Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три основных закона диалектикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диалектические идеи формулировались с древности («всё течёт, всё меняется» (Гераклит), карма — закон причинно-следственной взаимосвязи (буддизм). Систематизировал и оформил их в три закона Г. Гегель («Наука логики»). А) Закон единства и борьбы противоположностей — отвечает на вопрос «в чём причина развития». Причина развития — борьба противоположных сторон. Противоположности — стороны, существенно отличающиеся друг от друга, не существующие друг без друга, взаимопроникающие и находящиеся в активном взаимодействии. Противоречие — взаимоотношение противоположных сторон. Четыре этапа в развитии противоречия: тождество (противоположности едины, между ними больше сходства, чем различия), накопление различий (но единство ещё доминирует), конфликт (разрушение единства), разрешение конфликта (возникновение нового тождества).
Б) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные — отвечает на вопрос «каков механизм развития». Качество — категория, обозначающая наиболее существенную характеристику предмета, принципиально отличающую его от другого предмета. Количество — категория, обозначающая степень развития качества. Количественные изменения накапливаются непрерывно (в силу непрерывной изменчивости бытия), но поначалу они — незаметны, несущественны, не меняют качественного состояния предмета. В какой-то момент, достигая «критической массы», количественные изменения нарушают «меру» («мера» — границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к переходу в новое качество), и происходит «скачок» в новое качественное состояние, обуславливающее новые количественные изменения.
В) Закон отрицания отрицания — отвечает на вопрос «какого направление развития». «Диалектическое отрицание» — уничтожение отжившего и сохранение не исчерпавшего потенциал своего развития. Развитие происходит по «закону триады»: «тезис» (исходный этап развития), «антитезис» (первое отрицание, уничтожение «тезиса» с сохранением его важнейщих характеристик), «синтез» (уничтожение «антитезиса» с сохранением его важнейших характеристик). Развитие происходит не по «кругу», а по «спирали»: «синтез» «возвращается» к «тезису», но лишь в определённом отношении.
Неосновные законы диалектики Неосновными законами диалектики называются парные категории. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть (компонент целого). Часть не существует вне целого, несёт в себе его характеристики, и в то же время не равна ему. «Целое больше суммы своих частей» за счёт интегративного взаимодействия между ними. Содержание (вся внутренняя жизни предмета) и форма (способ организации и внешнего выражения содержания). Содержание — оформлено, форма — содержательна. Сущность (самая глубинная, важная характеристика содержания) и явление (внешее обнаружение сущности). Так как сущность, обычно, скрыта, то познание идёт от внешнего к внутреннему, от сущности к явлению. Сущность может быть многопорядковой. Явление может «отрываться» от сущности, отражать её искажённо, и тем самым мешать её познанию. Возможное (потенциальное, «спящее», ещё не раскрывшее, не реализовавшее себя, будущее в настоящем) и действительное (актуальное, зрелое, оформленное, раскрывшееся, «единство сущности и существования, внешнего и внутреннего» (Г. Гегель). Возможность формальная (являющаяся делом случая), абстрактная (для реализации которой нет всех условий) и реальная (для осуществления которой есть все условия). Переход от возможности к действительности — становление.
Литература Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён). М., 1996. Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.79-95. Джохая Л.Г. Системность философских категорий // Философские науки, 2006, № 7. – С.24-45. Огурцов А.П., Розин В.М. Методология науки: проблемы и история. М., 2003. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // ВФ. 1996. № 1. Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170. Синергетика: перспективы, трудности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 2006, № 9. – С.3-34. Традиции и революция в развитии науки. М., 1991. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX в. // ВФ. 1995. № 7. Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Ответьте на вопросы 1. Гераклит утверждал, что «всё движется». Согласны ли вы, что в мире нет ничего постоянного, неизменного, вечного? 2. Что нового в представления о развитии мира, сравнительно с диалектикой, привносит синергетика? 3. Чем отличается человек как возможность и человек как действительность? Приведите примеры. 4. В любой момент времени человек знает лишь часть, и никогда не будет способен охватить бесконечное целое. Не бесполезно ли, исходя из этого познание?
Объясните цитаты и афоризмы
«Диалектика – наука заблуждаться по правилам» (А. Декурсель) «Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, — является путем» (П. Флоренский)
Выполните тестовые задания
1. Философское понятие «качество» означает: а) совокупность существенных свойств, отличающих объект от других объектов б) степень потребительской полезности какой-либо вещи; в) способ отличать превосходство данного объекта над другими («знак качества»)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.) |