины сложившегося положения: резкое сокращение инвестиций в реконструкцию и обновление основных производственных фондов, их значительный износ (износ машин и оборудования в промышленности составляет 63,7%)[80]; необеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты (за последние годы их производство снизилось в 10 раз); использование техники, потенциально угрожающей здоровью человека (в промышленности почти 200 тыс. человек работают на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности); некомпетентность работников и руководителей в вопросах элементарных требований техники безопасности и создания здоровых и безопасных условий труда и др.

Ежегодно на производстве травмируется 300-400 тыс. человек, из них 7-8 тыс. человек погибают и около 12-14 тыс. человек получают тяжелые увечья и становятся инвалидами. При этом на предприятиях частного сектора уровень травматизма в 2,6 раза выше, чем на государственных предприятиях. Постоянно увеличивается доля работников, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Так, в 1998 г. 43% общей численности работающих в угольной промышленности были заняты в условиях, вредных для здоровья; в электроэнергетике, черной металлургии и целлюлозно-бумажной промышленности - 33%, легкой - 18%, пищевой - 13%.

Сложившееся положение в области контроля за условиями труда на предприятиях потребовало проведения единой государственной политики в этой сфере, пересмотра основных действующих норм, правил, методических указаний и других документов, воссоздания системы социальных гарантий работникам на предприятиях с тем, чтобы сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить социальную защиту.

Введение в действие с 1 сентября 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» положило начало реформированию системы управления охраной труда на предприятиях России.

Под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает правовые, социально-эконо-мические, организационно-технические, санитарно-гигиениче-ские, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основным принципом государственной политики в области охраны труда является принцип совместных, партнерских действий государственных органов, объединений работодателей и профсоюзов по улучшению условий и охраны труда на предприятиях, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Развитие социального партнерства в этой области дает возможность путем переговоров между наемными работниками и работодателями принимать совместные решения фактически без вмешательства государственной власти. Для этого на предприятиях на паритетной основе создаются комитеты (комиссии) из представителей работодателей и профсоюзов. Ни один из вопросов охраны труда на предприятии не решается без участия этого комитета. В его компетенцию входит: разработка программ по охране и улучшению условий труда, рассмотрение предложений работодателя и работников, изучение причин производственного травматизма и профзаболеваний, оказание содействия работодателям в организации обучения по охране труда и т.п.

Предполагается, что государственная политика по охране труда будет проводиться по многим направлениям, включая: установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности; контроль и надзор за соблюдением законодательных и других нормативных документов; взаимодействие и сотрудничество со всеми субъектами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики по охране труда; защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание; проведение обязательного расследования каждого несчастного случая и профзаболевания; установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы во вредных или опасных условиях труда, не устранимых при современном техническом уровне производства и организации труда; подготовку специалистов в области охраны труда; производство специальной одежды, средств коллективной и индивидуальной защиты, профилактических средств; международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Эффективная защита интересов работников предполагает определение прав и обязанностей по охране труда, гарантий этих прав со стороны государства, а также ответственности работодателей за соблюдение требований законодательства в этой области.

Каждый работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до момента устранения этой опасности; обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты за счет работодателя; обращение с жалобой в органы государственной власти, профсоюз в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда и др.

Основными обязанностями работодателей по охране труда на предприятии являются: обеспечение безопасности при работе на оборудовании и использования средств защиты; контроль за условиями труда; возмещение вреда, причиненного работникам; обучение и инструктаж работников и др.

Значительное число (около 60%) несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда как руководителей, так и работников. Устранив эту причину, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30%. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране труда» (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил и норм по охране труда. В связи с этим важнейшей государственной задачей на ближайшие годы становится создание системы обучения безопасным методам и приемам работы и повышения квалификации работников по охране труда, включая подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Центральное место во всей системе управления охраной труда занимают вопросы финансирования мероприятий по охране труда, определения экономической ответственности работодателей за нарушение прав и гарантий работников и их заинтересованности в улучшении условий труда, а также предоставления работникам компенсаций и льгот за тяжелые и вредные работы, работы в опасных условиях, не устранимых при современном техническом уровне производства и организации труда.

Финансирование охраны труда осуществляется по двум каналам: из бюджетов всех уровней, а также из фондов охраны труда, сформированных на трех уровнях - федеральном, региональном и предприятия. Средства фондов охраны труда носят целевой характер и используются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

С тем чтобы заинтересовать предприятие-изготовитель в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий
и средств производства, государство прибегает к политике льготного налогообложения прибыли, полученной в результате производства средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды. Одновременно с этим, чтобы сократить изготовление продукции, не отвечающей требованиям охраны труда, предусматривается возмещение этими предприятиями предприятиям-потребителям нанесенного ущерба. На предприятия, не выполняющие требования по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, налагаются штрафы, размеры которых устанавливаются законом.

