Человек – мост между обезьяной и сверхчеловеком



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек – мост между обезьяной и сверхчеловеком



3) Образ сверхчеловека (поэты, мыслители, святые)

Ступени движения к сверхчеловеку: верблюд, лев, ребёнок

Борьба дионисийского и апполонического начал

Бог умер»

Христианство – религия слабых

Воля к власти

Личность

 

Гений, к его идеям относятся по разному, но не признать его блестящий ум не может никто.

Родился в семье лютеранского пастора, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэра. В 24 года — профессор Базельского университета. Санитар во время Франко-Прусской войны. Гражданини мира, независимый писатель, переезжающий из города в город. С конца 1880-х годов — душевнобольной.

Философия

Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе он считал недобросовестной. Произвёл переоценку ценностей современного ему общества. Его философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

В культуре борятся два начала: Аполлона (символизирует порядок и гармонию) и Диониса (Символизирует тьму, хаос и избыток силы). Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля всегда воля к власти — это интерпретация онтологической основы сущего.

Весь ход эволюции и борьба за выживание — не что иное, как проявление воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. «Падающего толкни!» (дать ближнему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть). Ницше верит в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому.

Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека, отличающегося от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение.

Мораль должна идти не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а должна быть рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.

 

1) «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», все моральные положения относительны. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения.

2) Мораль — способ расширения человеком своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели.

3) Грядут такие «свободные умы», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

4) Христианство, утешая слабых, оставляет их слабыми, поэтому для сверхчеловека «Бог умер».

 

 

Афоризмы

«Страдания — самый короткий путь к истине»

«То, что не убивает меня, делает меня сильнее»

«Если долго вглядываться в бездну, бездна начнёт вглядываться в тебя»

Падающего, подтолкни…

Людвиг Фейербах

(1804-1872)

антропологический материализм

Книга:

«Сущность христианства»

 

 

Главные идеи

критика идеализма и религии:

 

1) не бог создал человека, а человек создал бога,

бог порождён сознанием человека

2) бог — идеальный образ человека, то, чем он хотел бы себя видеть

3) мысль о Боге утешает человека, притупляет его страх и аффекты; компенсируя его бессилие

4) вместо традиционной религии нужна религия любви людей друг к другу

«человек человеку — бог»

5) смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью

 

 

Артур Шопенгауэр

(кон. 18 — 19 века)

иррационализм

пессимизм

Книга

«Мир как воля и представление»

 

 

Главные идеи:

 

1) Мир — Хаос, подчиняющийся не Разуму, а Слепой Мировой Воле к Жизни

1. Мировая Воля не может быть познана и ей невозможно противостоять

2. Мир — наши представления, сущность явлений для нас — загадка

3) Жизнь каждого человека — трагедия, так как она — бессмысленна и бесцельна

4)Человек — бессилен, ему ничего не остаётся как «погасить» свою «волю к жизни», стать орудием Мировой Воли

 


Георг Гегель

(1770-1831)

Объективный идеализм

Книги:

 

«Феноменология духа»

«Наука логики»

«Философия истории»

 

 

Главные идеи:

 

1) Три этапа в развитии мира:

 

а) Мировой дух (Абсолютная идея)

в собственном лоне

б) Природа — инобытие Мирового Духа

в) Человек

 

2) Тождество Мышления и Бытия

(«Всё действительное — разумно, всё разумное -

действительно»)

 

3) Диалектика — 3 основных закона:

 

а) закон единства и борьбы противоположностей

б) закон взаимного перехода количественных и

качественных изменений

в) закон отрицания отрицания

«Феноменология духа». Философия может быть только идеализмом. Если какая-то философия не есть идеализм, то это и не философия. Поэтому предметом философии может быть только сознание. Реальность же становится предметом философского исследования лишь в той степени, в какой она проникает в сознание, отражается в нем.

Учение о сознании, или учение о духе представлено как исследование трех форм сознания: учение о субъективном духе (индивидуальное сознание), учение об объективном духе (коллективное сознание), учение об Абсолютном духе (коллективное сознание в форме искусства, религии, философии).

Самопознание абсолютной идеи не есть мистика, она выражает тот простой факт, что человечество, познавая окружающий мир, познает еще и свое сознание, свои способности к познанию. И если познание объективной реальности – это проблема естествознания, то самопознание – проблема философии. В части форм мышления человек не всегда мыслит так, как он мыслит сейчас.

