Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических препаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угроза человеку идет даже не от возможного губительного действия машин и технических препаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе.



Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости.

Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык.

«Мы пришли слишком поздно для Богов, но слишком рано – для Бытия. Поэзия Бытия лишь только началась, и это – Человек»

Наш путь — путь мысли.

Такой вещи как человек, являющейся человеком благодаря самому себе не существует.
«Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек — это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется «перепрыгнуть через себя». Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас — здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас — в настоящий час мировой истории»
«Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в целом»

Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции

Человек блуждает. Человек не просто вступает на путь блужданий. Он всегда находится на пути блужданий. Путь блужданий, которым идет человек, нельзя представить себе как нечто, что просто сопровождает его, наподобие ямы, в которую он иногда попадает. Путь блуждания принадлежит к внутренней структуре Dasein, в которую вовлечен исторический человек

Человек, скорее, самым бытием сброшен в истину бытия, чтобы, экзистируя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть... Для человека, однако, остается вопрос, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому со-бытию

Лишь когда человеческое существо в событии прозрения как озаренное им отказывается от человеческого своеволия и бросает себя навстречу озарившему его свету, прочь от самого себя, человек в своем существе начинает отзываться на обращенное к нему озарение

Неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить

Священное же, которое есть пока еще лишь сущностное пространство божественности, опять же еще только хранящей измерение для богов и для Бога, взойдет в своем свечении только тогда, когда в своей долгой подготовке просветлиться и будет воспринято в своей истине само бытие. Только так от бытия, начнется преодоление бездомности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека

Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному "основанию" сущего, ибо "основание" становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла

Собственное бытие к смерти, т.е. конечность временности, есть потаенная основа историчности присутствия

Сущность человека покоится в его экзистенции

Такой вещи как человек, являющейся человеком благодаря самому себе не существует

Тупик ли область истины бытия или она тот простор, где свобода хранит свое существо, — пусть каждый об этом судит, сам попытавшись пройти указанным путем или, что еще лучше, лучшим, т. е. проторив путь, соразмерный вопросу

Ужас приоткрывает Ничто. В ужасе “земля уходит из-под ног”. Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами — вот эти существующие люди — с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому в принципе жутко делается не “тебе” и “мне”, а “человеку”. Только наше чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, все еще тут

 


Марксизм и неомарксизм

(втор. пол. 19 – 20 века)

диалектический материализм

исторический материализм

       
   
 

Главные представители:

К. Маркс («Капитал»)

Ф. Энгельс («Диалектика природы»)

В. Ленин («Материализм и эмпириокритицизм»)

Главные идеи:

1) главная сфера общества – материальная (сфера производства)

2) главное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями

3) главная движущая сила общества – классовая борьба

4) способ перехода от одного общества к другому – социальная революция

5) этапы развития общества – пять общественно-экономических формаций, отличающихся формой собственности на основные средства производства

6) цель истории переход от капитализма к коммунизму (социализм – первая его фаза)

 

 

Фрейдизм и неофрейдизм

(20 век – Австрия, США)

философия психоанализа

Главные представители:

З. Фрейд («Психология бессознательного»)

К. Юнг («Человек и его символы»)

Э. Фромм

К. Хорни, Г. Салливан

Главные идеи:

1) Рассмотрение культуры под углом зрения психологических процессов, ведущее место среди которых занимает бессознательное

2) бессознательное – совокупность безличных психологических процессов («Оно» или «Ид»), не представленных в сознании, главными из которых являются либидо и танатос («детское» начало, действующее по принципу «я хочу»)

3) человеком движут два главных влечения: Либидо (к жизни, дюбви), Танатос (к смерти) – «принцип удовольствия»

4) к основным структурным элементам личности, кроме «Оно», относится «Сверх-Я» («Супер-эго») (интериоризированная индивидом культура, действующая также виде бессознательной установки) – «принцип реальности» («строгий отец», «родительское начало», действующее по принципу «я должен»)

5) между принципом удовольствия и принципом реальности всегда существует напряжение (противоречие), если последний требует от человека слишком многого, то возникает невроз (или целые невротические культуры)

6) способом разрешения этого противоречия является сублимация – переброска психической энергии с неосуществимой цели на осуществимую, конструктивную

 
 

Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

Австрия

создатель психоанализа

 

Философия

1. Строение психики. Психика человека имеет три сферы:

«Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения.

«Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности.

«Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека.

2. Функционирование психики. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности. Функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же — силами заимствованными. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенную волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей.

3. Если до З. Фрейда психическое сводилось к сознанию, то Фрейд впадает в другую крайность, осуществляя редукцию сознания к бессознательному («все душевные процессы по существу бессознательны».

 

Карл Юнг

(1875 — 1961)

Швейцария

Философия

1. Наряду с личным бессознательным (открытым З. Фрейдом) существует коллективное бессознательное – результат коллективной жизни людей, жизни рода

2. Проявлением коллективного бессознательного в психике человека являются архетипы («обобщение бесчисленных типовых опытов ряда поколений… психические осадки бесчисленных переживаний») («Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57-58)., закрепляющиеся в психике человека исторически, передающиеся по наследству из поколения в поколение.

3. К общечеловеческим первообразам (архетипам) относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, агрессивная тенденция таится в глубинах человеческой души и способна проявиться в действиях человека. Но эта тенденция может и не стать явной, а скрываться под маской «Персоны» (архетипа, в котором заключена ширма, или маска, которой пользуется человек, чтобы скрыть свое истинное «Я»). Архетип «Анима» представляет женское начало в мужчине, архетип же «Анимус» — мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком. Архетип «Самость» выступает субъектом целостной психики человека, предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

Эрих Фромм

(20 век)

фрейдо-марксизм

Книги:

«Бегство от свободы»

«Быть или иметь»

«Искусство любви»

 

 

Главные идеи:

 

1) свобода — главная ценность человеческой жизни

(пять ступеней к свободе)

 

7) главное противоречие современного человека -

«свобода-безопасность» (свобода-ответственность)

 

7) свобода «от» и свобода «для», «быть» и «иметь»,

«личность рыночного типа». «бегство от свободы»

 

4) способы разрешения противоречия: три — негативных (волюнтаризм, деструкция, конформизм), три — позитивных («возвращение к корням», любовь, творчество), «искусство любить»

 

 

Прагматизм

(США – кон. 19-нач. 20 века)

(«прагма» – дело, действие)

прагматизм – сугубо американская форма позитивизма, в ней наиболее ярко выражается своеобразие американского духа

Главные представители:

У. Джеймс («Воля к вере»)

Д. Дьюи («Психология и педагогика мышления»)

Ч. Пирс («Начала прагматизма»)

Р. Рорти «Философия и зеркало природы»

 

 

Уильям Джеймс Чарлз Пирс Джон Дьюи

Главные идеи:

1) философия – практическая наука, действие, целе­сообразная деятельность – центральное, оп­ределяющее свойство человеческой сущности – адаптация к условиям жизни (мышление — средство приспособления организма к среде)

– организм, ориентирующийся в окружающей среде, — основной предмет исследования для прагматизма

– прагматизм испытал влияние дарвинизма

Цель философии (по Дж. Дьюи) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её. Основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.039 с.)