Каковы этапы истории философии?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы этапы истории философии?



Обычно в истории философии выделяют следующие периоды:

I. Философия Востока – возникнув в «осевое время истории», (7-4 вв. до н.э.) учения Индии и Китая существуют до наших дней.

II. Философия Античности«осевое время истории» – V в н.э.

III. Философия Средних веков – V в.н.э. – середина XIV в.

IV. Философия Возрождения– середина XIV - XVI в.

V. Философия Нового времени – XVII в.- XVIII вв. (в том числе, эпохи Просвещения (XVIIIв.)

VI. Немецкая классическая философия – XVIII-XIX вв.

VII . Русская философия – рождение – XII в.,период расцвета – XIXв.-первая половина XX в.

VIII. Современная философия (конец XIX вв. – наши дни).

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ



Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток — это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если Западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для Восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток — это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» или «Недеяние». Эти термины, во многом, характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем.

Восто́чная филосо́фия — зародилась практически одновременно с философией Древней Греции. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир.


Особенности восточной философии

1) религиозность,

2) спиритуальность,

3) интуитивизм,

4) интровертность (обращенность к внутреннему миру человека),

5) пессимизм,

6) единство субъекта и объекта

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


— одна из самых древних философий в мире, зарождение ее относят к X—IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до 1500 г. до н. э.).

Основные черты:

синтетический подход, когда любая философская проблема исследуется со всех сторон (с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии, теории познания);

непрерывность развития, опиравшегося на древние тексты;

терпимость одних философских школ к другим, допускавшая их параллельное развитие и плодотворное взаимовлияние;

органическая близость к образу жизни своих сторонников и духовно-теоретическое обоснование его.

Индийские философские системы отличаются общностью моральных и духовных взглядов, которая характеризуется следующими чертами. Целью философской мудрости является не интеллектуальная любознательность, а практическое руководство праведной жизнью; согласование ее смысла с природой вселенной; вера в вечный нравственный миропорядок, действие которого распространяется на все сущее — от небесных тел до человека и отдельного атома; концепция причинно-следственного закона кармы, управляющего как судьбами отдельных существ, так и устройством физического мира; восприятие вселенной как арены для нравственных деяний; отношение к незнанию как к причине зависимости и страданий; практическая ориентация на духовное самосовершенствование и самоконтроль над низшим «Я».

История развития индийской философии имеет три периода: 1) ведийский — 1500—500 гг. до н. э.; 2) классический, или брахмано-буддийский — 500 г. до н. э. — 1000 г. н. э. (Чарвака, Джайнизм, Буддизм, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта); 3) послеклассический, или индуистский.

Школы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные и неортодоксальные.

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед (школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, но считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед).

Ко второй группе относятся главным образом три основные школы – материалистическая (чарвака, или локаята), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед.

 

БУДДИЗМ

(6-5 века до н.э.)

основатель – Гаутама Сидхартха (Шакья Муни)


Основополагающий текст

«Трипитака» (Три корзины»)

Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) — «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение, в котором отсутствует образ Бога, а миром правят законы.

 

Личность Гаутамы

 

Происходит из царского рода, в юношеском возрасте сбегает из дворца, у которого – «слишком высокие стены», прячущие жизнь. «Он уходит в Ночь, чтобы найти День». Во время его путешествия происходят 4 встречи: старика (что такое старость?), больного (что такое болезнь?), похоронной процессии (что такое смерть?), аскета (умерщвляющего тело для постижения истины). Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, Гаутама становится аскетом. Через 7 лет (не получив ответы) прекращает аскетизм, и начинает заниматься медитацией, во время одной из которых достигает просветления (в этот миг и превращаясь в Будду).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.01 с.)