Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зачем человеку открыто знание о смерти?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтобы человек начал ценить жизнь («имеем — не храним, потерявши — плачем»), размышлять о её смысле («человек начинается с плача об умершем» (М. Мамардашвили), беречь её («смерть нужна, чтоб нужна была жизнь»). «Смерть нужна, чтобы зло не было вечным» (христианство), ведь умирает ложное, ненужное, вредное, то есть несовершенное, временное, то, что и должно умереть. Из поиска ответа на вопрос «зачем нужна жизнь, если есть смерть» и рождаются мифологические, религиозные, философские размышления, и составляющие суть человеческой культуры. Знание о смерти — мощнейший толчок для познавательной и преобразовательной активности человека, выводящий его из состояния растительной спячки, безразличия и ленности (ведь надо успеть понять и сделать что-то достойное). Знание о смерти - «пощёчина», приводящая человека в сознание, приводящая его в себя. 6) Какого пиковое состояние человеческой жизни? Любовь... понимаемая как синоним жизни («люблю — значит, живу»). Если я не люблю, то доказать что я живу невозможно. Любовь — максимальное напряжение и выражение человеческой индивидуальности («скажи, кого ты любишь, и я скажу, кто ты»). Любовь (в противоположность ненависти и эгоизму) соединяет человека с человеком, Богом, природой, родиной, делом, самим собою. Самое короткое определение любви — библейское «и стали два одним», кем, новым человеком, «единством множественности» (Делёз???).
Когда человек «увидел» себя? Переход от изучения природы, космоса к изучению самого себя («антропологическая революция») совершают в 5-4 веках до н.э. Сократ («познай себя, чтобы стать счастливым») и Протагор («человек есть мера всех вещей»). Тем самым, формируется антропоцентричная картина мира.
Каким себя увидел человек?
История человека — история самопознания, поиска самоидентификации. Это происходит через соотнесение-отличение себя от другого: я не мёртвый, я не зверь, я не вещь, я не бог (но одновременно, во мне есть крупицы всего). Я — индивид (один из «homo sapiens), индивидуальность (неповторим), личность (способен на адекватное самопознание, самораскрытие, активное социальное творчество)
9) Свобода (внешняя и внутренняя) — условие самораскрытия человека Свобода — отсутствие внутреннего и внешнего принуждения, к каким-либо действиям или поведению, возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Свобода всегда ограничена необходимостью (внешним принуждением, поэтому она — «осознанная необходимость» (Б. Спиноза); и ответственностью (внутренними ограничениями) (поэтому «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»). Человек «обречен на свободу», она является его «онтологической характеристикой» (Ж.-П. Сартр), но, чем больше свободы, тем больше риск выбора, больше ответственности и «меньше чувство безопасности» (Э. Фромм). В результате, современный человек начинает «бежать от свободы». Две крайности: фатализм (от человека ничего не зависит) и волюнтаризм («что хочу, то ворочу»). Внешняя свобода для современного человека, чаще — уже данность; внутренняя свобода (индивидуального, творческого, конструктивного самораскрытия), для многих — ещё перспективная цель.
Литература
Бубер М. Проблема человека. // Бубер. Два образа веры М.,1995 Гроувс К. Происхождение современного человека //Человек №3 1996 Казаков Е.Ф. Антропология. – Кемерово, 2006 Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. №4 2007 Лобкович Н. Что такое личность? // Вопросы философии №3 1998 Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб, 1997 О человеческом в человеке. М.,1991 Проблема человека в западной философии. М.,1988 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990 Фромм Э. Душа человека. М.,1991 Хрусталев Ю.М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее // Философские науки. №7 2003
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Объясните цитаты и афоризмы «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить» (Сократ) «Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель) «А наши философы? Сочиняя книги о презрении к смерти, ни один не забывает надписать на них свое имя» (Цицерон) «Человек предполагает, а Бог – располагает» (Фома Кемпийский) «Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости» (А. Шопенгауэр) «Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем» (А. Шопенгауэр) «Величие человека в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность» (Гёте) -------- добавим от себя: а вечность – в мгновение… «Лишь всё человечество вместе является истинным челолвеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми» (Гёте) «Каждый человек – это мир, который с ним рождается, и с ним умирает: под всякой могильной плитой лежит всемирная история» (Г. Гейне) «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак» (Гитлер) «Есть человек – есть проблема. Нет человека – нет проблемы» (И. Сталин) «Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать. И всё равно, смерть - пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение жизни» (Стив Джобс)
Заполните таблицу «Человек, животное, компьютер: сходство и различие»
Нарисуйте схему основных этапов антропосоциогенеза (с эволюционной точки зрения) от первых палеоантропов до homo sapiens (укажите название предка человека, местоположение и время жизни)
Заполните таблицу «Представления о происхождении человека»
Выполните тестовые задания: 1.Под антропосоциогенезом в философии понимается: а) процесс эволюционного развития нашей планеты б) процесс эволюции биосферы Земли в) процесс исторического развития человеческого общества г) процесса возникновения человека и общества 2. Целесообразная деятельность людей, направленная на использование природы в целях удовлетворения общественных потребностей, именуется… А) общественным развитием Б) общественной деятельностью В) трудом Г) прогрессом
3. Человек есть существо… А) биологическое Б) психологическое В) всецело социальное Г) биосоциальное 4. Суждение о том, что главным фактором формирования сознания является труд, характерно для такого течения как… А) экзистенциализм Б) прагматизм В) марксизм Г) модернизм 5. Движущими силами общественного поведения людей являются биологические инстинкты, - считают сторонники… А) экзистенциализма Б) персонализма В) фрейдизма Г) герменевтики 6. Переход от присваивающего хозяйства к производящему это… А) техническая революция Б) экономическая революция В) культурная революция Г) неолитическая революция Д) палеолитическая революция
Видеофилософия
Посмотрите на You tube ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Поиски смысла жизни бессмысленны» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
Выберите тему для реферата
1. Проблема биологического и социального в человеке. Волков, Ю. Г. Интегральная природа человека (естественнонаучный и гуманитарный аспекты) / Ю. Г. Волков, В. С. Паликарпов. М., 1994. Мещеряков, Б. Введение в человекознание / Б. Мещеряков, И. Мещерякова. М., 1994.
