Три основных закона диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три основных закона диалектики



 

Диалектические идеи формулировались с древности («всё течёт, всё меняется» (Гераклит), карма — закон причинно-следственной взаимосвязи (буддизм). Систематизировал и оформил их в три закона Г. Гегель («Наука логики»).

А) Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос «в чём причина развития». Причина развития — борьба противоположных сторон.

Противоположности — стороны, существенно отличающиеся друг от друга, не существующие друг без друга, взаимопроникающие и находящиеся в активном взаимодействии.

Противоречие — взаимоотношение противоположных сторон. Четыре этапа в развитии противоречия: тождество (противоположности едины, между ними больше сходства, чем различия), накопление различий (но единство ещё доминирует), конфликт (разрушение единства), разрешение конфликта (возникновение нового тождества).

 

Б) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос «каков механизм развития».

Качество — категория, обозначающая наиболее существенную характеристику предмета, принципиально отличающую его от другого предмета. Количество — категория, обозначающая степень развития качества.

Количественные изменения накапливаются непрерывно (в силу непрерывной изменчивости бытия), но поначалу они — незаметны, несущественны, не меняют качественного состояния предмета. В какой-то момент, достигая «критической массы», количественные изменения нарушают «меру» («мера» — границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к переходу в новое качество), и происходит «скачок» в новое качественное состояние, обуславливающее новые количественные изменения.

 

В) Закон отрицания отрицания — отвечает на вопрос «какого направление развития».

«Диалектическое отрицание» — уничтожение отжившего и сохранение не исчерпавшего потенциал своего развития.

Развитие происходит по «закону триады»: «тезис» (исходный этап развития), «антитезис» (первое отрицание, уничтожение «тезиса» с сохранением его важнейщих характеристик), «синтез» (уничтожение «антитезиса» с сохранением его важнейших характеристик). Развитие происходит не по «кругу», а по «спирали»: «синтез» «возвращается» к «тезису», но лишь в определённом отношении.

 

Неосновные законы диалектики

Неосновными законами диалектики называются парные категории.

Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть (компонент целого). Часть не существует вне целого, несёт в себе его характеристики, и в то же время не равна ему. «Целое больше суммы своих частей» за счёт интегративного взаимодействия между ними.

Содержание (вся внутренняя жизни предмета) и форма (способ организации и внешнего выражения содержания). Содержание — оформлено, форма — содержательна.

Сущность (самая глубинная, важная характеристика содержания) и явление (внешее обнаружение сущности). Так как сущность, обычно, скрыта, то познание идёт от внешнего к внутреннему, от сущности к явлению. Сущность может быть многопорядковой. Явление может «отрываться» от сущности, отражать её искажённо, и тем самым мешать её познанию.

Возможное (потенциальное, «спящее», ещё не раскрывшее, не реализовавшее себя, будущее в настоящем) и действительное (актуальное, зрелое, оформленное, раскрывшееся, «единство сущности и существования, внешнего и внутреннего» (Г. Гегель). Возможность формальная (являющаяся делом случая), абстрактная (для реализации которой нет всех условий) и реальная (для осуществления которой есть все условия). Переход от возможности к действительности — становление.

 

 

Литература

Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (динамика и связь времён). М., 1996.

Буданов В.Г. О методологии синергетики // Вопросы философии, 2006, № 5. – С.79-95.

Джохая Л.Г. Системность философских категорий // Философские науки, 2006, № 7. – С.24-45.

Огурцов А.П., Розин В.М. Методология науки: проблемы и история. М., 2003.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // ВФ. 1996. № 1.

Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.

Синергетика: перспективы, трудности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 2006, № 9. – С.3-34.

Традиции и революция в развитии науки. М., 1991.

Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX в. // ВФ. 1995. № 7.

Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Гераклит утверждал, что «всё движется». Согласны ли вы, что в мире нет ничего постоянного, неизменного, вечного?

2. Что нового в представления о развитии мира, сравнительно с диалектикой, привносит синергетика?

3. Чем отличается человек как возможность и человек как действительность? Приведите примеры.

4. В любой момент времени человек знает лишь часть, и никогда не будет способен охватить бесконечное целое. Не бесполезно ли, исходя из этого познание?

 

 

Объясните цитаты и афоризмы

 

«Диалектика – наука заблуждаться по правилам» (А. Декурсель)

«Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, — является путем» (П. Флоренский)

 

 

Выполните тестовые задания

 

1. Философское понятие «качество» означает:

а) совокупность существенных свойств, отличающих объект от других объектов

б) степень потребительской полезности какой-либо вещи;

в) способ отличать превосходство данного объекта над другими («знак качества»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)