Важнейшим элементом вновь формирующейся системы управления охраной труда, отвечающей современным требованиям защиты интересов трудящихся, является обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие профзаболевания или несчастных случаев на производстве [81].

Широко распространенная в западных странах обязательная система страхования работающих от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости доказала высокую эффективность как в сфере социальной защиты работников, так
и в стимулировании повышения безопасности труда. Во многих странах она действует более ста лет.

Система страхования от несчастных случаев на производстве существует автономно как система страховых организаций, которые несут ответственность перед застрахованными работниками за компенсацию ущерба, лечение и социально-профессиональную реабилитацию пострадавших. Страховое возмещение несчастных случаев не связано с заработной платой работников. Поскольку оно представляет собой компенсацию уже случившегося, то страхование данного вида риска в определенной степени стимулирует предпринимателей к заблаговременным действиям по улучшению условий и охране труда, сохранению здоровья работников. Страховые взносы, как правило, дифференцированы в зависимости от степени возможного повреждения здоровья работника, что оказывает дополнительное стимулирующее воздействие на работодателей.

Новая система управления охраной труда предусматривает надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда как со стороны государственных органов (государственная инспекция), так и со стороны общественных организаций, прежде всего профсоюзов, а также уполномоченных (доверенных) лиц от профсоюзов или трудового коллектива, которые могут создавать собственные инспекции с целью проведения независимой экспертизы условий труда, расследования несчастных случаев на производстве и случаев профзаболевания, проверки соответствия обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных в коллективных договорах, реальным изменениям в этой сфере и др.

Опыт стран, где действует институт «уполномоченных», свидетельствует о высокой эффективности этого элемента системы общественного контроля за охраной труда. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников, уполномоченные постоянно следят за соблюдением работодателями требований по условиям труда и за выполнением самими работниками их обязанностей. Однако это предполагает соответствующую психологическую подготовку уполномоченных, осознание того, что они являются защитниками прав и интересов наемных работников.

Институт «уполномоченных» представляет некоторое «неудобство» для работодателей, поскольку их деятельность по охране труда находится под постоянным контролем лиц, наделенных по закону определенными полномочиями. К тому же работодатели обязаны создавать условия для работы уполномоченных, обеспечивать их необходимыми нормативными материалами, давать им информацию о состоянии условий и охраны труда, результатах расследования несчастных случаев, отчитываться за выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором (соглашением).

В настоящее время в России разработана Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг., которая является конкретизацией государственной политики в этой области и включает целый ряд организационных, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий, а также меры по повышению уровня знаний по охране труда и снижению производственного травматизма и др.

 


4.10.6. Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации занятых и безработных граждан

 

Одним из основных направлений совместных действий работодателей и государства на рынке труда по социальной защите занятых и безработных является содействие в повышении их конкурентоспособности, формировании профессиональных знаний и адаптационных возможностей при переходе к рыночным взаимоотношениям. Результативность социальной защиты трудящихся, проводимой в этом направлении, зависит от состояния системы образования и подготовки кадров, ее организации, управления и финансирования, что, в свою очередь, во многом определяет качество обучения. Поэтому важное значение приобретает реформирование всей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поиск различных путей повышения ее экономической эффективности, более тесной увязки с требованиями экономики рыночного типа, а также усиления ее социальной функции по обеспечению права на получение качественного образования, позволяющего человеку в дальнейшем более успешно конкурировать на рынке труда.

Реформа образования и подготовки кадров в стране началась с середины 80-х годов, и к началу 90-х годов в России сложилась общая экономическая модель и основные направления изменений в содержании обучения. Радикальные экономические и политические преобразования начала 90-х годов, движение общества в направлении формирования рыночной экономики внесли свои коррективы в ход образовательной реформы и выдвинули ряд новых требований к системе образования и подготовки кадров.

В условиях становления рыночной системы наряду с уже сложившейся системой первичного образования формируется разветвленная сеть профориентационных и учебных центров, специализирующихся на повышении конкурентоспособности, развитии профессиональных знаний и навыков потерявших работу и находящихся под риском увольнения работников. Создание такой сети учебных заведений и центров профпереподготовки в России тесно связано с деятельностью службы занятости населения и является ее важнейшей функцией.

Для организации профессионального обучения безработных служба занятости использует существующие образовательные учреждения (ПТУ, вузы, техникумы, учебно-курсовые комбинаты), непосредственно учебную базу предприятий и организаций,
а также вновь созданные учебные центры службы занятости. В России действуют свыше 70 таких учебных центров, включая центры профориентации и психологической поддержки населения, Российский учебный центр Федеральной службы занятости России, Центр учебных и информационных технологий, межрегиональный центр «Интеллектуальные ресурсы» и др. На долю учебных центров службы занятости приходится не более 10% всех имеющихся в ее распоряжении ученических мест. Подготовка и повышение квалификации безработных через сеть других учебных учреждений осуществляется на договорной основе между службой занятости и этими подразделениями и финансируется из Фонда занятости. При этом в 1998 г. доля прошедших обучение в ПТУ
и техникумах составила 21,9%; в вузах, на факультетах и в институтах повышения квалификации - 13,6%; в учебно-курсовых комбинатах, технических школах - 32,9%; в учебных центрах службы занятости - 17,9%.

Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из требований работодателей и с учетом их индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости может быть предложена первичная профессиональная подготовка, если они не имеют профессии, переподготовка и освоение второй (смежной, совмещенной) профессии, если невозможно подобрать им подходящую работу с учетом прежней профессии и квалификации, а кроме того, повышение квалификации. Доля прошедших подготовку (первичное обучение) и переподготовку составляет 81,9%, обученных вторым (смежным) профессиям - 15%, повысивших квалификацию - 3,1%.

Социальная защита трудящихся, осуществляемая в этом направлении, может считаться эффективной при условии, если она удовлетворяет ряду требований. Социальная защита безработных граждан, стремящихся повысить свою квалификацию или получить новую профессию, должна основываться не только на свободном выборе самими гражданами форм и видов обучения, но
и одновременно с этим, по возможности, должна быть обеспечена преемственность между имеющейся и вновь приобретаемой квалификацией, навыками трудовой деятельности, а также соответствие получаемой профессии потребностям рынка труда.

Обучение целесообразно проводить на блочно-модульной основе с использованием высокоэффективных интенсивных учебных технологий и компьютерных методик в соответствии с образовательными стандартами и требованиями работодателей[82].

Рынок труда России оказался насыщен высвобожденными с предприятий и учреждений специалистами, а также квалифицированными рабочими массовых профессий - работниками машиностроения, текстильной и швейной промышленности и т.д., что обострило, с одной стороны, конкуренцию между работодателями за работников, имеющих опыт и способных быстро адаптироваться в современных условиях, с другой - снизило шансы получить подходящую работу у молодежи, впервые вышедшей на рынок труда после окончания школы, вуза, техникума, ПТУ. Безработица среди молодежи составляет более 7,0%, а доля молодежи среди безработных - 32%[83].

Молодежь - это та категория населения, которая особенно нуждается в профессиональной ориентации и профессиональном обучении. Для сдерживания безработицы служба занятости совместно с образовательными учреждениями определяет объемы
и профили подготовки молодежи в профессиональных образовательных учреждениях с учетом особенностей региональных рынков труда. В отдельных регионах России по рекомендации служб занятости проводится частичное перепрофилирование профессиональных училищ, открываются новые специальности, корректируются программы обучения по традиционным специальностям с ориентацией на самозанятость и индивидуальную трудовую деятельность.

Особое внимание служба занятости уделяет повышению конкурентоспособности на рынке труда слабо социально защищенных категорий населения: инвалидов, женщин, военнослужащих, уволенных в запас и др. Для профессионального обучения этих групп населения в практике используется Перечень профессий, рекомендованных для их обучения, а также Методические рекомендации к специальным региональным программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Активизация процессов создания предприятий малого и среднего бизнеса требует расширения возможности для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения для работы в негосударственном секторе, включая занятие предпринимательской деятельностью и самозанятостью по профессиям, специальностям и перспективным видам экономической деятельности. Государственная служба занятости участвует в программе «Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости», предусматривающей широкий спектр мер по развитию малого бизнеса в России, и берет на себя организацию профконсультирования и обучения основам предпринимательства, финансовую поддержку малого бизнеса на стадии становления; создание бизнес-инкубаторов и социально-деловых центров содействия самозанятости населения. В рамках программы обучения основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела свыше 30 тыс. человек в течение 1997 г. заключили договор со службой занятости.

В период реформы резко обострилась проблема роста квалификации работников, занятых на предприятиях. Многим из них недостает не только профессиональных знаний, но и культуры труда, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Причиной этого является то, что система подготовки (переподготовки) и повышения квалификации на предприятиях, служившая многие десятилетия основным звеном, обеспечивающим рост квалификации работников, пришла в упадок. В условиях экономического кризиса предприятия начали сворачивать свою систему профессионального обучения, отдавая предпочтение работникам, имеющим квалификацию
и стаж работы. К середине 90-х годов по сравнению с началом обучение на предприятиях рабочих и повышение квалификации руководителей и специалистов снизилось более чем на 60%. Практически разрушилась система экономической учебы, изучения и передачи передового опыта. Периодичность повышения квалификации рабочих в отраслях промышленности составляет 13-15 лет, руководителей и специалистов - 7-8 лет.

Это побудило государство выступить инициатором воссоздания системы внутрипроизводственной подготовки кадров, приведения ее в соответствие с требованиями становления рынка труда. При этом предполагается, что система внутрипроизводственного обучения персонала будет обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами развития техники, технологии, организации труда и производства; одновременно с этим корректировать стандарты качества образования в стране на всех ступенях профессионального обучения; носить мас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.016 с.)