Четыре Благородные Истины буддизма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре Благородные Истины буддизма



1. Жизнь есть страдание ( преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»;

2. Причина страдания есть желание (низменные желания губят душу, а возвышенные — трудно осуществимы);

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (стараться низменные желания подавлять, а возвышенные осуществлять);

4. Для избавления от желаний нужно пройти восьмеричный путь спасения (знание 4 благородных истин, праведное чувство, праведная мысль, праведная речь, праведный поступок, праведная жизнь, умение входить в состояние просветления, умение пребывать в состоянии просветления непрерывно).

Модель Мироздания

Н и р в а н а

 
 

 


восьмеричный путь спасения

С а н с а р а

 
 


Основные понятия буддизма

Санса́ра (санскр. — «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. В буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

Нирва́на (санскр. — «угасание, прекращение») — понятие, обозначающее высшую цель всех живых существ. Состояние освобождения от страданий, свойственных сансаре.

· свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

· освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

· состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

Ка́рма(санскр. — «причина-следствие, воздаяние», «дело, действие, труд») — вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу в сансаре, испытываемые им страдания или наслаждения. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека.

Реинкарна́ция (лат. — «повторное воплощение»), метемпсихоз (греч. — «переселение душ») — представление, согласно которому бессмертная сущность людей (душа) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. В каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. Цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию.

 

 

Дзен (чань) буддизм

дзен (санскр. — «глубокое сосредоточение», медитация, созерцание, отстранённость, избавление) — «сердце Будды» (любовь и великое сострадание)

— одна из самых популярных сейчас школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма (27 буддийский патриарх), и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке: китайское чань, японское дзэн, вьетнамское тхиен, корейское сон. О Бодхидхарме известно только, что он 7 лет находился в медитации в одной из пещер.

Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума. Сутью учения является «невыразимое», безмятежное, которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину.

Дзен-буддизм востребует раскрытие индивидуальности человека («убей Будду!») и его творческого потенциала (одно неотделимо от другого). Учение направлено на антистандартность, антистереотипность мышления и поведения человека (что чрезвычайно актуально в век массовой культуры и глобализации).

Три ступени медитации:

1) «я вижу горы и реки такими, какими их видят все» (конформистское «баранье» сознание»);

2) «я не вижу ни гор, ни рек» («пустая чаша» сознания, я уже не вижу, как все, но ещё не вижу по-своему);

3) «я вижу горы и реки такими, какими их не видел ещё никто» (неповторимость мировосприятия).

 

 

Две модели обучения (отношения «учитель-ученик»):

1) ученик копирует учителя, осваивая его знания и умения (ученик не идёт дальше учителя, учитель остаётся на месте, статичная модель) – эта модель не принимается;

2) учитель не даёт готовые знания, а ставит проблему, задаёт задачу, даёт загадку, рассказывает коан или притчу, а ученик должен сам найти заключённые там смыслы (ученик становится учителем, учитель – учеником; тем самым исполняется давняя мечта: «Учитель, воспитай себе ученика, чтобы было у кого учиться»; учитель и ученик обмениваются не «яблоками», а «мыслями», и у каждого мысли удваиваются) – эта модель динамичная, обновляющаяся, она и принимается в дзен-буддизме...

 

В отличие от буддизма, дзен-буддизм – нерационален, сверхрационален (ведь именно находясь в состоянии медитации (= иррационального познания мира) Будда и открыл «благородные истины»), в нём нет готовых ответов на вопросы (что такое мир? зачем жизнь?...), их нужно суметь, осмелиться получить самому, сделав своё открытие мира.

Задания, которые даёт учитель ученику: загадки, коаны (темы для размышления), мантры (священные песнопения), притчи (рассказы со скрытым смыслом, до которого нужно добраться), хокку. Эти задания основаны на принципе non-finito (незавершённости, недоговорённости, исходящем из незавершённости самого мира), достроить, додумать, завершить предлагаемую мысль или образ должен сам ученик (читатель, слушатель, зритель), раскрывая при этом свою индивидуальность и творческие интенции.

Разгадайте следующие загадки:

«Корова пролазила в окно, она почти вся пролезла, а хвост застрял, почему застрял хвост»; «Если у тебя есть посох, я дам его тебе. Если у тебя нет посоха, я возьму его у тебя».