Вторая книга «Науки логики» посвящена сущности. В ней Гегель говорит о том, что на определенном этапе человеческое сознание начинает различать существенное и несущественное в объекте познания. Формируются такие познавательные формы, как «сущность» и «явление», «случайность» и «необходимость».

Сознание разделяется на рассудок и разум. Разум исторически возникает вслед за рассудком, но при этом не отменяет его. Вершина разума – Абсолютный дух (религия, искусство, философия). Именно через религию, искусство, философию человек находит ответ на вопрос, что он есть, в чем его сущность. Химизм, биологизм не могут дать ответа на этот вопрос. Причем из трех форм Абсолютного духа высшую позицию занимает философия.

Система диалектики формируется в рамках исследования формирования сознания. Согласно Г. Гегелю, сознание развивается благодаря возникновению и разрешению противоречий по схеме: «тезис» - «антитезис» - «синтез». Одному понятию (тезис) противоречит другое понятие (антитезис). В результате их сопоставления получается нечто третье (синтез), который включает в себя элементы тезиса и антитезиса, но не сводимо к ним. Эту логическую операцию Г. Гегель назвал диалектическим «снятием». В процессе развития сознания присутствует такой механизм как переход количества в качество (получивший название как закон перехода количественных изменений в качественные») и механизм «отрицания отрицания» (закон «отрицания отрицания»).

«Философия истории»: история человечества - это единый всемирно-исторический процесс. Тем самым он возражает теоретикам «цивилизационного подхода», отрицающим единство мировой истории и утверждающим факт существования отдельных цивилизаций. Выделяет в мировой истории три этапа развития: Древний Восток, Античность и Христианско-германский мир. Основанием выделения трех этапов истории является осознание народом идеи свободы. Возникновение же государства – первая предпосылка осознания свободы. А поскольку первые формы государства возникают на Востоке, то там же начинается всемирная история. Свой тезис он формулирует просто – есть государство, есть свобода; нет государства, нет свободы. А свободу он понимает как осознанную необходимость в рамках государства.

Государства Востока (Индия, Китай) - это самые примитивные деспотии. Свободен в них только один человек – деспот, остальные – это рабы, которые везут колесницу деспотического величия.

Второй этап всемирной истории – античность. Если в восточных деспотиях свободен один, то здесь свободны некоторые. Здесь Г. Гегель имеет в виду тот факт, что античное общество делится на рабов и свободных граждан, при этом свободные граждане составляют значительную часть общества. Форма правления здесь – демократия и аристократия.

Третий этап всемирной истории – христианско-германский мир. Под христианско-германским миром Г. Гегель имеет в виду ту Пруссию начала 19в., в которой он живет. Для Г. Гегеля это вершина исторического развития, а прусская монархия – лучшая форма правления.

Ответьте на вопросы

1. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения были заложены в трудах:

а) Платона

б) Ф. Ницше

г) Г. Гегеля

д) К. Маркса и Ф. Энгельса

2. Понятие «воля к власти» ввел в философию…

а) В. Дильтей

б) Ф. Ницше

в) А. Шопенгауэр

г) Э. Гуссерль

3. Учение о сверхчеловеке разрабатывал…

а) Г. Фихте

б) В. Шеллинг

в) А. Шопенгауэр

г) Ф. Ницше

4. Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми…

А) Архимед

Б) Галилей

В) Кант

Г) Герцен

5. Высказывания «Дух господствует над миром …», «Мировой дух расточителен и беспощаден…» принадлежат…

А) Г. Лейбницу

Б) И. Канту

В) Л. Фейербаху

Г) Г. Гегелю

 

Выберите тему для реферата

1. Этика категорического императива Канта.

Дробницкий О.Г. Кант – этик и моралист //ВФ. 1974. № 4.

Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы // ВФ. 1996. № 10.

Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта…// ВФ. 1997. № 3.

Троепольский А.Н. Кант и современность: о логике применения категорического императива в моральной практике //ФН. 1991. № 1.

 

2. Жизнь и философия Шеллинга.

Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга // Шеллинг Ф.В. Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 3-39.

Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984.

 

3. Антропологический материализм Фейербаха.

Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1987.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

 

4. Идея сверхчеловека в учении Ницше.

Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания в философии Ницше //ФН. 1999. № 3.

Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

Ф. Ницше, М. Пруст, Ф. Кафка. М., 1995.

 

5. Учение Шопенгауэра и его значение для современности.

Чанышев А.Н. Человек и мир в философии Шопенгауэра. М., 1990.

Шопенгауэр А. Сочинения: В 2 т. М., 1993.

