Самый удобный способ познакомиться с городом - это попытаться узнать: как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самый удобный способ познакомиться с городом - это попытаться узнать: как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.



Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему всё ведомо, и разрешающее себе посему убивать.

Святость - тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть. Он принимает на себя все горе мира.

Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он все прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает.

Сначала мы не любим никого. Затем любим все человечество. Затем некоторых людей, затем единственную женщину, затем единственного мужчину.

Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.

Стремление всегда быть правым - признак вульгарности.

Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто - человеческая нежность.

Тайна моего мира: вообразить Бога без человеческого бессмертия.

Тот, кто не верит в Бога, видит в мире, где людей не ценят по достоинству, только хаос и предается отчаянию.

У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.

Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.

Человек - единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть.

Человек - животное религиозное.

Человек изгнан навек, ибо лишён и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актёром и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признaют наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию.

Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи.

Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.

Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.

Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда.

Чистая любовь - мертвая любовь, если понимать под любовью любовную жизнь, создание определенного жизненного уклада, - в такой жизни чистая любовь превращается в постоянную отсылку к чему-то иному, о чем и нужно условиться.

Чтобы стать святым, нужно жить.

Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Щедрость по отношению к будущему - это умение отдавать все, что связано с настоящим.

Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.

Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный.

Я слишком хорошо знаю себя, чтобы поверить в непорочную добродетель.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог.

 

Жан-Поль Сартр

(1905-1980)

Франция

атеистический (секулярный) экзистенциализм

Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)

Книги

«Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм»

 

Самый известный афоризм

«Ад – это другие»

 

Личность

Рано потерял отца (офицер военно-морских сил). Знакомится с Симоной де Бовуар, ставшей спутницей его жизни. Борец за мир. Националисты взрывают его квартиру в Периже. Отстаивает независимость Алжира («насилие — гангрена, производное колониализма»). Поддержал кубинскую революцию. Участник революции во Франции 1968 г. Из-под ареста его освобождает президент Шарль де Голль («Франция Вольтеров не сажает»). В последний путь его провожало 50 000 человек.

 

Главные идеи

 

1) «существование (экзистенция) предшествует сущности»

2) человек брошен в мир без сущности, в мир, созданный другими людьми

3) он сам создаёт свою сущность в процессе существования

4) так как «Бог умер», человек не может найти для себя опоры «ни в Боге, ни в природе», ни в традиционных ценностях культуры

5) человеку ничего не остаётся, как «делать» себя самому, быть «проектом» «бытия для себя»

6) это возможно, так как человек – свободен (принимать решения, выбирать)

7) в результате свободного выбора (=самореализации) человек формирует свою сущность, определяющую его дальнейшее бытие

8) становление личности длится всю жизнь

 

Философия

 

1) Одно из центральных понятий — свобода как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

2) Концепция свободы воли развертывается в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведенная в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека». «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность.

3) Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

4) современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту». В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

5) Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком. Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознает, что история создается им самим. Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы.

 

Высказывания и афоризмы

«Свобода – это то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»

«Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали»
«Человек, будучи приговорён к свободе, несёт тяжесть мира целиком на своих плечах»

«Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния»

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может»

«Человек обречен на свободу»

«Если человечество вдруг исчезнет, оно в самом деле убьет своих мертвецов»
«Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю»
«Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо»
«Как приятно впадать в безнадежное отчаяние. Это дает право дуться на весь мир»
«Наедине с собой этот человек всегда спит»
«...с каждым днем он все более похож на свой будущий труп»
«А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!»
«Прогресс – это длинный крутой подъем, который ведет ко мне»

«История любой человеческой жизни есть история поражения»

«Когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей»

«Ничто не меняется так часто, как прошлое»

«Я знаю, мне хватит четверти часа, чтобы дойти до крайней степени отвращения к самому себе»

«Вот оно, время, в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь»

«Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёееыми и остаётся неопределённым само значение проблем. Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно…Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»

« Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, — и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает все человечество »

« Если вы одиноки, когда вы один, значит, вы в дурном обществе »

«Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом…»

«Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, иногда — чаще всего — я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня»

«Открыв мир в слове, я долго принимал слово за мир
«Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!»

«Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством»
«У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим»
«Вся сущее рождается без причины, влачит свои дни по слабости и умирает по случайности»
«Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Ее высшее проявление — предоставлять свободу»

 


Мартин Хайдеггер

(1889 - 1976)

Главная книга

«Бытие и время»

1) современная философия утратила понимание сущности и смысл бытия. Вопрос о бытии - главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека.

2) Человеческое существование протекает в сознании начала и конца (рождение и смерть), т.е. протекает во времени. Временность, историчность, забота о себе характеризуют человеческое бытие.

