Какое из утверждений верно отражает характер научной истины?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое из утверждений верно отражает характер научной истины?



а) истина объективна как по содержанию, так и по форме

б) истина объективна по форме, но субъективна по содержанию

в) истина объективна по содержанию, но субъективна по форме

г) поскольку субъект присутствует на всех этапах познания, то истина субъективна как по содержанию, так и по форме

5. Коренная ломка традиционных теорий и представлений, ставших преградой на пути движения науки вперед, называется…

А) реформированием

Б) научно-техническим прогрессом

В) научной революцией

Г) модернизацией

6. Концепция, согласно которой развитие науки является универсальным средством разрешения всех социальных проблем, называется…

А) романтизм

Б) сциентизм

В) персонализм

Г) экзистенцианализм

 

7. Наука становится определяющим фактором развития цивилизации, называемой…

А) аграрной

Б) техногенной

В) индустриальной

Г) постиндустриальной

8. Научные революции связаны с возникновением новых…

А) научных институтов

Б) парадигм

В) гипотез

Г) законов

9. До середины XX в. техника развивалась во многом независимо от…

А) образования

Б) науки

В) ремесла

Г) земледелия

10. Концепцию научных революций как смены парадигм или научно- исследовательских программ разработали…

А) Ж. Лиотар и Ж. Деррида.

Б) Т. Кун и И. Лакатос.

В) В.И. Ленин и Г.В. Плеханов.

Г) Г. Гадамер и М. Хайдеггер.

11. Совокупность искусственных органов, орудий, навыков, умений, используемых людьми для достижения своих целей, - это…

А) техника

Б) наука

В) искусство

Г) трудовой процесс

Видеофилософия

Посмотрите на You tube

Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Нанотехнологии перевернут мир»

или «Наука зашла в тупик»(31.05.12)

и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

Выберите тему для реферата

1. Наука и вненаучные формы знания.

Леглер В. А. Наука, квазинаука, лженаука // ВФ. 1993. № 2.

Орфеев Ю. В. и др. Парапсихология: Наука или магия? // ВФ. 1996. № 12.

Пружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология // ВФ. 1994. № 2.

Раушенбах Б. В. О внелогическом знании // ВФ. 1989. № 4.

Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // ВФ. 1994. № 9.

Том Р. Экспериментальный метод: Миф эпистемологов (и ученых)? // ВФ. 1992,

№6.

2. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

Блауберг И.В. и др. Философский принцип системности //В.Ф. 1978. №8

Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. М., 1985

Клир Дж. Системология. М., 1990.

Карпович В.П. Системность теоретического знания. Логический аспект. Новосибирск 1984.

Степин В. С. Саморазвивающаяся система и постнеклассическая рациональ­ность // ВФ. 2003. № 8.

 

3. Концепция "научных революций" Томаса Куна.

Кун Т. Структура научных революций. - М, 1975.

Порус В.Н. "Структура научных революций".....//ФН.-1977. - № 2.

Современная философия науки. - М., 1993.

Струтура и развитие науки. Из Бостонских исследований но философии науки. - М., 1978.

4. Синергетика.

Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // ВФ., 1992 №12.

Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Лазерная модель творчества (от теории доминанты – к синергетике культуры). Томск, 1997.

Григорьева Т.П. Синергетика и Восток// ВФ 1997, №3

5. Виртуальная реальность.

Носов Н.А. Виртуальная реальность // ВФ. 1999. № 10.

Хоружий С. Род или недород: заметки к онтологии виртуальности // ВФ. 1997. №6.

 


А К С И О Л О Г И Я

Аксиология (axios-ценность, logos-учение) – учение о ценностях.

Ценности – предпочтения людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности выражают личное отношение человека к миру, его заинтересованность в определённых объектах.

 

Ценности выражают значимость определённых явлений действительности для человека, исходя из его потребностей и интересов..

Потребность — состояние неудовлетворённости или нужды, которое человек стремится преодолеть.

Интерес — осознанная и эмоционально выраженная потребность.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, различаются исходя из групповых интересов человека (демографических, национальных, религиозных, политических и т. п.).

