Проблема психо-физиологического параллелизма (дуализм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема психо-физиологического параллелизма (дуализм)



 

Человек состоит из двух автономно существующих субстанций: души и тела.

Душа — мыслящая субстанция

Тело — протяжённая субстанция

Тело не способно мыслить, а душа не имеет протяжённости.

 

 

Четыре правила рационального мышления

 

1) Начинать мышление нужно с аксиом

2) Нельзя пропускать ни одного логического звена, одно звено пропущено, вся цепочка рвётся

3) Нужно мыслить дедуктивно (от общего к частному), что позволяет понять место и роль части внутри целого

4) Нельзя доказывать неизвестное, опираясь на неизвестное

 

 

Главные идеи. Я сомневаюсь во всём. Но что такое сомнение, как не мышление? Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Если я мыслю, значит, я существую. Мышление – главная сущностная характеристика человека. Мыслить необходимо непрерывно. Если человек не мыслит, то доказать, что он человек – невозможно.

В отыскании истины нужно руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни особенно чувствам, так как они часто обманывают нас, поэтому надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить или вновь добытые, или старые, но проверенные разумом. Отыскать истину можно только правильно применяя разум, то есть, располагая правильным методом.

Бог не обманщик. Если он наделил человека познавательной способностью, то она не может быть ложной. Значит, человек способен познать мир. Следовательно, мир – познаваем.

Для избежания ошибок в рациональном познании мира необходимо следовать 4 правилам: начинать познание надо с аксиом; разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы; в ходе размышления нельзя пропускать ни одного логического звена, то есть мышление должно быть последовательным и непротиворечивым; нужно использовать дедуктивные умозаключения (то есть рассуждать от общего к частному). Главный критерий истины – ясность и отчётливость суждений.

«Корнем» древа познания является метафизика (философская дисциплина о первых началах и высших причинах всего существующего, предмет её исследования - Бог, душа и начала совершенного знания), «стволом» - физика, «кроной» - все остальные науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике, этике.

Р.Декарт говорит о дуалистическом строении человека (проблема психофизиологического параллелизма). Если душа человека определяется им как мыслящая субстанция, то тело – как протяжённая субстанция. Обе субстанции существуют автономно друг от друга, соединяясь лишь в шишковидной железе (гипофизе) головного мозга человека.

 

Характерные высказывания

 

«Я мыслю, следовательно, я – существую».

«Дайте мне материю и движение и я построю из этого вселенную».

«Невозможно достигнуть никакого знания иначе, как путём интуиции, ума и дедукции».

«Ни для какой вещи в мире нет твёрдого и постоянного места, помимо того, которое определяется нашим мышлением».

«Первопричина движения – Бог».

«Обман исходит не от Бога, а от злонамеренности, страха и слабости».

 

Блез Паскаль

(1623-1662)

Книга:

«Мысли»

Главные идеи:

 

1) человек — мыслящий тростник

2) разнородность человека

3) человек - середина

4) бессмертие человека

5) четыре обмана

(воображение, привычка, самолюбие, тщеславие)

6) пари

7) таинство Иисуса

Афоризмы:

Атеизм — признак ума, но лишь до какой-то степени

Бог создал нас без нас, но не спасёт нас без нас

Бесконечная жажда счастья может быть удовлетворена

лишь бесконечным существом - Богом

 


Бенедикт Спиноза

(1632-1677)

Нидерланды

 

Книги:

« Этика»,

«Трактат об усовершенствовании разума»,

«Трактат о Боге, человеке и его счастье»

 

Главные идеи

пантеизм

Личность

 

Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. 1656 г – за вольномыслие был отлучён и подвергнут преследованию. Спасаясь, уехал в деревню, зарабатывая средства к существованию шлифовкой линз. С 1660 г. вел активную переписку, обсуждая философские и этические проблемы. В 1663 г. переехал в предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. 1673 г. – отказался от места философа в университете для сохранения творческой свободы.

Философия

 

Продолжая традиции пантеизма, Спиноза исходит из тождества Бога и природы, которую он понимает как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и являющуюся причиной самой себя. Число качественных характеристик субстанции (то есть её атрибутов) – бесконечно, хотя человеческому уму открываются только два из них: протяжение и мышление (если Декарт дуалистически их противопоставлял, то Спиноза, исходя из монистического взгляда, видел в них два атрибута одной и той же субстанции).

Спиноза представлял весь мир математической системой, которая может быть до конца познана геометрическим способом. Бесконечный разум связывает мир единичных вещей с субстанцией. В принципе, одушевлены все вещи, хотя и в разной степени. Человек – часть природы, его тело и душа – независимы в силу независимости двух атрибутов субстанции. Спиноза отвергает идею свободы воли, которая, по его мнению, совпадает с разумом. Он доказывает необходимый характер всех без исключения действий человека, утверждая идею свободной необходимости. Спиноза выдвинул положение об интеллектуальной любви к Богу и идею вечности человеческой души, пантеистически представляя смерть человека как возвращение в единую субстанцию.

