Социальная философия. Культура и цивилизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная философия. Культура и цивилизация



Социальная философия — часть философии, изучающая возникновение, строение, развитие общества.

Общество — всё то, что не есть природа, а является продуктом взаимодействия людей.

Части общества: экономическая («производство вещей»), социальная (отношения между социальными группами), политическая (властные структуры), духовная (религиозные, научные, моральные представления).

В обществе функционируют материальные (экономические, бытовые) и духовные (общественная психология, то есть доминирующие мирочувствования, и идеология, то есть взгляды определённых социальных групп) процессы.

 

Концепции возникновения общества

теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния

 

Концепции развития общества

1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций:первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2) Цивилизационный подход, выделяющий (на основпании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу).

ах») факторов.

4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленныхростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).

5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), программируемого (А.Турен), телепатического (Дж. Мартин), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества риска (У.Бек), общества постмодерна (Ж. Лиотар).

- главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;

- сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;

- классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;

- выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.

 

Культура и цивилизация

Культура – совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.

"Натуралистическая" модель (XYIII в.) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).

"Классическая" модель культуры (XIX в.) понимала её как результат освобождения человека от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное существо, как творец культуры.

«Неклассическая» (модернистская) модель (ХХ в.) утверждает, что мир противится воздействию на него человека, порядок вещей "мстит" нашим попыткам его творчески преобразовать, не умещаясь ни в какие теоретические схемы. Для этой модели характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека.

"Цивилизацией", исходя из теории прогресса, просветители (XYIII в.) называли идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий, богатый этно-исторический материал, полученный в "эпоху путешествий" и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла "этнографическая концепция цивилизаций", в основу которой положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация.

В книге "Россия и Европа" (1869 г.) Н. Данилевский отрицает существование "человечества" как целого, как "единой цивилизации", признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные "культурно-исторические типы", народы с их самобытными цивилизациями («цивилизация» понималась как приходящая на смену этнографическому и государственному состояниям), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

Концепция Данилевского предвосхитила идеи О. Шпенглера («Закат Европы» (1918-1922),сформулировавшего теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность (ранняя культура), расцвет (высокая культура) и упадок (поздняя окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в цивилизацию. Поэтому цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма. Шпенглер считал, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. Культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как началу утилитарному, технологическому, механически-материальному.

А. Тойнби («Постижение истории»), разработал концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии цивилизации закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели.

В настоящее время, исходя из технократического подхода, чаще всего выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации.

«Аграрная цивилизация» это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью,принадлежащей земельным собственникам.

«Индустриальная цивилизация» общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» общество "высокого массового потребления" в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления.

Различают Восточную и Западную цивилизации.

Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье. Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения.

 

Глобальные проблемы

(возникновение — вт. пол. 20 века)

Во-первых, научно-технический прогресс значительно ускорил социально-экономические процессы во всем мире. Именно в ХХ веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю (радио, телевидение, компьютеры, освоение космоса, использование атомной и ядерной энергии и т.д.).

Во-вторых, могущество человека, вооруженного современной техникой, выросло до такой степени, что способно нанести непоправимый ущерб природе. Сегодня природа подвергается все возрастающему антропогенному воздействию во всех уголках земного шара, а также в надземном пространстве (атмосфере, геосфере, космической сфере).

В-третьих, в ХХ в. стремительный рост населения («демографический взрыв») – с 2 млрд. человек в начале столетия до 6 млрд. в его конце; это усилило давление на природу и до предела обострило проблемы экологии и обеспечения человечества необходимыми средствами существования (качественная питьевая вода, продовольствие, энергоресурсы и т.п.),

В-четвертых, над человечеством со второй половины ХХ навис дамоклов меч ядерной катастрофы.

 

Социально-политические глобальные проблемы относятся к взаимодействиям между государствами (проблема мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоление разрыва в уровнях экономического развития и др.). К рассматриваемой группе глобальных проблем относится и проблема международного терроризма - редкий день обходится без сообщений СМИ о террористических актах.