Поразмышляйте над такими коанами: «Я рыдал у моря, оно не переполнилось»; «Человек стоит в собственной тени, и думает, почему ему темно»

Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума. Сутью учения является «невыразимое», безмятежное, которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину.

Есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

1. неведение о своей природе (глупость, ошибочные взгляды, неспособность видеть вещи такими, какие они есть, чувство безразличия) — является главной причиной страданий;

2. отвращение (гнев, чувство «безобра́зности», отторжение, неприязнь, ненависть);

3. привязанность (к идеям существования и несуществования вещей, к умозрительности, к нирване, к желаниям и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям).

 

Литература

Радхакришнан С. Индийская философия. – Т. 1., М., 1956

Рой Б. Индийская философия. – М. 1961

Введение в буддизм. Под ред. В.И.Рудого. СПб., 1999

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб. 2000

Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. М., 1992

Железная флейта. М., 1998

Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пять лекций по буддизму. Самара, 1998

Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993

Конзэ Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988

Арвон А. Буддизм. М., 2005

Гийон Э. Философия буддизма. М., 2005

Касевич В.Б. Буддизм. Картина Мира. Язык. СПб., 1996

Категории буддийской культуры. Редактор-составитель Е.П. Островская. СПб., 2000

Плоть и кость дзен.-М., 2001

Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др. Основы буддийского мировоззрения. М., 1990

Судзуки Д. «Основы дзен-буддизма». М., 2007

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Заполните таблицу

«Буддизм и христианство: сходство и различия»

Напишите эссе на тему

«Почему я не буддист»

Попробуйте придумать загадку, притчу, коан или хокку. Или найдите их в литературе и объясните заключённые там смыслы.

Попробуйте нарисовать невидимое (музыку, душу, мечту…).

Ответьте на вопросы

1. Что (Кто) управляет миром с точки зрения буддизма?

2. Чем отличается сансара от нирваны?

3. Почему, находясь в земном мире, душа страдает?

4. Сколько раз душа человека воплощается на земле?

5. Что происходит с душой после её окончательного расставания с телом?

Объясните цитаты и афоризмы

«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха)

 


«Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Будды явственно укажут его» (Гаутама Сиддхартха)


 
«Нирвана — не угасание света свечи, а его растворение в свете дня» (Гаутама Сиддхартха)

«Мир существует, но он — нереален» (тибетский буддизм)

«В тибетской традиции советуют смотреть на жизнь глазами путешественника, который на пару дней остановился в гостинице: ему нравится номер, нравится отель, но не привязывается к ним чрезмерно, потому что знает, что все это не ему принадлежит, и он вскоре уедет» (С. Кхадро)

«К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили» (Далай-Лама XIY)

«Мы обрели это тело, чтобы ощутить сострадание к другим существам. Только ради этого стоит быть человеком. Иначе мы снаружи выглядим как люди, а внутри — гораздо хуже, чем животные. Именно поэтому в мире столько горя» (С. Ринпоче)

 

 

Видеофилософия

Посмотрите фильм Б. Бертолуччи «Маленький Будда» и сформулируйте своё мнение о повествуемых в нём событиях.

Посмотрите на You tube выступление Далай-ламы по какой-либо из интересующих Вас тем и сформулируйте своё мнение о его размышлениях.

 

Выберите тему для реферата

1. Философские аспекты буддизма.

Буддизм в переводах. СПб, 1993.

Глазенапп Х. Буддисткие таинства// Вопросы философии, 1994, № 6,7.

Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

Лысенко В.Г. и др. Ранняя буддистка философия. М., 1994.

Мень А. Проповедь Гаутамы Будды// Наука и религия, 1991, №11, 1992, № 1.

Старостина Ю. Космос в учении Будды// Наука и религия, 1990, № 1-2.

Щюре В. Шакьямуни (Жизнь Будды) М., 1995

 

2. Брахманисткие учения Древней Индии.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980, Гл. 2,4,5,7.

Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963

 

3. Философское учение джайнов.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980. Гл. 2,4-5.7.

Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.

Лысенко В. Г. и др. Ранняя буддистская философия. Философия джайнизма. М.,

1994.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1 - 2. М., 1993.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 
 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.221.67 (0.021 с.)