Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из «идолов», мешающих истинному познанию, были выделены Ф. Бэконом.

Поиск

а) идолы имени

б) идолы рода

в) идолы пещеры

г) идолы рынка

д) идолы язычества

е) идолы театра

4. Под научным методом в теории познания понимаются:

а) любые подходы, пригодные для познания

б) формы научного познания

в) категории науки

г) специальные приемы и правила, обеспечивающие получение достоверных результатов в познании

5. Согласно Р. Декарту наибольшей достоверностью обладают следующие средства познания:

а) интуиция

б) экспериментальные факты

в) дедукция

г) индукция

6. Согласно Ф. Бэкону наиболее достоверными являются следующие средства познания:

а) интуиция

б) факты, данные опытом

в) индукция

7. Позиция эмпиризма в познании означает что:

а) в познании необходимо использовать эмпатию, т.е. уподоблению субъекта объекту

б) главная роль в познании принадлежит рациональному мышлению

в) рациональное мышление и факты взаимообусловливают друг друга

г) все знания человек получает опытно-экспериментальным путем

 

Посмотрите на You tube

 

ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Интеллект – не дар, а наказание» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам

 

Выберите тему для реферата

 

1. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания.

Голдстейн М. и Н.Ф. Как мы познаем. - М., 1984.

Филатов В.Н. Научное познание и мир человека. - М., 1989.

Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика). - Кемерово, 1999. Ч. 3, разд. 2, § 1.

Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. - М., 1980.

Смирнов Г.А. Проблема непосредственного знания в истории философии и принцип формализации научных теорий//ВФ.-1995;-№ 9.

Уайтхед А.Н. Видимость и реальность // Избранные работы по философии. Разд. 3,4, гл,11, 14. - М., 1990.

2. Чувственный опыт и рациональное мышление: их взаимодействие.

Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта//ВФ.-1994.-№ 2.

Ойзерман Т. И. Сенсуалистские гносеологии //ВФ.-1994. № 6.

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988.

Тыщенко А.И. О гносеологическом статусе философского знания //Вестник МГУ. Сер. 7.-1994.-№ 3.

3. Категории "субъекта" и "объекта" в познании.

Кант И. Критика чистого разума. Кн. 2: Аналитика основоположений. - М, 1994.

Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии.-

Лапицкий В.Г. Структура и функции субъекта познания. - Л., 1983.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

Любугин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта к объекта. - Екатеринбург, 1993,

Роговни М.С. и др. Структурно-уровневый анализ соотношения субъектив­ных и объективных компонентов процесса познания //ВФ.-1985. №10.

4. Ложь.

Бердяев Н. Парадокс лжи // Человек. 1999. № 2.

Жуари Ж.-П, Истина и заблуждение // ВФ. 1987. № 4.

Красиков В. И. Ложь // Этюды самосознания. Кемерово, 200

 


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах их получения и использования.

 

 

Особенности научного знания

(критерии научности, отличающие его от обыденного, религиозного, эстетического знания):

 

1)обнаружение объективных законов действительности;

2) прогнозирование (научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности

3) системность, взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство;

4) постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты);

5) получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть, непредвзятых);

6) логическая доказательность (последовательность, аргументированность);

7) опытная обоснованность.

Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (гуманитарные, социальные науки), мышлении (логика, гносеология). По удаленности от практикифундаментальные ( где нет прямой ориентации на практику), и прикладные (с непосредственным применением результатов познания на практике).

 

 

Возникновение и развитие науки

Преднаука (доклассический этап) зарождается на Древнем Востоке, в Греции, Риме, Средние века). Наука возникает в Новое время (XVI – XVII вв.).

 

В своем развитии она проходит четыре этапа:

1) романтический — наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины;

2) классический (XVII – XIX вв.) стремление исключить всё, что относится к субъекту, средствам его деятельности, господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения;

3) неклассический (первая полов. ХХ в.) отвергает объективизм, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора;

4) постнеклассический (вторая половина ХХ в.) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами.

 

 

Два основных уровня научного знания:

1) эмпирический — получение и описание фактов, живое созерцание, рациональный момент здесь имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ;

2) теоретический — создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального.