2. Происхождение человека Эволюция Номо: традиционные механизмы и новые факторы // Человек, 1998. №1. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984. Казначеев В. Феномен человека: комплекс социоприродных...//ВФ. 1988. №7. Козлова М. С. Путь гоминид как адаптивной стратегия // Человек. 1999. № 1. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества // ВФ. 1993. № 3. Панов Е. На острие социальной эволюции: "Я"-"МЫ"-"ОНИ" // Человек. 1998. №2,3 Гроувс К. Происхождение современного человека // Человек. 1996. №3. 3. Смысл смерти и бессмертия человека. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности //ФН. 1990. № 5. Рязанцев С. Философия смерти. СПб., 1994. Воробьев С. Смерть: конец или начало?//Человек. 1991. - № 2. Кеннези Л. А. Что сулит нам продление жизни // Человек. 2002. - № 3. Культин С. В. Бессмертие: иллюзия или реальность // ФН. 1991. - № 9. Неретина С. С. Смерть как условие бессмертия // Человек. 2002. № 4. Харрис Дж. Сканирование горизонта этической проблемы бессмертия // Человек. 2002. № 3. 4. Самоубийство в разных временах и культурах. Рациональный суицид. Проблемы эвтаназии. Андреев И. Л. Заказное самоубийство... // ВФ. 2000. № 12. Мадоян И. Д. Гуманистические идеи и проблема эвтаназии // ФН. 1999. № 3-4. Фут Ф. Эвтаназия//ФН. 1990. №6. Хэмфри Д. Когда суицид рационален//Человек. 1992. - № 6.
С О З Н А Н И Е Сознание — свойственная человеку способность отражения, идеального воспроизведения, продуцирования и преображения действительности, субъективный образ объективного мира. В материализме сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительность, как осознанное бытие, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под С. имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. При социологическом подходе С. рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм. В психологии С. трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире.
Важнейшие качества сознания: 1) идеальность — составляющиеся сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли; 2) интенциональность (от лат.intentio – тенденция, стремление) выражает направленность сознания на какой-либо предмет, сознание есть всегда «сознание о…» внешнем и внутреннем бытие (самосознание); 3) инструментальность — оперирование познавательными средствами (образы, понятия, знаки, символы, метафоры, методы); 4) активность — избирательность и целенаправленность, выделение главного, продуцирование новых идей; 5) системность — взаимосвязь мыслительных процессов (ощущений, восприятий, представлений, воспоминаний, фантазий, воображения, интуиции, психических переживаний); 6) эпистемичность — выражение в сознании внутреннего мира человека (его сомнения, веры, убеждения, уверенности).
Поскольку предмет сознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Сознания нет без самосознания.В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Сознание в человеке взаимодействует с бессознательным (в определённой степени, они функционируют автономно друг от друга). Бессознательное –совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (инстинкты, интуиция, автоматизмы, сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости...) (более подробно о бесознательном см. Философию психоанализа, с.). Сознание и язык. Язык – система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Функции языка: номинативная (способность языка обозначать и представлять мир вещей и предметов), познавательная (участие в процессе познания), коммуникативная (участие в процессе общения людей).