 

 


 

Русская философия

Возникновение — митрополит Илларион «Слово о законе и благодате» (11век)(О соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати, следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого Завета может привести к иудаизму. Идея равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви)

 


Расцвет — 19- первая половина 20 века

Общество любомудров (1823-25 гг., изучение трудов западных философов, попытка сформировать собственную философию)

Материализм - М. В. Ломоносов(18 век, энциклопедист, не отрицал веру в Бога как устроителя мира и источника движения, автор атомо-молекулярной гипотезы, принципа сохранения материи и движения), Н.Г. Чернышевский(роман «Что делать?», антропологический материализм, сторонник «разумного эгоизма»,главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию.

Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого

человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала.

 

 

       
   
 

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм).

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков)

В 40-50 гг. Х1Х в, Славянофилывыступили с критикой поверхностного подражательства Западу, слепого заимствования Западных форм общественной и культурной жизни, их прямого переноса на российскую почву. Основой самобытности России и русской культуры славянофилы считали православие, которое, по их мнению, в гораздо большей степени, чем западный католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской веры. Славянофилы рассматривали западную и российскую цивилизации как родственные, выросшие из единого корня (христианства), подобно двум ветвям одного дерева. Называя Западную Европу «страной святых чудес», они вместе с тем упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, в чрезмерном рационализме, в непонимании России. Они выступали за укрепление солидарности славянских народов. Главное в философском учении славянофилов - стремление к целостности и единству, поиск путей преодоления всех форм разрозненности и разделенности. В этой связи ими развивалось учение о соборности (А.С. Хомяков).Согласно славянофилам, высшая истина дается не одному логическому мышлению, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности. Они видели проявление соборности в крестьянской общине, выступали против крепостного права, но за классовый мир и «прогресс без хирургического вмешательства», т.е. эволюционный прогресс.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - философ, историк, публицист, один из основателей (наряду с Ив. Киреевским) и признанный лидер славянофильства. Развивал идеи христианского гуманизма, утверждающего равную нравственную ценность всех людей, независимо от их индивидуальных и социальных различий. Особую роль в процессе познания отводил «живому» или непосредственному знанию, т.е. интуиции. Говорил о значении целостности человека, под которой понимал взаимную согласованность различных частей души: разума, рассудка, органов чувств, интуиции. Важнейшим качеством общественной жизни считал соборность. Соборность - единение в любви, через церковную общность людей, объединенных единой верой.

 

Западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский)


Русский космизм(К.Э. Циолковский, В.И Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Фёдоров)


 
 

Косми́зм— религиозно-философское учение о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире (противоположном хаосу) и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли о всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиске места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признании соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

 

К. Э. Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

 

В. И. Вернадский

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.

Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его концепция Точки Омега.

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.

Иван Антонович Eфремов (1908—1972) — палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.

Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.

 

 

Марксизм(Плеханов, Ленин)

 

       
   
 

Философия всеединства(Соловьёв, Булгаков, Флоренский)

Особенности русской философии:

1) религиозность

3. нерациональный характер

(женственность русской души)

3) мессианство (Филофей)

4) стремление к целостному знанию

5) связь с практикой

1. единство литературы и философии

2. историософичность

8) софийность

9) любовь


В.С.Соловьёв

(1853-1900)

Объективный идеализм

(философия Всеединства,

философия Вечной Женственности)

Книги:

«Оправдание добра»

«Чтения о Богочеловечестве»

«Смысл любви»

3 этапа эволюции взглядов:

1)теософия 2) теократия 3) теургия

Главные идеи:

1) Целостный мир

Бог

Всеединство

(Истина, Добро, Красота)

София

(Вера, Надежда, Любовь)

Церковь

 

2) Целостное знание

(Религия, Наука, Философия)

 

3) Целостный человек

(соборность, общинность)

Любовь

 

Личность

Отец – историк С.М. Соловьев, автор 29-томной «Истории России с древнейших времен», дед – священник. Окончил Московский университет, защитил магистерскую диссертацию («Кризис западной философии»). Преподавал в Санкт-Петербургском университете. В 1881г. его преподавательская деятельность навсегда прекратилась, когда во время лекции он обратился с призывом, в соответствии с христианскими заповедями, помиловать убийц Александра II.

 

Философия

 

1. Существуют три источника познания мира: знание о реальном мире дается наукой; об идеальном мире – философией; об абсолюте (Боге) – только верой. Поэтому следует создать систему цельного знания («всеединство»).