 

Характерные высказывания

 

«Свобода – это осознанная необходимость».

«Смотри на всё с точки зрения вечности».

«Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины».

«Если иметь в виду, что все вещи зависимы от Бога, то в природе нет ничего случайного. Случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания».

«Каждое мгновение Бог своим содействием продолжает порождение всего. Все вещи существуют не своей, а его силой».

«Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать. Невежество не есть аргумент».

 

 


Готфрид Лейбниц

(1646-1716)

 

 

– немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Его отец преподавал философию, был лютеранином. В 1666 г. закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (однако, вскоре, защитив диссертацию в Нюрнберге, получил степень). 1667 г. – поступил на службу к ганноверскому герцогу библиотекарем, затем работал историографом, был тайным советником юстиции.

Основные произведения«Монадология» (1714), «Теодицея» (1710), «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704).

 

Монадология

 

1) субстанциальный плюрализм: основаниями существующих явлений служат простые субстанции, монады (от греч. monados — единица);

2) Все монады просты и не содержат частей, их бесконечно много, они обладают качествами, отличающими одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует, что обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов;

3) монады, саморазвертывающие все своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами, которые приводят все материальные вещи в состояние движения;

4) монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос);

5) монады создаются Богом одномоментно, и каждая из них может быть уничтожена только вся сразу, за один момент, то есть простые субстанции могут получить начало только путём творения и погибнуть только через уничтожение, в то время как то, что сложно, начинается или кончается по частям;

6) монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин («не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти»), кроме Бога;

7) монада способна к изменению своего состояния, и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа, деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады, называется стремлением;

8) все монады способны к перцепции или восприятию своей внутренней жизни, некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия, или апперцепции;

8) для простых субстанций, имеющих только восприятие и стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии, монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, называются душами.

9) не существует совершенно неодушевлённой природы, поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни, монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна (минералы и растения — спящие монады с бессознательными представлениями;

10) бесконечный прогресс всей совокупности монад представлен в двух аспектах: 1) развитие царства природы, где главенствует механическая необходимость, 2) развитие царства духа, где основным законом является свобода (заключающаяся в познании вечных истин);

10) души — «живые зеркала Вселенной», разумные души, составляя особое Царство Духа, есть отображение самого Божества;

11) в каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная, жизнь появляется тогда, когда атомы пробуждаются, эти же монады могут достигать уровня самосознания (апперцепции), разум человека — это тоже монада, а привычные атомы — это спящие монады, монада обладает двумя характеристиками — стремлением и восприятием;

12) пространство и время субъективны — это способы восприятия, свойственные монадам;

 

Главные идеи. Существует мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Реальный мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии, изначально данной Богом.

Ни одна монада не может влиять на другие (они как субстанции не зависят друг от друга), однако развитие каждой их них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря способности монад отражать («монада – зеркало Вселенной»). Деятельность монад состоит в смене восприятий и развёртывании изначально заложенной в ней индивидуальной программы. Монады образуют восходящую иерархию, особое место в которой занимают те из них, которые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции (к этим монадам относятся души людей). Мир физический существует только как несовершенное чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека.

Характерные высказывания

 

«Существует бесконечное множество индивидуальных субстанций».

«Монада есть минимальная, неделимая, неразрушимая единица субстанции».

«Бог – это высшее неделимое бытие, являющееся достаточным основанием для существования всего сущего, творцом и распорядителем всех монад».

«Каждая монада отлична и независима от всех прочих монад, но, тем не менее, связана со всеми ними в гармоничную и универсальную систему».

«Поскольку Бог – благ, Бог как творец и промыслитель действует всегда наилучшим образом».

«Наличный сотворённый порядок – лучший из всех возможных миров».

 

 

 

 


Джордж Беркли

(1685-1753)

 

– английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в Ирландии в семье дворянина. 1704 г. – закончив коллеж, получает степень бакалавра искусств, 1709 г. – сан священника. В 1729 г. – с миссионерской деятельностью отправляется в Америку. По возвращении, с 1734 г. служит епископом в Ирландии.

Основные произведения – «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о началах человеческого знания» (1710).

Главные идеи. Для вещей «быть» - всегда означает «быть в восприятии». Наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Не существует первичных и вторичных качеств, все качества – вторичные, поскольку бытие их сводится к способности быть воспринятыми.

Нет бытия материи, существует только духовное бытие, которое делится на «идеи» и «души». «Идеи» - воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» - деятельны, активны, могут быть причиной. Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, страсти и как различные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внешних вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей».