Ценности дифференцируются на

материальные (производственно-потребительские, бытовые); политические, социальные и духовные (нравственные, познавательные, эстетические, религиозные);

подлинные и мнимые, позитивные инегативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; утилитарные ( необходимость, пригодность), логические (истина), эстетические (красота), этические (добро).

Утилитарные ( от лат.utilitas – польза, выгода) – ценным является определенный объект, в котором человек нуждается для удовлетворения своих потребностей, тем самым ценность носит сугубо инструментальный характер.

Логическиеценности связаны со стремлением ко всё более глубокой, полной и обоснованной истине.

Эстетические ценности выражают отношение к действительности с позиции прекрасного.

Этические (нравственные) ценности выражают отношение действительности с позиций блага, добра.

В религиозном понимании добро – это благостность и умиротворение как выражение присутствия Бога в мире, ибо Он есть сам добро и любовь. В светском понимании доброесть все то в мире и в самом человеке, что упрочивает его существование, обогащает внутренний мир, делает жизнь приближенной к гармоничному состоянию и порождает чувство удовлетворенности. От добра порождаются добродетели: добросердечность, великодушие, трудолюбие, благоразумность, сострадательность, сдержанность.

Моральные антиценности, пороки как проявление зла: мизантропия (человеконенавистичество), гордыня, зависть, гнев, лицемерие, властолюбие, агрессивность, распущенность, нежелание контролировать и искоренять свои эгоистические порывы.

Добродетели без меры могут со временем приобрести черты пороков: смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – нестерпимой тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней.

В реальной жизни добро и зло редко встречаются в чистом виде. Этика, по Альберту Швейцеру (1875– 1965), опирается лишь на принцип: добро – это сохранение и развитие жизни (принцип благоговения перед жизнью), зло – уничтожение и разрушение ее.

 

Ценности имеют как конкретно-исторический, так и общечеловеческий характер. Общечеловеческие ценности: добро, свобода, истина, справедливость, мир, любовь, сотрудничество, сосуществование.

 

Нигилистическая скука: когда человек уже не идентифицирует себя с высшими ценностями

- провал смысла, ничего не обретается, и нет смысла в этом обретении, бесцельность и бесплодность

- время воспринимается растягивающимся в вечность или вообще остановившимся, у человека нет никаких ожиданий, намерений, надежд, целей в будущем

— выход видится в консумизме — потребительстве, потреблении ради потребления, ради забвения своей нигилистической скуки

— человеку необходимо гармоничное сочетание метафизических (больших) и экзистенциально-личностных (малых) смыслов.

 

 

Подходы в осмыслении ценностей: прагматически-плюралистический, трансцендентальный, персоналистический, социокультурный.

Прагматический подход рассматриваетценности с точки зрения «полезности», «целесообразности», «инструментальности».

Добро – уникально и никаких устойчивых общих норм нравственности нет. Ценности всегда конкретны, решение ценностных проблем ситуативно. Но всё же есть совокупность ценностей, которые ценимы людьми всегда: здоровье, честь, доброе имя, богатство, ученость, справедливость, доброжелательность.

Трансцендентальный подход рассматривает ценность как идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с «эмпирическим», а с «чистым», трансцендентальным сознанием. Именно в таких ценностях – спасение от скептицизма и релятивизма. Ценности: истина (логическая ценность), добро (этическая ценность) и красота (эстетическая ценность). Наука, правопорядок, искусство – необходимые условия существования человечества. Ценность – это не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект, или «сознание вообще». Последнее выступает как абсолютное мерило логической, эстетической и этической оценки фактов.

Персоналистический подход рассматривает человека как носителя ценностей, а не как «оценивающего субъекта». У людей – различные ценности:

А) «Весельчак» – «чувственные» (радость-наказание, удовольствие-боль),

Б) «Техник»– «гражданские» (полезные, вредные),

В) «Мудрец» – «культурные» (эстетические, научно–познавательные),

Г) «Святой»– религиозные

Высшие ценности – абсолютны, неделимы и принадлежат всем.