2. Все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.п. Даже наша Вселенная не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связанное целое.

Стороны любого предмета всегда образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность. Поэтому, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, т.е. стремиться к познанию «всего во всем», в развивающемся в «полярных определениях» единстве.

«Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается по Соловьеву, лишь «цельным знанием». По своей структуре цельное знание есть органическое (а не механическое соединение) единство, «великий синтез» теологии, философии и науки(свободная теософия).

 

Этапы истории человечества:

1) «экологическая ступень» (семья),

2) «политическая ступень» (вместо чисто материального производства зарождается общение между собой всех человеческих индивидов),

3) «церковь» (ступень духовного общения людей мечтал о соединении церкви).

 

В природе каждое существо ограничено, условно и преходяще. Человек же безусловен и вечен не только в Боге, но и в самом себе, ибо в нем присутствует безусловная идея человека идеального. Идеальный человек есть универсальное и вместе с тем индивидуальное существо. В каждом человеке действительно и существенно корениться идеальный, абсолютный человек.

Человек идеальный в реальном бытии представлении человеческой личностью. Ей изначально принадлежит «отрицательная безусловность» в том смысле, что она не хочет и не может удовлетвориться никаким ограниченным содержанием, но одновременно она не хочет и не может насильственно подчиняться общему, растворяться в нем. Этому соответствуют силы ее сопротивления, такие как индивидуализм, переходящий в эгоизм. И все же личность должна сознательно и добровольно исходить, отрекаясь от своего эгоистического самоутверждения, из того, что она может достигнуть «положительной безусловности» и полноты бытия в Боге. Но такое самоотречение не приводит к потери индивидуальности, напротив, только в нем обнаруживается истинное Я и его совершенная жизнь в Боге. Отвергая добровольную причастность Богу, человек становится рабом природы. Этот принцип эгоистического самоутверждения, перенесенный на общество, несет с собой разобщенность, когда отношения людей строятся на основе борьбы за существование, которая порождает безмерные страдания.

Задача человека как разумного и духовного существа не ограничивается собственным спасением, но состоит в стремлении к преодолению всех проявлений зла и несовершенства мира. Посредством наук, искусства и общественных учреждений человечество стремиться к совершенствованию жизни и логично приходит к идее совершенной жизни, совпадающей с божественным предопределением.

На пути к Царству Божьему люди должны опираться на общество построенное на нравственных принципах добра и правды. Моральный миропорядок основан на трех началах: на чувствах переживания стыда, сострадания (жалости) и благоговения (благочестия). Идеал такого общества Соловьев видел в свободной теократии,при которой нравственная власть принадлежит Церкви, сила – царю, как персонифицированному выразителю государственности, а право живого совета с Богом – пророкам, «обладателям ключей будущего».

С точки зрения нравственного критерия, государство есть «собирательно- организованная жалость» по отношению к слабым и обездоленным, гарантия защищенности каждой личности. Отсюда, в свою очередь, следует, что каждая личность обязана выполнять свой нравственный долг по отношению к государству.

Афоризмы

Не так уж много дней отмерено нам, чтобы мы могли позволить будущему пожирать настоящее.

У нас честные люди встречаются реже, чем святые.

Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным.

Человек мог бы быть определен какживотное стыдящееся.


Н. Ф. Фёдоров

(1829-1903)

русский космизм

православная философия

Книга:

«Философия общего дела»

 

Главные идеи:

 

1) смерть исчерпала себя как механизм эволюции

(для духовной эволюции смерть не нужна)

2) смерть — безнравственна

(она — причина человеческих пороков)

3) общее дело всего человечества — преодоление смерти

4)преодоление смерти — возможно (Адам и Ева, Христос), не один атом не погиб, простейшее бессмертие уже есть, человек наделён способностью познавать и действовать

5) преодоление смерти — необходимо (нравственный долг детей, любовь к родителям, улучшение человеческой природы)

6) воскресение всех когда-либо живших на земле людей, заселение других планет

 

 


Н. А. Бердяев

(к. 19 — пер. пол. 20 вв.)