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры. Общественное сознание развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего. Общественное сознание — это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, человечества в целом. Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая общественное бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие. Литература
Гадамер Х.-Г. Язык как среда герменевтического опыта // Гадамер. Истина и метод. М.,1988 Елистратов В.С. «Сниженный язык» и «национальный характер». //Вопросы философии №10 1996 Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. №10 1990 Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,1998 Патнхэм Х. Философия сознания. М.,1999 Прист Ст. Теории сознания М.,2000 Серл Дж. Открывая сознание заново М.,2002
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Объясните цитаты и афоризмы «Сознание есть отличительный признак совершенного существа» (Л. Фейербах) «Сознание боится пустоты» (П. Валери) «Центр нашего сознания бессознателен, также как ядро солнца темно» (А. Амьель) «Сознание захватывает лишь те области, которые покинул инстинкт» (Э. Дюркгейм) «Сознание столь же темно, что и бессознательное» (П. Рикер) Выполните тестовые задания 1. Философское понятие «сознание» означает: а) дееспособное состояние человека в отличие от недееспособного б) способность человека к осмысленному отражению действительности в) духовную основу явлений действительности г) степень развития личности («сознательность» человека) 2. Рефлексивность мышления означает: а) что в основе мышления лежат условные и безусловные рефлексы б) сходство человеческого мышления с мышлением животных в) способность мышления к самоанализу, самооценке, самокритике г) неизбежность заблуждений и ошибок в человеческом мышлении 3. Что имеется ввиду, когда говорят об активности сознания: а) решающее влияние сознания на развитие материи б) независимость сознания от материи в) целенаправленная избирательность отражения объектов г) зеркальное копирование отражаемых объектов 4. Выделите качество, которое отличает сознание человека от психики животных: а) способность к отражению действительности б) способность к образному восприятию в) чувственное отражение действительности г) самосознание
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Коллективное бессознательное не существует» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
Выберите тему для реферата
1. Сознание как философская проблема. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. - М., 1995. Корявко Г. Философское сознание как рефлексия //Вестник МГУ.-1992.-№ 3. Красиков В.И. Философия как концептуальна рефлексия (философская пропедевтика). - Кемерово, 1999. Гл. 3, разд. 1, § 5,- разд. 4.§ 4. Мамардашвили М. Сознание как философская проблема//ВФ. - 1990. - № 10. Юров С.В. Феномен сознания и внешний мир //Вестник МГУ. Сер. 7.-1991.-№ 4. 2. Проблема бессознательного. Краус, В. 3. Фрейд и литература // Вопросы философии. 1995, №2. Овчаренко, В. И. Осознание бессознательного // Философские науки. 2000. № 10; 200). № 1. Фрейд, 3. Психология бессознательного. М., 1989. 3. Понятие общественного сознания. Общественное сознание и его формы. - М., 1986. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. Сознание в социокультурном измерении. -М., 1990. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. 4. Массовое и индивидуальное сознание: единство и различие. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4. Хевеши, М. А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы // Философские науки. 2001. №2.
Г Н О С Е О Л О Г И Я (Э П И С Т Е М О Л О Г И Я) Гносеология – теория познания. Познание — деятельность по обретению знаний, постижению истины. Под истиной понимается точное и достоверное отображение реальности в знании.
1. Существует несколько концепций истины 1) Корреспондентская (от лат. respondeo – соответствовать) или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту. 2) Когерентная (согласованная)концепция усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. 3) Конвенциональная концепция предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. 4) Прагматическая концепция рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту, имеет благие последствия для человеческой жизни, может успешно применяться на практике, приводит к успеху. 5) Экзистенциалистская концепция трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Единой, общей, объективной истины не существует. Истина понимается как индивидуальное и необъективируемое явление(Кьеркегор:«Истину нельзя знать, в ней можно только быть»), не разделяющее объект и субъект познания. Поэтому за истину можно умереть. «Моя» истина никому другому пригодиться не может, бытие открывает каждому свой собственный смысл. 6) Постмодернистская концепция исходит из множественности несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин. О природе истины ничего нельзя сказать с определенностью, общих истин, абсолютной истины не существует (знание должно ограничиваться чем-то узким, специфическим). Мы не знаем, какая истина, а знаем лишь, как нам её описывают.
Виды истины Абсолютная – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная – неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная — знание, верное лиши для определённого явления в определённых обстоятельствах. Абстрактная — обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание. Объективная — знание, независиммое от субъективного мнения человека. Субъективная — знание, которое человек считает верным.
4.Критерии истины Неосновные: 1) логичность, непротиворечивость 2) соответствие уже прошедшим проверку знаниям 3) эксперимент 4) «научные знания — те, которые можно опровергнуть» (Поппер) 5) время («время покажет») 6) красота («некрасиво поступил», «некрасиво сказал») 7) душа (что «греет душу») 8) продуктивность (Гёте: «истинно то, что плодотворно»)
Основной: практика (шире, жизнь, которая «покажет», «научит», «рассудит», всё расставит по своим местам»)
Неистинное знание Заблуждение – непреднамеренное искаженное представление об объекте. Ложь — сознательное, преднамеренное искажение истины.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.011 с.) |