Социокультурный подход рассматривает ценности как подвижный, изменчивый феномен соответствующий определенным социокультурным параметрам.

Ценность – установка, направление интереса той или иной исторической эпохи. Ценности имманентны, а не трансцендентны человеку. Они разные, их много и вносит их в мир сам человек: харизматический лидер, создающий историю, или же историк-ученый, мысленно упорядочивающий ценности, тем самым внося субъективный ценностный аспект, если речь идет о творчестве.

 

Литература

 

Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии №5 2006

Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии № 3, 2002

Зубец В.Н. Два типа ценностных изменений //Философские науки №4 2000

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.,1997

Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // ВМГУ»Философия», 2002 № 3

Салин Ю. Фундаментальные ценности человека //Общественные науки и современность 1995 № 4

Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки №4 2004

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Ответьте на вопросы

1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

2. Чем отличаются религиозные ценности от светских?

3. О чём спорили Христос и Пилат?

4. Каковы наиболее типичные ценности современного человека, ваши собственные?

 

Заполните таблицу

«Добро и зло»

Добро Зло
   

Напишите, что (какие поступки, отношения, высказывания) именно Вы, по отношению лично к себе, воспринимаете как добро или зло.

Есть ли точки соприкосновения в понимании добра и зла Вами и Вашими сокурсниками?

Существует ли «абсолютное добро» и «абсолютное зло»?

 

Объясните цитаты и афоризмы

«Есть ценности, которые рождаются устаревшими» (Жиль Делез)

«Доброта беззащитна, и поэтому существует» (Сян-цзы)

«Когда добро бессильно, оно — зло» (О. Уайльд )

«Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Мишель Монтень)

«Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» (Хун Цзычен)

«Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека)

«Добро по указу — не добро» (И. С Тургенев.)

«Люди — жестоки, но человек — добр» (Р. Тагор)

«Я не настолько ещё подлец, чтобы думать о морали» (В. Розанов)

 

 

Выполните тестовые задания

1. Система норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе - …

А) методология

Б) психология

В) мораль

Г) эстетика

2. Христианское понимание смысла жизни заключается в …

А) преобразовании мира

Б) накоплении знаний

В) освобождении от страстей

Г) спасении

3. Идея «ненасилия» в мировоззрении Л. Толстого означает:

А) непротивление злу силой

Б) поиск компромисса между добром и злом

В) отказ от сопротивления злу

Г) сотворение добра

4. Принцип «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – называют золотым правилом…

А) политики

Б) права

В) нравственности

Г) религии

Д) бизнеса

5. Учение, согласно которому жизнь человека изначально предопределена Богом судьбой или объективными законами бытия, называется:

А) фатализм

Б) волюнтаризм

В) экзистенциализм

Г) креационизм

 

 

Видеофилософия

Посмотрите на You tube

Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Вечных ценностей не существует»,

или «Сегодня наглость – первое счастье» (26.01.12),

или «Свободное время человеку не нужно» (07.06.12)

или «Благосостояние выше нравственности»

и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

Выберите тему для реферата

1. Свобода как ценность.

Бердяев, Н. А, Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Максимов, А. М. Измерения свободы. Екатеринбург, 1994.

Шрейдер, Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. № 1.

Волынская Л.Б. Свобода и детерменизм в выборе смысла жизни // ФН. 2002. № 3.

 

2. Этика И. Канта.

Гусейков, А. А. Великие моралисты. М., 1995.

Гусей ков, А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейков, Г. Ирлитц. М., 1987.

Кант, И. Сочинения в 6 т. М., 1963-1966.

 

3. Культура и ценности.

Витгенштейн Л. Культура и ценность //Человек. 1991, №5-6

Ярошевский Т.М. Культура и ценности // ВФ, 1984, №12

Культура, человек и картина мира. М., 1987.

Петров, М. К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

 

5. Смысл человеческой жизни.

Карпов М.М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону, 1994.

Смысл жизни. Антология. М., 1994.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 

6. Э. Фромм о свободе: «свобода от» и «свобода для».

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

 

 

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.018 с.)