Воспринимающих субъектов множество. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи бы продолжали существовать как сумма «идей» в уме бога, который вечен. Именно он «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений.

Характерные высказывания

«Быть – значит быть в восприятии или воспринимать».

«Ничто не может быть более очевидным, чем существование Бога».

«Не воспринимается ничего, кроме идей. Под идеей я понимаю любую ощущаемую или воображаемую вещь».

«Существуют врождённые идеи, то есть идеи, сотворённые вместе с нами».

«Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли».

«Не может быть никакого рассуждения о вещах, о которых у нас нет идей».

«Все вещи не имеют существования вне духа».

 

 


Жан-Жак Руссо

(1712-1778)

 

Книги

« Об общественном договоре»,

«Исповедь», «Рассуждение о происхождении основаниях неравенства между людьми»

 

 

Личность. Французский мыслитель, писатель, один из представителей французского Просвещения. Принимал участие в создании Энциклопедии. Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. 1742 г. –переехал в Париж, где познакомился с Дидро. 1750 г. – получил премию Академии за «Рассуждение на тему, способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» после чего приобрел славу философа. Его произведение «Эмиль, или О воспитании» за религиозное вольнодумство было приговорено к сожжению. Руссо был вынужден обосноваться в Англии, и только через 5 лет вернулся во Францию.

 

Главные идеи. Реальный мир – вторичен, порождён Богом. Познание сущности материи, существующей вне и независимо от сознания человека, невозможно, так как чувственное познание здесь – бессильно.

Главная причина перехода от равенства (которое является естественным состоянием) к неравенству – частная собственность. Все люди должны быть наделены относительно равной собственностью. У народа есть право на революционное ниспровержение всякой антинародной власти. Идеалом формы государственной власти является республика.

Все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотическая власть, отнимающая ум и совесть у подчинённых. Детей нужно воспитывать не в обществе, а на лоне природы, соответственно естественным требованиям.

Характерные высказывания.

 

«Человек по своей природе добр, общество – причина развращённости и порока».

«В естественном состоянии индивидууму свойственно здоровое себялюбие; себялюбие сопровождается естественным состраданием».

«В обществе естественное себялюбие извращается в продажную гордыню, ищущую ли доброй славы у других и тем самым заставляющую индивидуума утратить связь со своей истинной природой; потеря своей истинной природы ведёт к утрате свободы».

«В справедливом обществе естественная свобода воли индивидуума заменяется общей волей; такое общество основано на общественном договоре. Индивидуум не утрачивает свободы, но заново обретает её в общей воле; общая воля действует на благо всего общества».

 


 

Дени Дидро

(1713-1784)

 

Книги

«Мысли об объяснении природы»,

«Философские принципы материи и движения»

 

Личность. Французский философ-материалист, представитель Просвещения, организатор и редактор Энциклопедии. Родился в семье ремесленника-ножовщика. После завершения обучения в иезуитском колледже получил звание магистра искусств (1732). 1733-1743 гг. – жил впроголодь, перебиваясь случайными заработками. 1743 г. – тайно обвенчался с купеческой дочерью. 1745г. – начал заниматься переводами. 1749 г. – арестован за свою литературную деятельность. 1752 г. – запрещены первые вышедшие тома Энциклопедии. 1773-1774 гг. – по приглашению Екатерины II посещает Россию.

 

Главные идеи. Мир – материален; единая, вечная, несотворённая материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, все явления – конкретные формы её бытия. Материя – единственная субстанция, причина её существования заключена в ней самой. Материя едина с движением, абсолютного покоя нет; и неподвижное тело пребывает в движении, то есть изменяется, развивается.

Вся природа находится в вечном становлении, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Причиной самодвижения материи является её внутренняя противоречивость и гетерогенность (разнородность). Если материя способна к самодвижению, то бога нет.

Материя состоит из бесчисленного количества элементов, каждому из них присуще особое качество. Ощущение потенциально свойственно всей материи; сознание как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере усложнения органической материи. Мир познаваем, материя – причина ощущений.

 

Характерные высказывания.

«Первый шаг к философии – неверие».

«Вопрос, почему нечто существует, - самый трудный из всех, предлагаемых философией; на него отвечает только откровение».

«Что мы знаем? Знаем ли мы, что такое материя? Нет. А что такое дух и мысль? ещё того меньше».

«Чувствительность – общее и существенное свойство материи, из чего следует, что и камень чувствует. А почему нет?»

«Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует опыт, проверяет результаты комбинаций».

«Все существа превращаются одно в другое. Всё беспрепятственно меняется. Любое животное есть более или менее человек; всякий минерал есть более или менее растение; всякое растение есть более или менее животное. В природе нет ничего определённого».

«В природе пожирают друг друга виды, в общество пожирают друг друга сословия».

«Умный человек есть сочетание безумнейших молекул».