3) Познавать необходимо не столько природу и общество, сколько существование изолированного, уединенного человека, его сущность. Человек понимает, что его существование это, по сути, "бытие для смерти". Смерть оказывается последней решающей возможностью бытия.

4) Человек, будучи существом смертным, всегда охвачен тревогой, которая свидетельствует о том, что он лишился какой-то опоры. Он становится одиноким, когда понимает, что общественные связи и отношения лишены смысла. Человек не может найти смысл своего существования в сфере политики, экономики или техники. Смысл жизни — только в сфере свободы, свободного риска и ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.

5) нужны новые понятия «экзистенциалы». Понятие «человек» он заменяет словом «Dasein» (существование), означающее: «бытие», «здесь – бытие», «наличное бытие», «существование». Бытие человека коренным образом отличается от всякого другого существа, от вещественного бытия в первую очередь. Человек, находясь в бытии, одновременно сопряжен с ним. Это выражается в состоянии обеспокоенности, заботе, в вопрошании вопроса о бытии. Отсюда человек оказывается не случайной частичкой целого. Именно в бытии он обретает свой истинный смысл и цельность. «Dasein» есть бытие сознания, но одновременно оно есть также и мир. Если не существует «Dasein», то нет и мира, это такое «здесь–бытие», через которое говорит и само бытие.

6) Сущность человека «покоится» в «стоянии в просвете бытия», это основание возможности разума и источник самоопределения человеческого существа, присущий только человеческому способу «бытия». «Человек существует таким образом, что он есть «вот» Бытия, то есть его просвет. Это – и только это – бытие светлого «вот» отмечено основополагающей чертой эк–зистенции, то есть экстатического выступания в истину Бытия».

7) Человек, являясь «пастухом бытия», экзистируя, может познать истину, только воспринимая жизнь в контексте своей конкретной ответственности. Он пытается обнаружить сущее, которое постоянно ускользает. Вот эти поиски сущего (раскрытие его смысла) и составляют главную озабоченность человека. Насколько человек самореализуется, настолько раскрываются его возможности.

8) человек отличается от всех других видов сущего тем, что он всегда находится в состоянии определенных возможностей. Он мог бы стать иным, чем является в настоящий момент. Человеку дано такое состояние (когда он может быть неудовлетворен собой) спрашивать: что он такое в возможности? Лишь будучи озабоченным таким вопросом (а другими словами – экзистируя), человек может развивать в себе такие внутренние экзистенциальные акты, как глубинное переживание необходимости, обязанность по отношению к себе самому, ответственность за свои поступки.

9) Мы здесь видим, что важнейшей стороной развития человека является состояние «заботы» о себе и бытии в целом. «Забота», «озабоченность» конструируют особое, экзистенциальное пространство, в котором он пребывает. Хайдеггер различает разные варианты понимания «заботы»: это ее дефективный и позитивный модусы, а так же «метафизическая забота». Дефективным, отрицательным модусом заботы мыслитель характеризует повседневное и усредненное бытие друг с другом. Это тот вид заботы, который проявляет себя в каждодневной, необходимой практике бытия: здесь и «озабочивание» питанием, одеждой, «быть друг за– против–, без друга, проходить мимо друг друга, не иметь дело друг до друга суть возможные способы заботливости».

Забота в контексте ее позитивных модусов имеет две крайние возможности. Первая крайность порождает полную зависимость от другого, когда с человека снимается полная ответственность, и он оказывается в состоянии «подвластности» от другого и неспособным к самостоятельному бытию. Другой вид заботы характеризуется как «заступнически – освобождающий», который помогает «другому стать в своей заботе зорким и для нее свободным». Но наиболее подлинный вариант заботы проявляется в ее метафизическом варианте, который состоит в обеспокоенности миром, самим бытием, и именно такая забота делает человека ответственным не только за развитие своей собственной самости, но и за целостность бытия.

Человек — то, чем он озаботился. Забота как один из центральных экзистенциалов обозначается философом не в качестве суетливого состояния человека в мире повседневности, не в его беге за ускользающим временем, не в его непрекращающимися повседневными жизненными тяготами, а в особом экзистенциальном состоянии, связанным с заботой о метафизике бытия. Забота уже сама по себе требует от человека серьезной решимости, поскольку она предполагает исходное одиночество. Но как бы человек ни был не одинок в повседневном смысле этого представления, он всегда одинок уже самим фактом своего присутствия в мире, своей неповторимостью «само – стояния».

 

Высказывания и афоризмы

«Человек – не господин сущего. Человек – пастух бытия»

Каждый всегда пребывает в диалоге со своими предшественниками; еще больше, возможно, и сокровеннее - со своими потомками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.044 с.)