 

 

Основных группы научных методов:

1) о бщенаучные (модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент)

2) ч астнонаучные, применяемые в определенной отрасли науки.

3) философские

 

Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях.

В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление их непрерывной живой процессуальности и взаимосвязанности («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него.

 

Общенаучные методы:

анализ – реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;

синтез – соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);

абстрагирование — отвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания предмета за счёт упрощения представления о нём;

идеализация— конструирование объекта, не существующего в действительности, чтобы её оценить и задать направление для совершенствования;

моделирование— создание искусственного аналога (копии) действительности, исследование его, перенесение полученных результатов на оригинал;

индукция — движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;

дедукция – движение познания от общего к частному, единичному;

аналогия — перенесение свойств одного явления на другое на основании существенного сходства между ними.

 

Проблема разграничения (демаркации)

науки и не-науки:

 

1) принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение, только если оно эмпирически проверяемо;

2) принцип неверифицируемости: нетрудно получить эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории, критерием демаркации является фальсифицируемость, принципиальная опровержимость любого утверждения относимого к науке, научное знание — непрерывный поток предположений (гипотез) и их опровержение (К. Поппер (1902-1994) «Логика и рост научного знания»).

 

 

Этапы научного исследования:

1) постановка проблемы («знание о незнании»);

2) формулирование целей и задач исследования;

3) выбор методов исследования;

4) формулирование гипотезы (предположительного результата исследования);

5) накопление эмпирического материала (сбор фактов);

6) проверка, оценка и систематизация фактов;

7) построение теоретического положения, подтверждающего или опровергающего гипотезу.

Парадигмой (от греч. – образец) называется совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследования, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию (Т. Кун (1922-1996) «Структура научных революций»).

Конце́пция, или конце́пт (от лат. Conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея, определяющая стратегию систематического исследования; определённый способ понимания, трактовки явления.

 

 

Литература

Белов В.А. Ценностное измерение науки. М.,2001

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.М.,2003

Ильин В.В. Критерии научности знания. М.,1989

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.,1998

Кун Т. Структура научных революций. М.,1977

Лесков Л.В. Наука как самоорганизующая система //Общественные науки и современность №4 2002

Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.,2001

Мамчур Е.Я. Наука: возможности и границы. М.,2003

Маркова Л.А. Наука и религия: проблема границ. СПб.,2001

Научные и вненаучные формы мышления.М.,1996

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998

Социальный контекст науки. С.,1998

Степин В.С. Теоретическое знание. М.,2000

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Соотнесите положительные и отрицательные стороны научного прогресса, что «перевешивает»?

2. Делает ли развитие науки человека лучше, способствует ли совершенствованию нравов людей, развитию искусства?

3. Какие проблемы, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, наука может решить, а какие – нет?

4.

 

Объясните цитаты и афоризмы

«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид)

«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

«Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать её бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нём порядок» (Ф. Бэкон)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень)

«Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы» (Т. Гексли)

«Дело науки – возведение всего сущего в мысль» (А. Герцен)

«Что вы можете доказать себе и своему времени силою разума, логики, науки, - того хочет время» (Ф. Лассаль)

«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Б. Барух)

«Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной» (Н. Бор)

«Если теория не красива, она не верна» (?)

«Три стадии признания научной истины: первая - "это абсурд", вторая - "в этом что-то есть", третья - "это общеизвестно"» (Э. Резерфорд)

«Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете» (Б. Рассел)

«Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми» (Ж. Ростан)

«Наука - это кладбище гипотез» (А. Пуанкаре)

Выполните тестовые задания

1. Автором известного труда «Структура научных революций» является…

а) К. Ясперс

б) К. Поппер

в) Т. Кун

г) Б. М. Кедров

2. Расположите формы научного познания в последовательности, которая отвечает логике научного исследования (обозначьте ее буквами):

а) научная теория

б) гипотеза

в) закон

г) проблема

д) факт

3. Под научной проблемой в теории познания понимается:

а) отсутствие приборов, необходимых для проведения эксперимента

б) отсутствие научных связей с коллегами

в) описание противоречий между теорией и практикой или внутри теории, требующих разрешения

г) «утечка мозгов», т.е. эмиграция отечественных ученых в другие страны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.01 с.)