 


 

Поль Анри Гольбах

(1723-1789)

 

Книги

«Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», «Естественная политика», «Естественная мораль»

 

 

Личность. Французский философ, один из основателей французского материализма и атеизма, идеолог революционной буржуазии. Родился в семье немецкого барона-коммерсанта. После окончания университета, навсегда поселился в Париже. Имел огромную библиотеку. В 1780 г. избран почётным членом Российской Императорской Академии наук. Был соратником Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании Энциклопедии.

Главные идеи. Материи свойственны вечность и несотворённость, в процессе своего постепенного развития и изменения она и порождает всё многообразие реального мира. Вселенная – движущаяся материя, движение – способ существования материи, необходимым образом вытекающий из её сущности.

Относительно материи все формы сознания вторичны. Человеческий разум способен познавать мир и его законы. Сознание и воля выдающихся личностей – решающая сила общественного развития. На формирование личности важное влияние оказывает среда.

 

 

Характерные высказывания

«Человек несчастен лишь потому, что отрёкся от природы».

«Будем смотреть на природу как на колоссальную мастерскую».

«Природа есть причина всего; она существует лишь благодаря самой себе; она будет существовать, и действовать вечно».

«Всё во Вселенной находится в движении».

«Материя есть всё то, что каким-либо образом действует на наши чувства».

«Всё, не являющееся материей, не существует».

«Так как человек, материальное существо, фактически мыслит, то и материя обладает способностью мыслить».

«Мысль о бессмертии души является иллюзией».

«Человека следует рассматривать как машину».

«Человеку не дано знать всё, ему не дано добраться до первоначальных причин».

«Природное неравенство людей делает невозможным и равенство их имуществ».

«Человек несвободен ни одну минуту своей жизни».

Ответьте на вопросы

1. Родоначальник эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени явился…

a) Джон Локк

б) Френсис Бекон

в) Рене Декарт

г) Томас Гоббс

2. Выдающийся философ Нового времени, сторонник сенсуализма в теории познания -…

а) Дж. Локк

б) Г. Лейбниц

в) Р. Декарт

г) Г. Гегель

3. «Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу, это…

а) любовь к ближнему

б) война всех против всех

в) примирение с действительностью

г) равновесие любви и ненависти

4.Мыслители эпохи Просвещения были сторонниками культа…

А) права

Б) красоты

В) добра

Г) разума

Д) религиозный

5. «Назад к природе» – призывал…

А) Вольтер

Б) Дидро

В) Монтескье

Г) Руссо

 

Выберите тему для реферата

1. Философия Френсиса Бэкона: социально-политическая утопия.

Бэкон Ф. Сочннения: В 2 г. - М, 1977-1978.

Михаленко Ю.П. Фрэнсис Бэкон и его учение. - М., 1975.

Субботин А.Д. Фрэнсис Бэкон. - М., 1974.

Субботин А.Д. Фрэнсис Бэкон... // Бэкон Ф. Соч. Т.1. - М., 1977

2. Теория-познания Джона Локка.

Заиченко Г.А. Джон Локк. - М., 1970.

Заиченко Г.А....Локк... и проблема "вторичных качеств"//ФН,-1985.-№ 4.

Заиченко Г.А.. Семушкин А.В. Д. Локк современность.//ФН.-1990.-№ 10.

Кайдакон С. Локк: динамический аспект...// Человек.-1996.-№ 4.

Левин Г.Д. Теоретическая индукция, правило Локка//ВФ.-1994.-№ 12.

Локк Дж. Сочинения в трех томах. - М., 1985.

Мееровский А.Н. Английский деизм и Д. Локк //ФН.-1972, № 4.

Царский И.С. Джон Локк и ею система//Локк Дж. Соч. Т. 1.-М, 1985.

Нарский И.С. Локк глазами XX века...//ФН,-1982.-№ 2.

3. Солипсизм Джорджа Беркли.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Юров С. Дж. Беркли и проблема солипсизма // ВФ. 1997. № 6.

Юров С. Дж. Беркли о соотношения материи и движения // ВМГУ. 1993. № 3.

Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1986.

Нарский И. О. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1973.

Хесле В. Гении Нового времени. М., 1992.

 

4. Агностицизм Дэвида Юма.

Васильев В. Дэвид Юм и новоевропейский рационализм // ВМГУ. 1991. №5.

Юм Д. Избранные сочинения: в 3 т. М., 1995.

Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1986.

Нарский И. О. Западноевропейская философия ХУШ в. М., 1973.

Хесле В. Гении Нового времени. М., 1992.

 

5. Монадология Готфрида Лейбница.

Лейбниц Г.-В. Монадология // Соч.: в 4 т. Т. 1. С. 413-430.

Майоров Г. Г. Теоретическая философия Г. В. Лейбница. М.,1973.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.119 с.)