Злой человек истину постичь не может»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злой человек истину постичь не может»



Познай самого себя, чтобы стать счастливым»

Я знаю только то, что ничего не знаю»

Человек есть душа»

Его учение знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира (натурфилософия) к рассмотрению человека («антропологический поворот»).

Личность

Сын каменотёса и повитухи. Женат на Ксантиппе (её имя стало нарицательным для сварливых жён), родившей от него сыновей. Проводил время в диспутах на центральной площади Афин (не потерпев ни одного поражения в спорах). Был настолько знаменит, что при жизни о нём была написана комедия Аристофана «Облака», шедшая во многих греческих театрах (отсюда, мнение, что в Афинах судили не настоящего, а вымышленного, карикатурного, аристофановского Сократа). Был обвинён в безбожии и разрушении семьи. Приговорённый к смерти, выпил чашу с ядом цикуты. Год смерти Сократа (399 г. до н.э.) считается началом необратимого падения греческой культуры.

Афоризмы

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

«Добродетель – это знание»

«Женишься ты или не женишься, всё равно раскаешься»

«Женись, обязательно женись, попадётся хорошая жена, будешь счастливым, попадётся плохая – будешь философом»

«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить»

«Высшая мудрость – различать добро и зло»

«Есть только одно благо – знание, и одно зло – невежество»

«Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны».

«Непонятая жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой»

Платон

(5-4 вв. до н.э.)

крупнейший представитель

объективного идеализма

Диалоги:

«Пир», «Федон», «Менон», «Апология Сократа»

Книги:

«Государство», «Законы»

Главные идеи:

1) Объективный идеализм (первоначало мира – Бог)

2) Наш мир (кажущийся) – лишь копия высшего

мира (реального)

3) Душа имеет память

Личность

Родился в аристократической семье. Настоящее имя – Аристокл. Платон – «широкоплечий» – прозвище, данное ему Сократом. После встречи с Сократом сжёг рукопись своей трагедии и занялся философией. Ученик Сократа (сделал его неизменным участником своих диалогов), учитель Аристотеля. Основал в Афинах собственную школу – Академию. С помощью тирана Дионисия I пытался построить в Сиракузах идеальное государство, но был заподозрен в заговоре и продан в рабство, откуда его вызволили друзья, заплатив выкуп.

Философия

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

Модель мира. Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи — это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

Материальный же мир состоит из частиц стихий. Основными компонентами при его образовании послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена – воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху. Эти четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) являются совокупностью мельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха - октаэдры, воды- икосаэдры, земли - кубы. Пятый элемент - эфир, частицам которого придается форма додекаэдра.

Материальный мир живёт, существует и развивается в соответствии с теми правилами, которые устанавливают идеи. Но идеи не видны людям и их нельзя почувствовать. Описывая свою модель мира, Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет мир, в котором мы живем, пещерой с выходом наверху, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на стену, на которой отблески света, падающего сверху, образую тени. Глядя на тени, люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как на источник света и вовсе смотреть невозможно.

Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой богов: человек эмоционален, то есть имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному; мир человеческих чувств – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя, всё существует лишь благодаря идеям.

Пытаясь найти место человека в этих двух мирах, Платон приходит к выводу, что человек — дуалистичен: душа его бессмертна, а тело тленно. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм — тело тянет человека в животный мир, а душа — в божественный.

Модель души.Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души (разум -«пастух»)— основа добродетели, мудрости; вторая (ярость - «пёс») – пылкая, аффектно-волевая часть души— основа мужества; третья (вожделение - «стадо») – чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом.

До рождения душа человека пребывает в царстве идеи— чистой мысли и красоты. Затем она попадает (на 5-ом месяце беременности) на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет, она уже знает всё, что нужно знать, и чтобы человека чему-то научить, надо лишь помочь ему это вспомнить. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.


О человеке.Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души от мирских удовольствий, преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Платон считал, что души животных и растений смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. Именно бессмертие и восприимчивость к знанию отличает человека от животного.

 

Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации.

Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою "половинку".

Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

 

Модель мира по Платону

 

Бог


Эйдосы

(Истина, Добро, Красота) Реальный мир (идей)

Души

 

Кажущийся мир (вещей)

 

Небытие

 

Модели человеческой души

 

 

возничий

Пастух

«белый

крылатый пёс

Стадо

Конь»

«чёрный

Крылатый

Конь»

Афоризмы

«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности»

«Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды»

«Бог в нас самих»

«Время – движущееся подобие вечности»

«Все находятся в войне со всеми, как в общественной, так и в частной жизни, и каждый с самим собой»

«Всё, что вызывает переход из небытия в бытие – творчество»

«Книга – немой учитель»

«Любовь – это стремление к бессмертному»

«Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей»

«Никто не становится хорошим человеком случайно»

«Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу»

«Самая лучшая победа человека – это покорить себя самого; быть же покорённым собою – постыднее и ниже всего»

«Сколько рабов, столько и врагов»

«Сократ мне друг, но истина мне ближе»

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное»

«Те, кто достаточно умён, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди, глупее их самих»

«Человек – игрушка бога. Этому-то и надо следовать. Надо жить играя»

«Человек любящий божественней человека любимого»

«Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит»

«Можно простить ребёнка, который боится темноты. Настоящая трагедия, когда мужчина боится света»

Э П И К У Р

(4-3 вв. до н. э.)

 

Атомист-материалист

 

«Сад Эпикура»

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.152 (0.01 с.)