Классический период античной философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период античной философии



(вт. пол. V – нач. IV вв. до н.э.)

софисты, Сократ, Платон, Аристотель

Софисты

(«учителя мудрости»)

(V – IV в.в. до н.э.)

(Протагор, Горгий, Гиппий)

 

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной школы доказывали с помощью софизмов –логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным; запутывая собеседника софисты («То, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат» (первая посылка ложна, потерять можно лишь то, что имел до начала спора); «У индейцев в головных уборах – перья. У дамы в шляпе перья, значит дама – индеец»; «Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное». «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»).

Это означало, что в качестве критерия оценки мира, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности, но завтра оно может стать плохим, все относительно;

- окружающее зависит от чувственного восприятия человека («то, что здоровому покажется сладким, больному покажется горьким»);

- объективное (истинное) познание недостижимо, существует только мир мнений.

-

Протагор

(5 в. до н.э.)

 

«Человек есть мера всех вещей,

существующих, что они существуют, и несуществующих,

что они не существуют».

 

«О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

«О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения».

«Все подобно всему в каком-нибудь отношении».

Горгий

(5-4 вв. до н.э.)

«ничего не существует,

а если и существует, то непознаваемо,

а если и познаваемо, то передать свои знания другому невозможно»

Скептики

( сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в надёжности истины)

(4 в. до н.э.)

(Пиррон, Секст Эмпирик)

 

- никогда не может быть рацио­нального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому;

- невозможность рационального обоснования нравственных норм;

 

 

 

Пиррон

 

 

- несомненно лишь су­ществование явлений, только они и обладают достоверностью, однако невозможно вывести причин этих явлений;

- единственный критерий истины – видимость ("все лишь кажется"), ощущаемое (видимое) и мыслимое противостоят друг другу;

- любая мысль (или ощущение) — не более чем просто видимость, она такова "не в себе", а лишь в отношении к чему-то другому;

- о различном устройстве органов чувств; о зависимости восприятия от пе­реживаемого человеком состояния (из различных положений, расстояний и мест, предмет кажется иным);

- нравст­венное одновременно и не нравственно, т.к. в одном ме­сте оно признается таким, а в другом нет;

- сколько философов — столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может;

- что приводится для обос­нования какого-либо утверждения, само, в свою оче­редь, всегда нуждается в обосновании и так до беско­нечности;

- относительность всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе;

- невозможно принять какой-либо принцип без доказательств, т.е. в качестве аксиомы.

 

 

Киники

(«циники», «собаки»)

IV в. до н. э.

(Антисфен («истинный пёс»), Диоген Синопский»)

 

 

 

Антисфен

Философия

 

наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным

для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

§ простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

§ умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

§ верность, храбрость, благодарность.

Кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим (метод «негативной филиации идей» «перечеканка монеты»).

Аскесис киников — способность к самоотречению и перенесению трудностей, предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».

Апедевсия киников — способность к освобождению от догм религии, отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.

Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Признается только практический разум, интегрированный с житейской мудростью. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих, а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое может быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п Благо –отрешённость от всего, что делает человека зависимым от (иллюзорного) общего: имущества, наслаждений, искусственных и условных понятий.

 

Основной задачей философии является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Поэтому кинизм представляет собой комплекс практических идеалов.

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

§ Натурализм, исходящий из приоритета природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.

§ Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.

§ Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.

§ Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

 

этический идеал:

 

 

§ крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;

§ презрение ко всем потребностям, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;

§ насмешка над всеми условностями;

§ демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

 

В центре кинической философии – человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом».

Основатель школы Антисфен полагал, что добродетели можно научить. В этом отношении Антисфен первым стал вести образ жизни, искусственно подчеркивающий и выделяющий элементы кинической программы на фоне активности общей массы, и имеющий нарочито-демонстративный характер.

Диоген Синопский

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Александр Македонский: «Проси у меня чего хочешь». Диоген: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце»

Однажды Диоген философствовал на площади. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — «Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот»

Афоризмы Диогена

«Ищу человека»

«Народу много, а людей нет»

«Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья».

«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».

«Я — гражданин мира».

«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл».

«Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе».

 

 

Стоики

(4 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

(Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий)

 

Философия

 

1. Философия сравнима с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами (а также, с животным: кости — логика, мясо — физика, душа — этика; и с яйцом: скорлупа — логика, белок — физика, а желток — этика).

2. Воспрниятие отпечатывается в душе, как в воске.

3. Мир – живой организм, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, поэтому глупо спорить с судьбой, испытывать её. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — страсти. Идеал – невозмутимый мудрец.

4. Всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

  5. Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос.  

Взаимосвязь всего со всем – осмысленный порядок, реализуемый божественной волей (порядок – рок, предопределенная им цель — провидение).

6. Все люди — граждане космоса как мирового государства (равенство свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин). Всякое нравственное действие есть самосохранение и самоутверждение, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

7. Цель человека – жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека).

8. Существует четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением.

9. Все вещи делятся на Благо, зло, безразличие.

 

Афоризмы

«Все хорошие люди – друзья друг другу» (Зенон Китийский)

Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется. (Зенон Китийский)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.251 (0.011 с.)