Социально – экологические глобальные проблемы, возникшие в результате стихийного, зачастую хищнического использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов – продовольствия, промышленного сырья, водных запасов, источников энергии.

Социально – экономические глобальные проблемы связаны с отношениями человека и общества (проблемы научно- технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения и здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего).

Решение глобальных проблем предполагает определенную стратегию мирового сообщества, несущую с собой изменения господствующего количественного настроя современной цивилизации, что в первую очередь требует радикального пересмотра отношения человека к окружающей реальности, изменения социальных институтов и сознания отдельного человека.

 

 

Литература

 

Ахиезер А.С. Что же такое общество? // Общественные науки и современность №3 1997

Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М.,2002

Бауман З. Индивидуализированное общество М.,2002

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.,2000

Гелбрейт Дж.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.,1999

Кантор К.М. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии №1 2006

Момджян К.Х. Введение в социальную философию М.,1997

Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну. // Вопросы философии № 5 2005

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.,2005

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

Ответьте на вопросы

 

1. Чем общество отличается от природы?

2. Когда возникло общество?

3. Каковы цель и смысл исторического процесса?

4. Каковы критерии общественного прогресса?

5. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

6. Насколько правомерно говорить о «конце истории»?

 

 

Заполните таблицы

«Общество и природа»

  Общество Природа
Различия      
Сходство    

«Культура и цивилизация»

  Культура Цивилизация
Различия      
Сходство      

Объясните цитаты и афоризмы

«Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель)

«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость» (Пифагор)

«Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету» (У. Эко)

«Общественное благо как раз и есть счастье каждого отдельного человека» (А. Камю)

«Иметь в себе самом столько содержания, чтобы не нуждаться в обществе, есть уже потому большое счастье, что почти все наши страдания истекают из общества, и спокойствие духа, составляющее после здоровья самый существенный элемент нашего счастья, в каждом обществе подвергаются опасности, а потому и невозможно без известной меры одиночества» (А. Шопенгауэр)

«Мы либо научимся жить вместе, либо погибнем по одиночке» (Жак Фреско)

«Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин» (Ф. Ларошфуко)

«Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, — государство уже близко к разрушению. Нужно идти в бой? — они нанимают войска, а сами остаются дома. Нужно идти в Совет? — они избирают депутатов и остаются дома. Наконец у них, в конце концов, появляются солдаты, чтобы служить отечеству, и представители, чтобы его продавать» (Ж. Ж. Руссо)

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегайтесь слушать этого обманщика: вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!» (Ж. Ж. Руссо)

«Несчастна та страна, которая нуждается в героях» (Б. Брехт)

 

Выполните тестовые задания:

1. Идея «конца истории» была сформулирована в работах …

а) А. Панарина

б) Д. Белла

в) Ф. Фукуямы

г) С. Хантингтона

2. Сценарий «Столкновения цивилизаций» в XXI веке» был выдвинут…

а) А. Панариным

б) Ф. Фукуямой

в) Д. Беллом

г) С. Хантингтоном

3. Открытие материалистического понимания истории принадлежит…

а) И. Канту

б) К. Марксу

в) Г. Гегелю

г) Ф. Ницше

 

4. Договорную теорию происхождения государства разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…

А) Сократ, Платон, Аристотель

Б) Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж.Ж.

В) Дидро Д., Гельвеций К., Гольбах П.

Г) Маркс К., Энгельс Ф, Ленин В.

5. В условиях глобального экологического кризиса человечество способно выжить лишь на основе принципа…

А) детерминизма

Б) эволюции

В) коэволюции

Г) кооперативности

6. В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется…

А) действие социальных законов

Б) деятельность великих личностей

В) классовая борьба

Г) деятельность элиты

 

 

7. Создателем первой литературной утопии, содержавшей картину идеального общества без частной собственности, был…

А) Сократ

Б) Аврелий Августин

В) Томас Мор

Г) Томмазо Кампанелла

8. Международная общественная организация, созданная в 1968г. для анализа наиболее острых мировых проблем современности, получила название…

А) Бильдербергский клуб

Б) Лондонский клуб

В) Римский клуб

Г) Парижский клуб

Д) экзистенциализм

9.Какой из философов рассматривал цивилизацию как упадок культуры:

А) А. Тойнби

Б) О. Шпенглер

В) Н. Бердяев

Г) К. Маркс

10. Хронологическая последовательность формирования представлений об отношениях человека и природы:

А) задача человека состоит в покорении природы

Б) познание природы человеком - дело греховное

В) человек и природа – единое, гармоническое целое

Г) необходима коэволюция человека и природы

11. Цивилизационная концепция исторического процесса была разработана…

А) Г. Гегелем

Б) К. Марксом

В) Ф. Ницше

Г) О. Шпенглером

Д) А. Тойнби

12. Понимание исторического процесса как автономного развития самобытных культур было разработано…

А) Г. Гегелем

Б) К. Марксом

В) О. Шпенглером

Г) А. Тойнби

 

Посмотрите на You tube

 

ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Цивилизацию спасёт глобализация»

или «Диалог культур невозможен» (17.05.12)

и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам

Выберите тему для реферата

1. Диалектика взаимоотношений общества и природы.

Василенко, Л. И. Отношение к природе: традиция «управления» и традиция «сотрудничества» //Вопросы философии. 1987. № 7.

Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. 1992. № 3.

Долгосрочные перспективы человеческого рода. Лесков Л. Возможна ли эволюция хомо сапиенс? // ОНС. 1994. № 6.

Урсул А. Космические перспективы автотрофности человечества // ОНС. 1995. №2.

Хаймун С. Да здравствует космос - светлое будущее человечества! // Человек. 1996. №2.

2. Основные типологии исторического процесса.

Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество, М., 1990.

Тойнби, А. Постижение истории. М., 1992.

Штеренберг М. О направлении и цели исторического процесса // ФН. - 2002. № 5-6.

Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории//ВФ. 1990. № 11.

Коллингвуд Р. Д. Идея истории. М., 1981.

Неретина С. С. История с методологией истории // ВФ. 1990. № 9.

Сыров В. Расцвет и закат западноевропейской философии истории. Томск, 1998.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

Философия истории. Антология. М., 1996.

 

3. Глобализация: объективная необходимость общечеловеческого развития или же корыстная политика?

Бузгалин А. Призрак "антиглобализма" // Свободная мысль. 2003. № 1.

Евзеров Р. Глобализация и евразийский выбор // Свободная мысль. 2001. № 10.

Самохвалова В. И. Проект глобализации и метафизический мегапроект челове­ка//ФН. 2003. № 3.

Флиер А. Я. Страсти по глобализации // ОНС. 2003. № 4. Фуре В. Н. Глобализация жизненного мира... // ОНС. 2000. № 6. 3.

4. Перспективы развития человеческого общества.

Моисеев Н. И Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // ВФ. 1995. № 1.

Моисеев Н. И. Универсальный эволюционизм // ВФ. 1991. № 3.

Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе//ВФ. 1990. № 12.

Швебс Г. И. Идея ноосферы и социальная экология // ВФ. 1991. № 7.

Лесков Л. Возможна ли эволюция Хомо сапиенс? // ОНС. 1994. № 6.

Урсул А. Космические перспективы автотрофности человечества // ОНС. 1995. № 2.

Хаймун С. Да здравствует космос – светлое будущее человечества! // Человек. 1996. № 2.

5. Феномен массовой культуры XX века.

Воронцов, Б. Н. Феномен массовой культуры: этико-философский

анализ // Философские науки. 2002. № 3.

Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Вопросы философии 1989

№3,4.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Возникновение философии

 

Предфилософия

Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием.

Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретических выводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием.

Миф – повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме; особая форма символического творчества, в которой накоплен огромный опыт иррационального знания. универсальный смысл.

Социальная мифология социальные иллюзии, искаженные картины реальности, сознательно распространяемые в обществе для достижения тех или иных целей.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Структурным элементом религии выступает культ, который включает в себя священные ритуалы, церемонии и обряды.

Философские учения формируются во взаимодействии с мифологическо-религиозными картинами мира (опираясь на них, или от них отталкиваясь)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.083 с.)