Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетический трактат («Поэтика»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Подвёл итоги развития всй греческой культуры
Главные идеи:
1) всё сущее предстаёт в виде формы (активное начало, действительность) и материи (пассивное начало, воможность), движение понимается как процесс перехода от возможности к действительности, в ходе который материя теряет свойство стать иной и принимает вид определенного бытия, оформляется, осуществляется. 2) Учение о четырёх причинах и первоначалах всего сущего: а) материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция); б) форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы; в) действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог; г) цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. 3) Бог — "перводвигатель", "форма без материи", "последняя форма" (вечная актуальность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины). В "перводвигателе" действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения. Исходя из понятия причинности, приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин. 4) Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. 5) Если божественный ум, "перводвигатель" или "демиург" есть непрестанная деятельность по оформлению предметов, то человеческий ум — это, согласно А., "возможность предметов без материи". Ум бога вечно актуален, так как он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален, поскольку он лишь становится всем. Основное начало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. Зрительным образом Бога служит небесный купол, обладающий круговым движением. Данное начало самодостаточно, вследствие чего "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". 6) "Последней форме" противостоит чистая материальная причина, возможность как таковая. Вещи с более выраженной целевой причиной делятся на те, которые существуют по природе, — это одушевленные тела, и те, которые существуют вопреки природе, — это искусственные предметы. Первые, обладая душой, могут иметь начало движения в самих себе. Вторые создаются из цели (замысла) творца, для них движущая причина — форма как эталон изделия. Одушевленное тело есть сочетание формальной и целевой причин (душа — форма тела, потенциально обладающего в возможности жизнью). 7) Человек — это общественное или политическое существо(«политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. 8) Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.». Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат. Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума.
Афоризмы «Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь» «Не любит тот, кто не любит всегда» «Друг – это одна душа, живущая в двух телах» «Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так...» «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» «Всякий любит собственное творение больше, чем оно, оживши, полюбило бы его»
Литература А. Боннар «Греческая цивилизация». – М., 1998; Фрагменты ранних греческих философом. - М., 1989; Асмус В.Ф. Античная'философия. - М., 1976; Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985; Мамардашвили М.К. Лекции но античной философии. - М., 1997; Рассел Б. История западной философии. - М., 1993. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Заполните таблицу «Школы античной философии» (в каждой колонке укажите время существования школы, имена главных её представителей, важнейшие идеи)
Ответьте на вопросы 1) Какие два противоположных взгляда на мир олицетворяют Парменид и Гераклит?
Выполните тестовые задания 1. Что, согласно Платону, является мира, всеобщей сущностью бытия: а) огонь б) гомеомерии в) атомы г) идеи 2. Автором знаменитой апории «Ахилл и черепаха» был… а) Платон б) Сократ в) Аристотель *г) Зенон Элейский 3. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем… а) Эпикура б) Парменида в) Демокрита г) Сократа 4. Учение об идеальном государстве было впервые разработано … А) Пифагором Б) Сократом В) Платоном Г) Аристотелем
Выберите тему для реферата 1. Ионийская философия: онтология, учение о познании. Гераклит. Фрагменты сочинений // Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983. Диоген Лаэртский. О жизни; учениях и изречениях...- М., 1979. Культура и искусство античного мира. - М., 1980. Лебанидзе В.Ш. Огонь и космос в философии Гераклкта//ВФ.-1981.-№ 6. Лебедев А.В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Поппер К. Гераклит, Открытое общество и его враги: В 2 т. - Т. 1. - М., 1992. Фрагменты ранних греческих философом. - М., 1989. Чайковский Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте//ВФ.-1997,-№ 8.
2. Элеаты: проблемы бытия. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях... -М-, 1979. Койре А. Заметки о парадоксах Зенона. // Очерки истории философской мысли.-М., 1985. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. - Л., 1988. Ортега-и-Гассет X. Позиция Парменида...// Что такое философия? - М., 1991. Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия//ВФ.-1971,-№ 7. Парменид. Из поэмы "О природе" // Лукреций Кар о природе вещей.-М.,' Цехмистро И.З. Апории Зенона глазами XX в.//ВФ.-1966.-№ 3. Шестов Л. Об источниках метафизических истин /скованный Парменид // Сочинения:В 2 т. - Т. 1. - М. 1993.
3. Атомизм Демокрита. Виц Б.Б. Демокрит. - М., 1979, Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях... - М., 1979. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Сочинения, Т. 40. Асмус В.Ф. Античная'философия. - М., 1976. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985 Мамардашвили М.К. Лекции но античной философии. - М., 1997. Рассел Б. История западной философии. - М., 1993.
4. Эпикурейство: физика и этика. Богомолов А. С. "Быть" и "иметь": эллинизм...//ВФ. 1984. № 6. Гуссейнов А. А. Эпикур: живи незаметно // Великие моралисты. М, 1995. Шакир-Заде А. С. Эпикур. М., 1963. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура// Сочинения. Т. 40. 5. Скептицизм: гносеологическая и этическая версии. Богуславский В. М. О сущности скептицизма..//ФН. 1989. № 3. Телебаев Г.Т. Скептицизм как концептуальная основа культуры мира// ВМГУ. 2003. №3. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Сочинения: В 2 т., Т.2, М., 1976.
6. Неоплатонизм: философия Плотина. Адо П. Плотин или Простота взглядов. М., 1991. Дройзен И. История эллинизма. В 3т. Т.1. Ростов-на-Дону., 1995. Плотин. О бессмертии души//ВФ. 1994. № 3. Плотин. О добродетелях. О диалектике // ВФ. 2002. № 8. Плотин. О том, увеличивается ли счастье со временем. О первом благе и других благах. Об изведении // ВФ. 2003. № 9. Султанов Ш. Плотин: Единое: творящая сила созидания. М., 1996.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2-14 века)
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.008 с.) |