христианский экзистенциализм

персонализм

Книги:

«Философия свободы» «Смысл творчества»

«Судьба России»

«Самопознание»

Главные идеи:

1) человек принадлежит сразу двум мирам: Царство Кесаря (мир призрачный, разрозненность, вражда), Царство Духа (мир подлинный, любовь, свобода)

2) задача человека — освободить свой дух из плена, выйти из мира рабства-вражды — в космическую свободу-любовь

3) путь к этому — творчество, которым человек наделён Богом-творцом (связь творчества и свободы) и любовь (мужчина + женщина = образ Бога); воссоединение в любви есть творчество — образование целостной личности, подобной личности Бога, боголичности

4) смысл истории — обретение людьми свойств «мира свободного духа»

5)особая миссия — у России (синтез Запада и Востока, проблема — неразвитость мужественного духа, дисциплины духа, беспредельность русской души)

 

 

Личность

Вначале увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован и исключён из университета. После революции 1917г. вступил в идейный конфликт с властью, выслан за границу в 1922г. на «философском пароходе».

 

Философия

 

Центральная категория его философии – свобода. Человек, его тело и дух находятся в плену у мира, некоего призрачного бытия, что есть следствие его грехопадения. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, выйти из рабства в свободу. Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку он есть подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны. Свобода и предполагает творчество, а творчество предполагает свободу.

В центре внимания – философская антропология – учение о свободе человека и его духовности, – которая разворачивается как историческая драма борьбы природного и духовного (свобода, творчество, любовь, красота, добро как Божественное откровение) начал в человеке и его истории.

Исходная философская установка: только целостный человек, вкорененный в глубины бытия и воодушевляемый Богом, может служить основанием и целью сущего.

Духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание, превышающее его природные данные. Сознание и самосознание не есть лишь психологические феномены, они связаны с Божественным духом.

Это определяет особое положение человека в мире. Человек есть демонстрация духа, которому принадлежит примат над бытием. Поэтому в своем самосознании человек ощущает себя не тварью, а центром вселенной. Духовность связана с личностью (персонализм). Личность существует на пересечении двух миров – духовного и социального. Личность внедрена в общество и призвана к общественной жизни.

«Падшее» объективированное общество превращается в социальную обыденность, давящую личность, проявляет себя как враждебная ей сила. Личность, черпающая свои ценностные ориентации из собственного духовного опыта, с необходимостью сопротивляется любым формам давления со стороны общества, ведет с ним постоянную борьбу за свое самоопределение. В этом проявляется антиномия личности и общества, суть которой связана с тенденцией абсолютизации власти общества над личностью, с превращением личности в средство для достижения «общественных целей».

Антиномичность русского национального самосознания, раскрытие которой позволит подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России. Корень подобной антиномичности – в серединном положении России между Востоком и Западом. Россия не может противопоставлять себя Западу, равно как и стремиться стать Западом. Россия должна сознавать себя Востоком-Западом, ее призванием является соединение двух миров, а не разъединение их. Но и Западу нужна Россия как «свое-другое», которое позволит ему преодолеть ограничивающую его самонадеянность.

История есть путь к иному миру. Ее смысл в том, чтобы раскрылись все ее противоречия и проявились все духовные силы.

 

Литература

Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб. 2001

Зеньковский, В.В. История русской философии. Л.– 1991. Т.1,2.

Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии. М.,1996. Т.1,2,

Лосский, Н.О. История русской философии. М.,1991

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.,1995

Сербиненко В.В. Русская философия. М.,2005

Философия истории в России: Хрестоматия. М.,1996.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Выполните тестовые задания

1. Первым древнерусским философом считается…

а) Илларион

б) Никон

в) Филофей

г) Мономах

2. Истоки философии естествознания в России связаны с именем:

а) М. В. Ломоносова

б) И. М. Сеченова

в) В. И. Вернадского

г) И. И. Мечникова

3. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был…

а) М. А. Бакунин

б) Н. Г. Чернышевский

в) А. П. Герцен

г) В. С. Соловьев

4. Первые представление о философии на Руси сложились после…

а) возвышения Московского государства

б) принятия христианства

в) составления «Русской Правды»

г) монголо-татарского ига

5. Идея о неизбежности эпохи ноосферы в эволюции жизни на нашей планете была впервые высказана…

А) К. Марксом

Б) Д. Менделеевым

В) В. Лениным

Г) В. Вернадским

 

Видеофилософия

Посмотрите на You tube

Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Особого пути у страны не бывает» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

 

Выберите тему для реферата

1. Проблема специфики русской философии.

Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // ВФ. 1991, № 8.

Валицкий А. По поводу "русской идеи" в русской философии // ВФ. 1994. № 1.

Власенко К. О национальном характере русской философии // ВМГУ.1990. № 4.

Карасёв Л. В. Русская идея (символика и смысл)// ВФ. 1992. № 8.

Малахов В. Возможна ли философия по-русски? // Логос. № 8.

Российская ме



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.053 с.)